kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Предложения с обращением" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на формирование коммуникативной культуры через организацию работы в парах, на развитие речевой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Предложения с обращением" в 5 классе»

Конспект урока


Аттестуемый педагог: Плотникова Антонина Михайловна

Предмет: русский язык Класс: 5

Тема урока: Предложения с обращениями

Цель урока: дать понятие об обращении, показать место обращения в предложении, значение обращения в речи, научить отличать обращение от подлежащего.

Задачи урока:

1) развивающие: способствовать развитию аналитического мышления (умение воспринимать и обрабатывать информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся, умение излагать информацию кратко и связно;

способствовать формированию культуры речи;

стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

способствовать развитию интереса к изучению предмета, познавательной активности;

2) образовательные:

отрабатывать умение находить в предложении обращение и правильно его выделять в устной и письменной речи;

формировать способность и готовность учащихся применять полученные навыки как метапредметные;

3) воспитательные:

Способствовать формированию коммуникативной культуры через организацию работы в парах.


Оборудование: компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация

Тип урока: урок – объяснения нового материала


Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент



Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе:

Подготовиться к мыслительной деятельности и к осознанным действиям на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Создание благоприятных условий для развития мыслительной деятельности и осознанных действий учащихся на уроке.

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Формирование позитивной мотивации к предстоящей работе.

Активизация умственной деятельности учащихся.

Готовность класса к работе.

Организация всех учащихся.

Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.


Методы:

-словесный,

-беседа,


Учитель: Приветствие проговаривается хором.

(Слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Ребята, кто сегодня отсутствует?

Учащиеся отвечают.

-Как вы поняли, что я обратилась именно к вам, дети?

Учащиеся отвечают.

Сегодня мы познакомимся с новой темой из раздела Синтаксис - «Предложения с обращениями», В конце урока мы с вами вместе сделаем вывод о том, что такое обращение, где оно может находиться в предложении и как выделяется в устной речи и на письме.

Итог этапа:

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.






Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе:

Показать умение применять полученные знания в ситуации, умение оценивать себя. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Проверить степень усвоения каждым учащимся изученных тем из раздела «Синтаксис»

Задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Установление правильности и осознанного выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Закрепление знаний прошлых уроков.

Развитие внимания, сообразительности и логики.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:

- объяснительно-иллюстративный,

- поисковый

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- индивидуальная помощь учителя,

- устное монологическое высказывание,

- беседа

Действия педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей:

Индивидуальные консультации.



Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса:

- одобрение,

- похвала,

- благодарность

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

- самооценка,

-отметка учителя

Учитель:

Откройте тетради, запишите число.

Сейчас проверим, как вы усвоили ранее изученный материал по теме «Синтаксис».

Выполним терминологический диктант. Запишите под номерами термины:


(Слайд 2)

1.Какой раздел науки изучает предложения, словосочетания?

2.Что состоит из двух слов, одно из которых главное?

3.Что составляют главные члены предложения?

4.Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются…

5.Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются…

6.Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются …

7.Назовите второстепенные члены предложения.

8.Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из подлежащего или из сказуемого, называется…

(Слайд 3)

Высвечиваются ответы.

А теперь давайте проверим. Прочтите ещё раз термины, записанные в тетради, и проставьте около верных ответов +(плюс), а ошибочных – (минус).

Если все задания выполнены верно – оценка «5», 1-2 ошибки – «4», три ошибки – «3», более трёх – я надеюсь, никто не допустит.


Итог этапа: Степень усвоения учащимися пройденного материала проверена через индивидуальную работу с помощью терминологического диктанта. Знания учащихся проверены, причины появления обнаруженных недостатков в знаниях выявлены. Познавательная деятельность учащихся организована, все учащиеся подготовлены к усвоению нового материала.





3.

Изучение нового учебного материала.

Учебная цель перед учащимися:

Понимать, что такое обращение, на основе анализа и сравнения выявить его месте в предложении, значении обращений в речи. Научиться отличать обращения от подлежащего. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения и применения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Цель, которую ставит перед собой учитель:

Познакомить с обращением, из скольких слов оно может состоять, с его местом в предложении и сформировать умение правильно выделять обращение в устной и письменной речи. Выяснить, как отличать обращение от подлежащего и какую роль играют обращения в речи.

Продолжить развивать умение выделять главное, работать с разными источниками информации, делать выводы. Развивать творческие способности учащихся. Совершенствование умения самостоятельно работать при выполнении заданий и умения работать в группе.


