IV. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи. | А) Происхождение слова «глагол» (слайд) Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол? Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать). Б) Работа с учебником Прочитать теорию в учебнике на странице 254-255. Вопросы: Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете? На стр. 255 даны 7 примеров к рассказу о глаголе, соотнесите их с теорией. В) Продолжаем знакомиться с глаголом: упражнение «корректор» (карточки с текстом). Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом? По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать? В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы. (В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.) 1. Как изменился текст? 2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала? 3. С помощью какой части речи это произошло? Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается) Один день Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу… Продолжение, как вариант ( Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Кончились! Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю). Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол. Глагол — это цельная мысль, а не отдельное понятие, как имя существительное; это сообщение о чем-то, а не эмоция выражения, как имя прилагательное. Когда-то глаголом и называли всякое слово (так и у Пушкина — в архаичном высоком значении: «глаголом жги сердца людей»), еще раньше — речь вообще. В течение сотен лет сохранялась лаконичная речь предков в емком слове, в важнейшей части речи — глаголе. Новое — вот что важно в глаголе. Не багаж памяти, а свежесть новости скрыта в глаголе, когда его произносят. Оттого и любят его писатели. Глагол — действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами. Не готовое определение, а ускользающий признак сказуемого, сказанного, выявленного; не белый, беленький, беловатый, не белость, белизна или бель, а белеть, белеться, белить, белеющий, белея. Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, а у него каждое третье слово — глагол; четкость слога у Чехова — тайна в том же; динамизм рассказов Алексея Толстого — пружина все тот же глагол. Самая необходимая часть речи. Именно среди глаголов мало заимствований; обычно заимствуется имя — понятие, а действием и эмоцией оно наполняется уже в нашем родном языке. Потому что каждый глагол — свернутая в слово целая речь. Итак, глагол – это действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
V. Развитие учебноязыковых умений. | Работа с упр. 8 (стр. 256)Работа в паре. 1-а 2-б 3-г 4-в 5-д 6-е «Кто что делает?» Ученики записывают слова: лечит, готовит (варит), делает (печет), рисует, продает, летает, чертит, танцует, играет, чинит, управляет, разносит, строит, красит. Врач - лечит Повар - готовит (варит) Кондитер - делает (печет) Художник - пишет Продавец - продает Космонавт - летает Архитектор - чертит (разрабатывает) Балерина - танцует Футболист - играет Механик - чинит Пилот - управляет Официант - разносит Строитель - строит Маляр - красит Работа с учебником (стр. 257, упр. 9) Записывают, обозначают морфемы. А теперь давайте посмотрим словообразовательные пары и выясним, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.
Экспресс-тест на знание темы - Индивидуальная работа на листочках. 1.Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б) признак действия в) предмет 2. Глаголы отвечают на вопрос: а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) что делать? как сделать? 3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение 4. Каким членом предложения (чаще всего) является глагол в предложении? а) подлежащим б) определением в) сказуемым 5. С какой частью речи не может сочетаться глагол? а) существительным б) прилагательным в) наречием Проверка (слайд) | Познавательные УУД: 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, группировать. 3.Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).
Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |