Учебная цель перед учащимися: Понимать, что такое обращение, на основе анализа и сравнения выявить его месте в предложении, значении обращений в речи. Научиться отличать обращения от подлежащего. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения и применения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения. Цель, которую ставит перед собой учитель: Познакомить с обращением, из скольких слов оно может состоять, с его местом в предложении и сформировать умение правильно выделять обращение в устной и письменной речи. Выяснить, как отличать обращение от подлежащего и какую роль играют обращения в речи. Продолжить развивать умение выделять главное, работать с разными источниками информации, делать выводы. Развивать творческие способности учащихся. Совершенствование умения самостоятельно работать при выполнении заданий и умения работать в группе. Основные положения: 1.Кого называет обращение? 2.С какой интонацией произносятся обращения? 3.Как они выделяются на письме и в устной речи? 4.С каким членом предложения можно спутать обращение и почему? Методы: - объяснительно- иллюстративный, - проблемный, - словесный, - частично-поисковый Формы: - индивидуальная, - самостоятельная работа с учебником. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: - постановка эвристических вопросов, - проблемная ситуация, - беседа, - фронтальные вопросы Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: - поощрение, - похвала, - подбадривание (Слайд 4) Помоги мне, мамочка, пожалуйста! Ребята, через неделю отправимся в поход. Ты пойдёшь гулять, Настя? Уважаемые телезрители, мы ждём ваши отзывы о передаче. Учитель: - Ребята, в разговорной речи (и устной и письменной) мы часто называем тех, к кому обращаемся с речью. Как могут называться эти слова? Сегодня мы должны найти ответы на ряд вопросов: - Из скольких слов может состоять обращения? - Для чего служат обращения? - Как они выделяются в устной и письменной речи? - В каком падеже стоит обращение? - Сравните данные на доске предложения с предложениями со Слайда 4 Мама помогла мне. Ребята через неделю отправятся в поход. Настя пошла гулять. Телезрители прислали отзывы о передаче. - Какую роль выполняют в этих предложениях выделенные слова? Можно ли их опустить из предложения? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Можно ли обойтись в речи без обращений? (Обращения можно исключить из предложений? Что изменится?) - Уберём обращения из предложений (Слайд4) Вывод:Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими Самостоятельная работа с учебником 1.Параграф 42, стр. 85. 2.Упражнение 205 – отработка правильной интонации при чтении предложений с обращениями. 3.Работа в парах с теоретическим материалом учебника. Прочитайте друг другу предложения, соблюдая правильную интонацию. Стр.86 4.Анализ схем предложений с обращениями, стр. 86. Начертите все возможные схемы записанных предложений. - Каков опознавательный признак обращения? - Где может находиться обращение в предложении? Физминутка Цель: 1.Укрепление мышц суставов и костей. 2.Развитие способности концентрироваться, опознавать обращение в предложении. Ребята, если я назову предложения с обращениями, вы приседаете и хлопаете в ладоши; Если предложение без обращения, то вы приседаете, вытянув руки вперёд. Бабочки-красавицы, кушайте варенье! Дорогие гости, помогите! Бабуля сидит с вязанием. Бабуля, расскажи мне сказку. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. Принесите-ка мне, звери, ваших детушек. Дети забавлялись в саду. Мой друг живёт в Москве. Мой друг, вовек не забуду твоей доброты. Миша ест кашу. Не такой тебе, Мишенька, надобен хвост. Из окошка высунулся ёж. Ёжик, ты куда ползёшь? Доктор, ты меня пожалей, хвостик поскорее бедному пришей. Занимательная лингвистика - Сколько падежей в современном русском языке? Когда-то в нашем языке был особый, звательный, падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Слайд5 Звательный падеж в русском языке. «Чего тебе надобно, старче?» Старче - старик. «Отче наш…» Отче – отец. Следы звательного падежа в разговорной речи: Саш, иди сюда. Посмотри, мам. Тань, ты скоро? Итог этапа: Учащимся дано понятие обращения, как оно выделяется в речи, где может стоять в предложении. Метод восприятия и применения изучаемого материала всеми учащимися усвоен полностью. На основе приобретённых знаний выработаны соответствующие навыки и умения. |