kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи» с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Конспект урока по   русскому языку в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи» с презентацией будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при  изучении темы «Глагол».  Урок  поможет учащимся осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей; научит анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, осуществлять информационную переработку текста; находить глаголы и правильно их использовать в речи. Урок формирует  универсальные учебные действия школьников.

Учебник: Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.Д Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я.Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана-Граф,2013.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 3 мая табл»

УРОК в 5 классе


Тема: Глагол как часть речи.

Тип уроков: Уроки обобщения и углубления изученного.

Цели: Образовательные: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;

учить практическому применению знаний по теме;

вырабатывать навык самооценки знаний.

Развивающие: развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;

работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к русскому языку;

создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Оборудование: карточки (текст с пропусками), экспресс-тест, учебник


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Стадия вызова.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Веселый – грустный

Грубый - ласковый

Неряшливый - аккуратный

Холодный - горячий

Небольшой - огромный

Трудолюбивый – ленивый

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

Запишите тему урока «Глагол как часть речи».

Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать?




Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


III. Формулирование темы и целей урока.


Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

Запишите тему урока «Глагол как часть речи».

Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать?

 - Что такое глагол?

- Какова роль глагола в предложении и в речи?

- Какие морфологические признаки имеет глагол?

Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.




Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи.



А) Происхождение слова «глагол» (слайд)

Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Б) Работа с учебником

Прочитать теорию в учебнике на странице 254-255.

Вопросы: Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете?

На стр. 255 даны 7 примеров к рассказу о глаголе, соотнесите их с теорией.

В) Продолжаем знакомиться с глаголом: упражнение «корректор» (карточки с текстом).

Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?

По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?

 В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.)

1. Как изменился текст?

2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?

3. С помощью какой части речи это произошло?

Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)

Один день

 Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…

 Продолжение, как вариант ( Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит.  Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю).

Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.

Глагол — это цельная мысль, а не отдельное понятие, как имя существительное; это сообщение о чем-то, а не эмоция выражения, как имя прилагательное. Когда-то глаголом и называли всякое слово (так и у Пушкина — в архаичном высоком значении: «глаголом жги сердца людей»), еще раньше — речь вообще. В течение сотен лет сохранялась лаконичная речь предков в емком слове, в важнейшей части речи — глаголе. Новое — вот что важно в глаголе. Не багаж памяти, а свежесть новости скрыта в глаголе, когда его произносят.

Оттого и любят его писатели. Глагол — действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами. Не готовое определение, а ускользающий признак сказуемого, сказанного, выявленного; не белыйбеленькийбеловатый, не белостьбелизна или бель, а белетьбелетьсябелитьбелеющийбелея. Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, а у него каждое третье слово — глагол; четкость слога у Чехова — тайна в том же; динамизм рассказов Алексея Толстого — пружина все тот же глагол. Самая необходимая часть речи. Именно среди глаголов мало заимствований; обычно заимствуется имя — понятие, а действием и эмоцией оно наполняется уже в нашем родном языке.

Потому что каждый глагол — свернутая в слово целая речь.

Итак, глагол – это действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами.


Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Развитие учебно­языковых умений.



Работа с упр. 8 (стр. 256)Работа в паре.

1-а 2-б

3-г 4-в

5-д 6-е


«Кто что делает?»

Ученики записывают слова: лечит, готовит (варит), делает (печет), рисует, продает, летает, чертит, танцует, играет, чинит, управляет, разносит, строит, красит.

Врач - лечит

Повар - готовит (варит)

Кондитер - делает (печет)

Художник - пишет

Продавец - продает

Космонавт - летает

Архитектор - чертит (разрабатывает)

Балерина - танцует

Футболист - играет

Механик - чинит

Пилот - управляет

Официант - разносит

Строитель - строит

Маляр - красит

Работа с учебником (стр. 257, упр. 9)

Записывают, обозначают морфемы.

А теперь давайте посмотрим словообразовательные пары и выясним, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.



Экспресс-тест на знание темы - Индивидуальная работа на листочках.

1.Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие б) признак действия в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение

4. Каким членом предложения (чаще всего) является глагол в предложении?

а) подлежащим б) определением в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным б) прилагательным в) наречием

Проверка (слайд)




Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, группировать.

3.Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).



Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


VI. Итог уроков.


Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……..






Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Домашнее задание.



Домашнее задание: параграф 2, упр. 7 (1,2 задания); найти стихотворение, где автор использовал только глаголы (по желанию)








В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.





1.Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б) признак действия в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение

4. Каким членом предложения (чаще всего) является глагол в предложении?

а) подлежащим б) определением в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным б) прилагательным в) наречием

1.Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б) признак действия в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение

4. Каким членом предложения (чаще всего) является глагол в предложении?

а) подлежащим б) определением в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным б) прилагательным в) наречием

1.Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б) признак действия в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение

4. Каким членом предложения (чаще всего) является глагол в предложении?

а) подлежащим б) определением в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным б) прилагательным в) наречием





Просмотр содержимого презентации
«Глагол как часть речи презентация»

Глагол  как  часть речи

Глагол как часть речи

глаголить –  говорить

глаголить –

говорить

«глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще»

«глагол»

в древнерусском языке было «слово», «речь вообще»

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей»

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин

в стихотворении «Пророк»:

«Глаголом жги сердца людей»

глаголать - говорить глаголовать -  много говорить

глаголать - говорить

глаголовать -

много говорить

Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет.

Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет.

Глаго́ливый- говорливый, беседливый

Глаго́ливый- говорливый, беседливый

Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук.

Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке.

Глаголица – одна из первых славянских азбук.

В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» -туманно рассуждать

В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» -туманно рассуждать

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.

В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.

Один день   Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..

Один день

  Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..

Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит.  Кончились!  Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю

Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит.  Кончились! Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю

1-а 2-б 3-г 4-в 5-д 6-е

1-а

2-б

3-г

4-в

5-д

6-е

Врач - лечит Повар - готовит (варит) Кондитер - делает (печет) Художник - рисует Продавец - продает Космонавт - летает Архитектор - чертит (разрабатывает)

Врач - лечит

Повар - готовит (варит)

Кондитер - делает (печет)

Художник - рисует

Продавец - продает

Космонавт - летает

Архитектор - чертит (разрабатывает)

Балерина - танцует Футболист - играет Механик - чинит Пилот - управляет Официант - разносит Строитель - строит Маляр - красит

Балерина - танцует

Футболист - играет

Механик - чинит

Пилот - управляет

Официант - разносит

Строитель - строит

Маляр - красит

1-а 2-б 3-б 4-в 5-б

1-а

2-б

3-б

4-в

5-б

- Я понял (а) …… - Особенно мне понравилось…… - Мне было трудно (легко)…….. - Теперь я знаю (умею)……..

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……..

Домашнее задание: параграф 2, упр. 7 (1,2 задания)

Домашнее задание:

параграф 2, упр. 7 (1,2 задания)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Смолякова Анна Николаевна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-otkrytogho-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438253893"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему:"Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "189878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427043604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства