1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока
Учитель объявляет тему урока (слайд 1). Вопрос к классу:
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)
2. Повторение изученного материала
а) словарно-терминологический диктант:
Морфология, орфография, культура речи, имена существительные одушевлённые, собственные и нарицательные; Родина, Отечество, Отчизна, молодёжь, простор, раздолье, юбилей, армия, лекция.
б) творческое задание: составить словосочетания с любыми записанными словами.
в) разбор словосочетаний у доски: милая Родина, векового юбилея.
Определить род, число, падеж главного и зависимого слов.
- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде, числе и падеже)
г) опрос по правилам
- Что мы знаем о категории рода? (Может быть мужской, женский, средний)
- О категории числа? (Существительные изменяются по числам; есть имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. Привести примеры).
- Какие падежи вы знаете? Перечислите (с вопросами).
д) просклоняйте существительные: по вариантам:
И.п. родина простор молодёжь
Р.п. родины простора молодёжи
Д.п. родине простору молодёжи
В.п. родину простор молодёжь
Т.п. родиной простором молодёжью
П.п. о родине на просторе о молодёжи
е) выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)
ж) составить предложение со словом родина (устно). Разбор предложения на доске и в тетради и дополнительные задания
В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении.
- Сделайте вывод о том, какую роль может играть существительное в предложении.
- Выделите окончания в существительных – однородных членах. Объясните свой выбор. (Правило ещё раз).
з) морфологический разбор: о жизни3
- Что мы повторили (промежуточный итог урока).
3. Контрольно-проверочные задания
а) выборочно-распределительное списывание (одушевлённые и неодушевлённые – ставить в начальной форме). (Слайд 2)
Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле большой лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы…
в) осложнённое списывание. Задание: определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания (слайд 5).
Поездка по Волг…, доехать до деревн…, жить в деревн…, ошибка в изложен…, побывать на лекц… в планетар…; работать в лаборатор…, учиться в консерватор…, отдыхать на пляж…, говорить о живопис…
Слайд:
Самопроверка с доски (правильный вариант). (Слайд 6)
- Какие виды орфограмм вам встретились? Подчеркните известные вам орфограммы.
? - Составьте с любым словосочетанием предложение с обращением. Запишите в тетрадь.
Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?
г) тест
Прочитайте два текста и выполните задания. Текст 1 Вода сплошной пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату заливало трепетным, пугающим светом. (Булгаков) Текст 2 Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. (Есенин) 1. Какая тема объединяет тексты? а) Дождь. б) Ночь. в) Гроза. г) Лес. 2. В каком ряду все имена существительные среднего рода? а) вода, чашка, пеленой б) небо, за окном, из золота в) гром, светом, лес г) дело, в небе, комната
3. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
4. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) родам; в) лицам.
5. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении“ Тучи рваные кутают лес ”: