kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок при изучении темы "Глагол" в 5 классе по программе Т. Ладыженской. На этом уроке повторяется материал, который был изучен учащимися в начальной школе по теме "Глагол"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи".»

Предмет: русский язык Класс: 5 класс (по Т.Ладыженской) Тип урока: обобщение материала, изученного в начальной школе

Тема

Обобщающий урок по теме «Глагол»

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

5.стимулировать творческую деятельность в его изучении.

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Морфологические, синтаксические признаки глагола, значение, вопросы. Синтаксическая роль.

Ресурсы

Доска, дидактический материал, стихи о весне русских авторов, учебник

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Парная работа, компьютерная презентация

















Стадия вызова

5 минут

Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации

1.мотивация к учебной деятельности

Приветствие учителя. Выборсмайлика, соответствующего вашему настроению

2. Целеполагания

Формулируют цель урока и задачи


-Что делает человечек? + улыбается

-Почему? +весна – эта тема пойдёт у нас на уроке

_Какую часть речи мы использовали для описания действий человечка

+глагол

- Тема урока? Запишем её в тетрадь.

Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

+что обозначает глагол

+ на какие ? отвечает

+ как изменяется глагол

+ какие морфологические признаки имеет

+ каким членом предложения является (повесить на доску)

Стадия осмысления

20 мин.


Работа с таблицей ЗХУ

Все заполняют 1 часть таблицы-знаю (3 мин.)

Повторение правил работы в паре

(отвечает 1 от пары, другие дополняют) (2 мин)


Сообщение ученика о глаголе как части речи

Остальные заполняют 3 часть таблицы-узнал (5 мин.)


Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.


Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

В древности были ещё слова с тем же корнем например: Глаголица //

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.

Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”.

Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

“Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.


Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.


Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Провёл исследование: Взял текст художественного стиля и решил проверить достоверность фактов

Подсчитал все слова в стихотворении –

Подсчитал существительные –

Подсчитал глаголы –

Подсчитал – прилагательные –

Сделал вывод -

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудилсяовраг.

Константин Бальмонт

В стихотворении 19 слов, 9 – существительные, 4 глагола, 1 прилагательное, 2 предлога

Вывод: глагол занял, действительно, 2 место по частоте употребления в стихотворении


Задача на будущее:

учиться использоватьглаголыв речи

- что передаёт глагол заизумрудился?

- цвет, зелёный, зазеленел


Проверка заполнения 3 части таблицы учащимися

- значит говорить, глаголица -1азбука, 2 место по употреблению, всё оживляет



Глагол, его вопросы и значение

(снять 2 пункта плана)

Работа в группе

Соотнесение полученной информации со своими знаниями

-практическое задание 5 мин

Творческого характера

что обозначает глагол мы узнали?

+ действие

- выполним задание: к существительным подберём глаголы

1 группа

  1. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов.Задание – оживить картинку.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Первые листочки. Бесконечное поле.


2 группа

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов

  1. . Задание – оживить картинку.

День. Яркое солнце. Маленькая тучка. Первый гром. Ласточка. Ветерок. Капельки. Дождь.

Вывод:—Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета, они передают динамику предмета, состояние человека и др.

-Какую часть речи называем глаголом?

-проверим вывод по учебнику стр. 242, под 1., дополнить 1 часть таблицы


Соотнесение полученной информации со своими знаниями

индивидуальная работа 2 мин

-Прочитать, как изменяются глаголы в учебнике стр. 242 2. И соотнести свои знания с материалом учебника, сделать дополнения в таблице знаю 1 часть

- прочитать, как изменяются глаголы

Вывод:

изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени) и по родам (в единств.Числе) и числам (в прошедшем времени).

-Какой матерьял вы бы взяли для повторения из прочитанного?


Снять3 пункт плана

Определение, в чём согласуются подлежащее со сказуемым 3 мин

Практическая выборочная работа в парах по упр. 607, стр. 241

1 пара 1 предл. Голубеют дали наст время, соглас в числе. 2 предл – небеса засинели прош. Время. Соглас в числе т.кмн число

2 пара – 1 предл. Степи, рощи и леса зазеленеют. Согласв числе, будущее время 2 предл. Цветы пестреют - согл. В числе, наст время


Стадия рефлексии

15 мин.

Выведение знаний на уровень понимания и применения, постановка новых целей

(снять 4 пункт плана)













презентация

- что называется изменением глагола по лицам и числам

+ спряжение

- Как определить спряжение? Вспомнить поможет алгоритм действия


Алгоритм

Как определить спряжение глагола?

  1. Поставить глагол в начальной форме.

  2. Посмотреть, на что оканчивается глагол:

1 спряжение 2 спряжение

Не на – ить на –ить

Исключение: исключение:

Брить 4 – на –ать

Стелить 7 – на-еть

Пишем - е – ут, ют пишем – и – ат,ят


Самостоятельная работа

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи,

И лес оден..тсялиствою.

Плещеев.

Проверка по эталону

Тает – 1 спр.,

Бегут – 2 спр.,

Повеяло – 1 спр.

Засвищут – 1 спр.,

Оденется – 1 спр.


Снять последний пункт плана

Синтаксический разбор предложения (комментирование 1 ученика)

- 1 предложение разобрать синтаксически

- глагол чаще всего бывает сказуемым

- выполнили свои задачи на уроке

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Постановка дальнейших задач обучения

  1. Заполнение 2 графы таблицы – хочу узнать по оглавлению учебника – что предстоит изучить

Итог

Психологическое тестирование повторное

Дайте определение глагола

Проведение самоконтроля по таблице и самооценивания

Оценки учителя за урок

Домашнее задание

дифференцированное

Упр. 610, стр. 241 –выписать однокоренные сущ. И глаголы в 2 столбика – Денис

Составить сказку «Первый цветок» Руслан, Лиза, Саша-по желанию, используя глаголы действия, чувства, цвета и др.

Дополнительное задание


Тест

А1. Глаголы изменяются по числам?

а) изменяются;

б) не изменяются.


А2.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …

А) единственного числа;

Б) множественного числа.


А3. Сколько лиц имеют глаголы?

А) 1 лицо

Б) 2лица

В) 3лица


В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) 2 спряжения:

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердилсяна волглую пелену, окутавшую всё вокруг.





Ответы

А1. – б, а2. –а а3 – в в1 – сердился, зашипел











Сообщение о глаголе


Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.


Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

В древности были ещё слова с тем же корнем например: Глаголица //

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.

Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”.


Языковедами глагол выделяется как самая сложная самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.


Провёл исследование: Взял текст художественного стиля и решил проверить достоверность фактов

Подсчитал все слова в стихотворении –

Подсчитал существительные –

Подсчитал глаголы –

Подсчитал – прилагательные –

Сделал вывод -

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудилсяовраг.

Константин Бальмонт





















Карточка

1 группа

  1. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов.Задание – оживить картинку.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Первые листочки. Бесконечное поле.

карточка

2 группа

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов

  1. . Задание – оживить картинку.

День. Яркое солнце. Маленькая тучка. Первый гром. Ласточка. Ветерок. Капельки. Дождь.

Алгоритм

Как определить спряжение глагола?

  1. Поставить глагол в начальной форме.

  2. Посмотреть, на что оканчивается глагол:

1 спряжение 2 спряжение

Не на – ить на –ить

Исключение: исключение:

Брить 4 – на –ать

Стелить 7 – на-еть

Пишем - е – ут, ют пишем – и – ат,ят



Самостоятельная работа

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи,

И лес оден..тсялиствою.

Алгоритм

Как определить спряжение глагола?

  1. Поставить глагол в начальной форме.

  2. Посмотреть, на что оканчивается глагол:

1 спряжение 2 спряжение

Не на – ить на –ить

Исключение: исключение:

Брить 4 – на –ать

Стелить 7 – на-еть

Пишем - е – ут, ют пишем – и – ат,ят



Самостоятельная работа

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи,

И лес оден..тсялиствою.



Алгоритм

Как определить спряжение глагола?

  1. Поставить глагол в начальной форме.

  2. Посмотреть, на что оканчивается глагол:

1 спряжение 2 спряжение

Не на – ить на –ить

Исключение: исключение:

Брить 4 – на –ать

Стелить 7 – на-еть

Пишем - е – ут, ют пишем – и – ат,ят



Самостоятельная работа

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи,

И лес оден..тсялиствою.

Алгоритм

Как определить спряжение глагола?

  1. Поставить глагол в начальной форме.

  2. Посмотреть, на что оканчивается глагол:

1 спряжение 2 спряжение

Не на – ить на –ить

Исключение: исключение:

Брить 4 – на –ать

Стелить 7 – на-еть

Пишем - е – ут, ют пишем – и – ат,ят



Самостоятельная работа

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи,

И лес оден..тсялиствою.

Тест

А1. Глаголы изменяются по числам?

а) изменяются;

б) не изменяются.


А2.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …

А) единственного числа;

Б) множественного числа.


А3. Сколько лиц имеют глаголы?

А) 1 лицо

Б) 2лица

В) 3лица


В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) 2 спряжения:

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг.






Тест

А1. Глаголы изменяются по числам?

а) изменяются;

б) не изменяются.


А2.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …

А) единственного числа;

Б) множественного числа.


А3. Сколько лиц имеют глаголы?

А) 1 лицо

Б) 2лица

В) 3лица


В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) 2 спряжения:

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг.














Тест

А1. Глаголы изменяются по числам?

а) изменяются;

б) не изменяются.


А2.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …

А) единственного числа;

Б) множественного числа.


А3. Сколько лиц имеют глаголы?

А) 1 лицо

Б) 2лица

В) 3лица


В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) 2 спряжения:

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг.






Тест

А1. Глаголы изменяются по числам?

а) изменяются;

б) не изменяются.


А2.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …

А) единственного числа;

Б) множественного числа.


А3. Сколько лиц имеют глаголы?

А) 1 лицо

Б) 2лица

В) 3лица


В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) 2 спряжения:

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг.












Индивидуальная карта учащегося

Я знал(а)

Хочу узнать

Узнал(а)



































































Оценки за урок

Фр. опрос

1 часть

2 часть

3 часть

Твор. Раб.

По упр.

Опр. Спряж.

Синт. Разб.

тест

оценивание

Инд зад.

итог



















































Оценки за урок

Фр. опрос

1 часть

2 часть

3 часть

Твор. Раб.

По упр.

Опр. Спряж.

Синт. Разб.

тест

оценивание

Инд зад.

итог





























































Оценки за урок

Фр. опрос

1 часть

2 часть

3 часть

Твор. Раб.

По упр.

Опр. Спряж.

Синт. Разб.

тест

оценивание

Инд зад.

итог





















































Оценки за урок

Фр. опрос

1 часть

2 часть

3 часть

Твор. Раб.

По упр.

Опр. Спряж.

Синт. Разб.

тест

оценивание

Инд зад.

итог





























































  1. Физкультминутка.

Если услышите глаголы в прошедшем времени – топайте. Если в настоящем – хлопайте. Если в будущем – прыгайте.



Испугался Рома грома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.



Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.



Шавка очень громко лает.

Шавка очень твердо знает:

Тот, кто громче скажет «гав»,

Тот всегда и будет прав.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи".

Автор: Кручинина Нина Борисовна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока Глагол как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "180768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425232087"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи» с презентацией"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_5_klassie_po_tiemie_glaghol_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "413935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494341231"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "218598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847811"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока по русскому языку на тему " Глагол как часть речи" в ТРКМ "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi-v-trkm"
    ["file_id"] => string(6) "242403"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445450531"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(172) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi-po-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "199052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428507186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства