kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Речевой этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.

Задачи:

предметные - освоение базовых понятий  лингвистики: речь и речевое общение; овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; осознание эстетических функций родного языка.

метапредметные-

коммуникативные - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.

познавательные - умение формулировать проблему, строить логическую цепь суждения, извлекать информацию из различных источников.

регулятивные - ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку.

личностные - осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры, стремление к речевому совершенству

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Речевой этикет"»

Кочеткова А.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области

Речевой этикет

Русский язык. 5 класс. ФГОС.


Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.

Задачи:

предметные - освоение базовых понятий  лингвистики: речь и речевое общение; овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; осознание эстетических функций родного языка.

метапредметные-

коммуникативные - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.

познавательные - умение формулировать проблему, строить логическую цепь суждения, извлекать информацию из различных источников.

регулятивные - ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку.

личностные - осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры, стремление к речевому совершенству



Ход урока

Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним некоторые правила вежливого общения.

Но сначала проверим домашнее задание, какие местоимения называются личными? Почему они называются личными? Каковы особенности склонения личных местоимений?

Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их.

Только ли для множественного числа употребляется местоимение «вы»? Действительно, местоимение «Вы» - это вежливая форма обращения к человеку.

В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты - общение и Вы – общение. С одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты», а с другими можем говорить только «Вы».

От чего это зависит? Ты - или Вы - общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку «ты», а в другой «Вы»? (Ученики приводят примеры.)

Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на «ты» или на «вы».

Наблюдение над материалом, записанным на доске:

Т…атр открывается!

К началу всё готово!

Б…леты предл…гаются

За вежливое слово.

- Ка(с, сс)а, выдай мне б...лет!

Ваше вежл…вое слово!

(У) меня такого нет.

Ах, (у) вас такого нет?

(Не) получите б…лет.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.

Какое из них указывает на принадлежность?

На какой вопрос оно отвечает?

Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?

Сможете ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными? Сверим нашу формулировку с учебником.

Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)


Когда мы используем местоимения ты, твой — Вы, Ваш? Обратитесь к таблице.

Употребление

«Вы, Ваш» уместно:

Употребление

«ты, твой» уместно:

1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату;

1) по отношению к хорошо знакомому адресату;

2) в официальной обстановке общения;

2) в неофициальной обстановке общения;

3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;

3) при дружеском, фамильярном,

интимном отношении к адресату;

4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

4) по отношению к равному и младшему адресату.


Обратимся к записанному нами четверостишию. Вежливым ли было обращение к кассиру?

Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатр, театр, на стадионе, вокзале, в аэропорту).

Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?

Какие формы выражения просьбу (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Обращение к тексту на доске:

Вежл…вость предпол…гает искусство человеч…ского общения. В разных языках встр…чается множество вариантов вежл…вого обращения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обращением было Ваша светлость, Ваша честь. Ваша вл…детельность.


Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их.

Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают?

Как изменяются притяжательные местоимения?

Просклоняйте: ваша большая корзина, твой голубой шар.


А теперь обратим внимание на образцы поздравлений.


Дорогой Боря?

Поздравляем тебя с Новым годом!

Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе.

Твои друзья Петя и Ваня.


Уважаемая Анна Ивановна!

С Днём 8 Марта Вас поздравляет пятый класс?

Ваши ученики.


Дорогая бабушка!

Поздравляем тебя с днём рождения!

Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья! Крепко целуем.

Твои внуки Миша и Вася.


Беседа о правильном оформлении поздравления


Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Мария Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление поздравляю с днём рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательны пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учёбе, счастья, всего самого хорошего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.


Подведение итогов:

Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенности употребления местоимений ты (твой)- Вы (Ваш)?

Домашнее задание: написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Речевой этикет"

Автор: Кочеткова Анна Алексеевна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: «Речевой этикет. Слова благодарности, извинения, просьбы»."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt_uroka_na_tiemu_riechievoi_etikiet_slova_blaghodarnosti_izvinieniia_pros_by"
    ["file_id"] => string(6) "346761"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475178638"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-formy-obrashchieniia-i-riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "106448"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403015770"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему *Речевой этикет и общение* "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riechievoi-etikiet-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "156822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421494097"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект урока риторики."
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekturokaritoriki"
    ["file_id"] => string(6) "298412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456324351"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства