kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ  ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

( практическая работа по русскому языку в 5 классе;  учебник под редакцией А.Д.Шмелева; Москва, Издательский  центр «   Вентана - Граф», 2012г.  )

Целевые установки на достижение результата:

Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.

Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная

Результат учебной деятельности: мини – проект

Оборудование: учебник Русский язык под редакцией А.Д. Шмелева 2часть, параграф 19, страницы 92 -95; лист А4, фотография или рисунок домашнего животного.

Примечание: практическая работа выполняется на листе А4.

                       Ход урока

  1. Организация класса, объявление цели практической работы.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене- везде происходит общение.

Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет – это установленный порядок, правила поведения в определенных условиях. Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. Это«волшебные» вежливые слова. Назовите их.

- Запишите вежливые слова в левой части листа (отрабатывается ещё раз правописание« волшебных»слов

- Задание: Исходя из того, о чем мы с вами сейчас говорили, определите для себя цели и запишитев правой части листа.

3. Актуализация знаний по теме « Обращение»

4. Практическая работа ( реализация мини – проекта ).

- Прочитайте « Лингвистическую кладовую» на стр. 93-94 и обращения, помещенные в упражнении № 112 на стр. 92.

Задание №2 : Конструирование  предложений( упражнение № 115 )

Придумайте обращения, которые вы могли бы использовать в разговоре: с учителем, с родителями, с другом; с человеком, имени которого вы не знаете; с знаменитым спортсменом.Запишите 5 предложений, не забывая о знаках препинания при обращениях и о формах речевого этикета.

Какие формулы обращения вы предпочитаете слышать по отношению к себе? Запишите их.

Задание № 4.Представьте, что вам надо пригласить друзей на свой день рождения. Составьте текст смс -сообщения, используя подходящее обращение, не забудьте о формулах речевого этикета.

Задание № 5. Животное реагирует не столько на слово, сколько на интонацию. В общении человека и животного для человека важно выразить свое отношение, поэтому он использует тоже оценочные слова; для установления контакта человеку достаточно назвать кличку ( произнести имя собственное со звательной интонацией). У вас дома живут любимые питомцы. Возьмите фотографию или рисунок ( домашнее задание), приклейте и ответьте на вопросы:

-Как вы подзываете свою собаку? Как выражаете своё разочарование?

Как предостерегаете её от нежелательного поступка?

5. Рефлексия.

В правой части листа вы записали себе цели. Реализовали вы их на уроке?

Сформулируйте и запишите вывод по теме практической работы «Формы обращения и речевой этикет».

6. Подведение итогов за урок. Определение домашнего задания.

  1.  

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет" »

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

( практическая работа по русскому языку в 5 классе; учебник под редакцией А.Д.Шмелева; Москва, Издательский центр « Вентана - Граф», 2012г. )

Целевые установки на достижение результата:

Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.

Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная

Результат учебной деятельности: мини – проект

Оборудование: учебник Русский язык под редакцией А.Д. Шмелева 2часть, параграф 19, страницы 92 -95; лист А4, фотография или рисунок домашнего животного.

Примечание: практическая работа выполняется на листе А4.

Ход урока

  1. Организация класса, объявление цели практической работы.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене- везде происходит общение.

Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет – это установленный порядок, правила поведения в определенных условиях. Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. Это «волшебные» вежливые слова. Назовите их.

- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо , извините…

- Запишите вежливые слова в левой части листа ( отрабатывается ещё раз правописание « волшебных» слов ).

- А зачем вам нужно не только знать , но и употреблять эти слова?

- По тому, как мы соблюдаем правила речевого этикета, окружающие судят о нас самих, нашем воспитании, общей культуре. Человек , владеющий речевым этикетом, производит благоприятное впечатление, вызывает уважение собеседника.

- Задание: Исходя из того, о чем мы с вами сейчас говорили, определите для себя цели и запишите в правой части листа.

3. Актуализация знаний по теме « Обращение»

- Что вам известно об обращении?

- Обращение- это мостик между сферой неучастников речи ( 3-е лицо ) и сферой участников речевого общения ( 1-е и 2-е лицо). Этот мостик предназначен только для тех, кто может стать собеседником, т.е. для человека. Поэтому для обращения используются существительные личные ( собственные и нарицательные ), а не предметные, вещественные или пространственные .

4. Практическая работа ( реализация мини – проекта ).

- Легко ли вам обратиться к незнакомому человеку на улице?

- Прочитайте « Лингвистическую кладовую» на стр. 93-94 и обращения, помещенные в упражнении № 112 на стр. 92.

Задание №1: Какие из обращений вы употребляете ? Выпишите слова, выделите их в рамку.

Задание №2 : Конструирование предложений ( упражнение № 115 )

Придумайте обращения, которые вы могли бы использовать в разговоре: с учителем, с родителями, с другом; с человеком, имени которого вы не знаете; с знаменитым спортсменом. Запишите 5 предложений, не забывая о знаках препинания при обращениях и о формах речевого этикета.

Задание №3 Упражнение № 114. Прочитайте отрывок из книги российского лингвиста В.А.Плунгяна « Почему языки такие разные».

Какие формулы обращения вы предпочитаете слышать по отношению к себе? Запишите их.

Задание № 4. Представьте, что вам надо пригласить друзей на свой день рождения. Составьте текст смс - сообщения, используя подходящее обращение, не забудьте о формулах речевого этикета.

Задание № 5. Животное реагирует не столько на слово, сколько на интонацию. В общении человека и животного для человека важно выразить свое отношение, поэтому он использует тоже оценочные слова; для установления контакта человеку достаточно назвать кличку ( произнести имя собственное со звательной интонацией). У вас дома живут любимые питомцы. Возьмите фотографию или рисунок ( домашнее задание), приклейте и ответьте на вопросы:

-Как вы подзываете свою собаку? Как выражаете своё разочарование?

Как предостерегаете её от нежелательного поступка?

5. Рефлексия.

В правой части листа вы записали себе цели. Реализовали вы их на уроке?

Сформулируйте и запишите вывод по теме практической работы «Формы обращения и речевой этикет».

6. Подведение итогов за урок, определение домашнего задания, сдача мини- проектов учащимися.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет"

Автор: Бородина Надежда Петровна Сумбулова Татьяна Николаевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Я пишу письмо" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-ia-pishu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "116366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412434894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка "Письмо ветерану" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pis-mo-vietieranu"
    ["file_id"] => string(6) "118432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413133331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему *Речевой этикет и общение* "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riechievoi-etikiet-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "156822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421494097"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы  И, и. "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-na-tiemu-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "120354"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413706574"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства