конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет"
Конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет"
ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
( практическая работа по русскому языку в 5 классе; учебник под редакцией А.Д.Шмелева; Москва, Издательский центр « Вентана - Граф», 2012г. )
Целевые установки на достижение результата:
Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.
Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная
Результат учебной деятельности: мини – проект
Оборудование: учебник Русский язык под редакцией А.Д. Шмелева 2часть, параграф 19, страницы 92 -95; лист А4, фотография или рисунок домашнего животного.
Примечание: практическая работа выполняется на листе А4.
Ход урока
Организация класса, объявление цели практической работы.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене- везде происходит общение.
Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет – это установленный порядок, правила поведения в определенных условиях. Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. Это«волшебные» вежливые слова. Назовите их.
- Запишите вежливые слова в левой части листа (отрабатывается ещё раз правописание« волшебных»слов
- Задание: Исходя из того, о чем мы с вами сейчас говорили, определите для себя цели и запишитев правой части листа.
3. Актуализация знаний по теме « Обращение»
4. Практическая работа ( реализация мини – проекта ).
- Прочитайте « Лингвистическую кладовую» на стр. 93-94 и обращения, помещенные в упражнении № 112 на стр. 92.
Придумайте обращения, которые вы могли бы использовать в разговоре: с учителем, с родителями, с другом; с человеком, имени которого вы не знаете; с знаменитым спортсменом.Запишите 5 предложений, не забывая о знаках препинания при обращениях и о формах речевого этикета.
Какие формулы обращения вы предпочитаете слышать по отношению к себе? Запишите их.
Задание № 4.Представьте, что вам надо пригласить друзей на свой день рождения. Составьте текст смс -сообщения, используя подходящее обращение, не забудьте о формулах речевого этикета.
Задание № 5. Животное реагирует не столько на слово, сколько на интонацию. В общении человека и животного для человека важно выразить свое отношение, поэтому он использует тоже оценочные слова; для установления контакта человеку достаточно назвать кличку ( произнести имя собственное со звательной интонацией). У вас дома живут любимые питомцы. Возьмите фотографию или рисунок ( домашнее задание), приклейте и ответьте на вопросы:
-Как вы подзываете свою собаку? Как выражаете своё разочарование?
Как предостерегаете её от нежелательного поступка?
5. Рефлексия.
В правой части листа вы записали себе цели. Реализовали вы их на уроке?
Сформулируйте и запишите вывод по теме практической работы «Формы обращения и речевой этикет».
6. Подведение итогов за урок. Определение домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет" »
ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
( практическая работа по русскому языку в 5 классе; учебник под редакцией А.Д.Шмелева; Москва, Издательский центр « Вентана - Граф», 2012г. )
Целевые установки на достижение результата:
Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.
Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная
Результат учебной деятельности: мини – проект
Оборудование: учебник Русский язык под редакцией А.Д. Шмелева 2часть, параграф 19, страницы 92 -95; лист А4, фотография или рисунок домашнего животного.
Примечание: практическая работа выполняется на листе А4.
Ход урока
Организация класса, объявление цели практической работы.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене- везде происходит общение.
Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет – это установленный порядок, правила поведения в определенных условиях. Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. Это «волшебные» вежливые слова. Назовите их.
- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо , извините…
- Запишите вежливые слова в левой части листа ( отрабатывается ещё раз правописание « волшебных» слов ).
- А зачем вам нужно не только знать , но и употреблять эти слова?
- По тому, как мы соблюдаем правила речевого этикета, окружающие судят о нас самих, нашем воспитании, общей культуре. Человек , владеющий речевым этикетом, производит благоприятное впечатление, вызывает уважение собеседника.
- Задание: Исходя из того, о чем мы с вами сейчас говорили, определите для себя цели и запишите в правой части листа.
3. Актуализация знаний по теме « Обращение»
- Что вам известно об обращении?
- Обращение- это мостик между сферой неучастников речи ( 3-е лицо ) и сферой участников речевого общения ( 1-е и 2-е лицо). Этот мостик предназначен только для тех, кто может стать собеседником, т.е. для человека. Поэтому для обращения используются существительные личные ( собственные и нарицательные ), а не предметные, вещественные или пространственные .
4. Практическая работа ( реализация мини – проекта ).
- Легко ли вам обратиться к незнакомому человеку на улице?
- Прочитайте « Лингвистическую кладовую» на стр. 93-94 и обращения, помещенные в упражнении № 112 на стр. 92.
Задание №1: Какие из обращений вы употребляете ? Выпишите слова, выделите их в рамку.
Придумайте обращения, которые вы могли бы использовать в разговоре: с учителем, с родителями, с другом; с человеком, имени которого вы не знаете; с знаменитым спортсменом. Запишите 5 предложений, не забывая о знаках препинания при обращениях и о формах речевого этикета.
Задание №3 Упражнение № 114. Прочитайте отрывок из книги российского лингвиста В.А.Плунгяна « Почему языки такие разные».
Какие формулы обращения вы предпочитаете слышать по отношению к себе? Запишите их.
Задание № 4. Представьте, что вам надо пригласить друзей на свой день рождения. Составьте текст смс - сообщения, используя подходящее обращение, не забудьте о формулах речевого этикета.
Задание № 5. Животное реагирует не столько на слово, сколько на интонацию. В общении человека и животного для человека важно выразить свое отношение, поэтому он использует тоже оценочные слова; для установления контакта человеку достаточно назвать кличку ( произнести имя собственное со звательной интонацией). У вас дома живут любимые питомцы. Возьмите фотографию или рисунок ( домашнее задание), приклейте и ответьте на вопросы:
-Как вы подзываете свою собаку? Как выражаете своё разочарование?
Как предостерегаете её от нежелательного поступка?
5. Рефлексия.
В правой части листа вы записали себе цели. Реализовали вы их на уроке?
Сформулируйте и запишите вывод по теме практической работы «Формы обращения и речевой этикет».
6. Подведение итогов за урок, определение домашнего задания, сдача мини- проектов учащимися.