Иманбердиева Жамал Турсыновна,
учитель начальных классов средней школы №46 г.Тараз, Республика Казахстан
Урок русского языка во 2-м классе.
Тема: Глагол как часть речи.
Цели урока:
1. Образовательная: ознакомление учащихся с новой частью речи –
глаголом. Формирование представления о функциях глагола в речи.
2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти,
устной речи.
3. Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: объяснение новой темы.
Вид урока: усвоение новых знаний.
Методы: словесный, практический, эвристический.
Прогнозируемый результат: учащиеся умеют распознавать глаголы, отличать их от
других частей речи.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
а) Игра «Головоломка»
б) «Найди лишнее слово»
III. Объяснение новой темы.
1. Объявление темы урока.
а) «Назови действия»
б) Разгадай «Филворд».
2. Новая тема.
а) Игра «Волшебный сундучок»
б) Работа с книгой.
3. Физминутка.
IV. Закрепление новых знаний.
1. Ребус.
2. Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»
3. Самостоятельная работа.
4. Игра «Подарок гномикам-глаголикам»
V. Подведение итогов урока и комментирование оценок.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Слайд № 2
Мир, мир, мир везде,
Мир в тебе, мир во мне.
Любовь, любовь, любовь везде,
Любовь в тебе, любовь во мне.
Желаю мира и любви и хорошей работы на уроке.
Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 45 минут. Давайте
вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три
волшебных круга.
Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные, они
помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец,
помогут открыть тайну.
- Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная
работа)
- А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не
просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (запишите).
- Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит волшебная музыка, учитель надевает головной убор феи)
- Ну какая же фея без волшебной палочки! Если вы будете отвечать правильно,
она будет загораться.
II . Объяснение новой темы.
1. 1. Минутка чистописания.
- Прежде, чем начать писать, подготовим свои пальчики.
Слайд № 3
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Эти алые цветы раскрывают лепестки,
Головой кивают, солнышко встречают.
Эти алые цветы закрывают лепестки,
Головой кивают, тихо засыпают.
Слайд № 4
- Внимательно посмотрите на данное изображение. Какая буква встречается
чаще, чем другие.
Слайд № 5
О
Омо Омоо Омооо
- продолжите запись, соблюдая данную закономерность.
- Буква наша волшебная, поэтому дополним её лучиками.
- На что она стала похожа? (на солнышко)
- Пусть это солнышко на протяжении всего урока дарит вам хорошее
настроение.
1. 2. Словарная работа.
Игра: «Головоломка»
Слайд № 6
- Проделай математические действия со словами и получи новое слово:
ВОСТОК – СТОК + РОНА = ВОРОНА
СОМ – М + РОБОТ – БОТ + КА = СОРОКА
СОК – К + БАРАН – РАН + КА = СОБАКА
ПЕСОК – СОК + ТУМАН – МАН + Х = ПЕТУХ
- Найдите лишнее слово (собака)
- К какой части речи относится слово собака? (существительное)
III . Объяснение новой темы.
1. Объявление темы урока.
а) «Назови действия»
Слайд № 7
Со-ба-ка –– что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет
(запись слов на доске).
- Что называют все эти слова? (действия предмета).
- А как называются эти слова в русском языке, вы узнаете, разгадав филворд.
б) Разгадай «Филворд»
Слайд № 8
- Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не
пересекаться.
Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р
(1) . - Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
(2) . - Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
(3). - Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
(4) . - Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
Слайд № 9
- Так как называются слова, обозначающие действия наших собак? (глагол)
- Итак, новая часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на волшебном
листе с большой буквы, поставьте точку.
Слайд № 10
Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Читаю стих с доски.
Гномики - глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят
рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена
существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом,
что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
2. Новая тема.
а). Игра «Волшебный сундучок»
- Гномики пришли к нам в гости не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.
- Давайте посмотрим, что в этом сундучке.
(дети подбирают глаголы к существительным)
Медвежонок рычит. Петух кукарекает. Заяц прыгает. Карандаш чертит.
Фонарик светит. Книга учит.
б). Работа с книгой.
- Давайте прочитаем в этой мудрой книге о глаголе.
Страница 205.
- Стихотворение «Я пришёл из школы» (читает ученик)
- Какие действия совершал мальчик?
Правило страница 207 (читает учитель, ученики про себя, вслух)
Слайд № 11
- Глаголы подчёркивают двумя линиями.
- Что называется глаголом?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают?
- Как подчёркивают глаголы?
Слайд № 12
Упражнение 523 (устно, прочитайте текст, найдите глаголы)
Слайд № 13
Упражнение 524 (письменно, вставьте буквы, объясните написание.
- О ком говорится в предложении? Что он делает? – подчёркивают)
- Что можно сказать обо всех этих животных? (они очень трудолюбивые)
- Какие слова помогли вам определить, что они трудолюбивые?
- А вы можете назвать себя трудолюбивыми? Почему?
- С самого детства мы должны приучаться к труду, потому что труд
облагораживает человека.
в). Физминутка.
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берёшь?
- А даёшь?
- Как шалишь?
- А грозишь?
IV . Закрепление новых знаний.
Слайд № 13
1. Ребус.
- Гномики принесли нам ребус. Разгадав его , вы узнаете фамилию великого
сказочника.
(показываю портрет )
- Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок.
2. Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»
- Посмотрите отрывок из мультфильма. Вам нужно будет назвать глаголы,
которые вы услышите.
- Запись глаголов на доске.
3. Самостоятельная работа.
- А сейчас гномики - глаголики хотят проверить, хорошо ли вы усвоили тему
урока. У каждого из вас есть на парте карточка.
- У кого синяя карточка – должны записать, что делают этими предметами.
- У кого зелёная – запишут, кто как подаёт голос.
- У кого красная – запишут, кто как передвигается.
Проверка (сигнальными карточками)
4. Игра «Подарок гномикам-глаголикам»
- Гномики – глаголики не хотят, чтобы их сундучок оставался пустым и просят
вас наполнить его глаголами. За правильный ответ вы получите конфету.
(дети читают слова, определяют какой частью речи они являются и в сундучок
кладут только глаголы)
V . Итог урока.
Слайд № 14
- Что называется глаголом?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают?
- Как подчёркивают глаголы?
VI . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Слайд № 15
Упражнение 527 страница 208
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р
J
J
Ответьте: что делают этими предметами?
Лопатой копают
Пилой ____________
Утюгом ____________
Топором ____________
Ложкой ____________
Ручкой ____________
Кто как голос подает?
Лев рычит
Кошка ____________
Ворона ____________
Рыба ____________
Лошадь ____________
Петух ____________
Кто как передвигается? Дополните список животных сами.
Птицы, бабочки………..
Рыбы, дельфины……….
Змеи, ящерицы………..
Кузнечики…………..
………………………………………………
……………………………………………..