Основные положения:

1.Кого называет обращение?

2.С какой интонацией произносятся обращения?

3.Как они выделяются на письме и в устной речи?

4.С каким членом предложения можно спутать обращение и почему?

Методы:

- объяснительно- иллюстративный,

- проблемный,

- словесный,

- частично-поисковый

Формы:

- индивидуальная,

- самостоятельная работа с учебником.


Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу:

- постановка эвристических вопросов,

- проблемная ситуация,

- беседа,

- фронтальные вопросы

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:

- поощрение,

- похвала,

- подбадривание








(Слайд 4)

Помоги мне, мамочка, пожалуйста!

Ребята, через неделю отправимся в поход.

Ты пойдёшь гулять, Настя?

Уважаемые телезрители, мы ждём ваши отзывы о передаче.


Учитель:

- Ребята, в разговорной речи (и устной и письменной) мы часто называем тех, к кому обращаемся с речью. Как могут называться эти слова?

Сегодня мы должны найти ответы на ряд вопросов:

- Из скольких слов может состоять обращения?

- Для чего служат обращения?

- Как они выделяются в устной и письменной речи?

- В каком падеже стоит обращение?


- Сравните данные на доске предложения с предложениями со Слайда 4


Мама помогла мне.

Ребята через неделю отправятся в поход.

Настя пошла гулять.

Телезрители прислали отзывы о передаче.


- Какую роль выполняют в этих предложениях выделенные слова? Можно ли их опустить из предложения?


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Можно ли обойтись в речи без обращений?

(Обращения можно исключить из предложений? Что изменится?)

- Уберём обращения из предложений (Слайд4)

Вывод:Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими





Самостоятельная работа с учебником

1.Параграф 42, стр. 85.

2.Упражнение 205 – отработка правильной интонации при чтении предложений с обращениями.

3.Работа в парах с теоретическим материалом учебника. Прочитайте друг другу предложения, соблюдая правильную интонацию. Стр.86

4.Анализ схем предложений с обращениями, стр. 86. Начертите все возможные схемы записанных предложений.

- Каков опознавательный признак обращения?

- Где может находиться обращение в предложении?


Физминутка

Цель:

1.Укрепление мышц суставов и костей.

2.Развитие способности концентрироваться, опознавать обращение в предложении.


Ребята, если я назову предложения с обращениями, вы приседаете и хлопаете в ладоши;

Если предложение без обращения, то вы приседаете, вытянув руки вперёд.

  • Бабочки-красавицы, кушайте варенье!

  • Дорогие гости, помогите!

  • Бабуля сидит с вязанием.

  • Бабуля, расскажи мне сказку.

  • Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

  • Принесите-ка мне, звери, ваших детушек.

  • Дети забавлялись в саду.

  • Мой друг живёт в Москве.

  • Мой друг, вовек не забуду твоей доброты.

  • Миша ест кашу.

  • Не такой тебе, Мишенька, надобен хвост.

  • Из окошка высунулся ёж.

  • Ёжик, ты куда ползёшь?

  • Доктор, ты меня пожалей, хвостик поскорее бедному пришей.



Занимательная лингвистика

- Сколько падежей в современном русском языке?

Когда-то в нашем языке был особый, звательный, падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи.

Слайд5

Звательный падеж в русском языке.

«Чего тебе надобно, старче

Старче - старик.

«Отче наш…»

Отче – отец.

Следы звательного падежа в разговорной речи:

Саш, иди сюда.

Посмотри, мам.

Тань, ты скоро?




Итог этапа:

Учащимся дано понятие обращения, как оно выделяется в речи, где может стоять в предложении. Метод восприятия и применения изучаемого материала всеми учащимися усвоен полностью. На основе приобретённых знаний выработаны соответствующие навыки и умения.






4.

Закрепление учебного материала

Учебная цель перед учащимися на данном этапе урока:

Закрепить в памяти те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной творческой работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.

Цель, которую ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

Выявить степень усвоения материала учащимися.



Задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

  • Установление правильности и осознанности усвоения нового материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

  • Ликвидация типичных ошибок у учащихся.

  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний новой темы.


Формы: фронтальный опрос, тест № 11

Методы: тренировочные упражнения по данной теме,

индивидуальная помощь по мере необходимости.


Учитель: Ребята, давайте повторим, что вы узнали на уроке. Перед вами мини-тест, выпишите номера предложений, в которых есть обращения. (раздать распечатанный тест)


1.Конструирование предложений с прямой речью. Упражнение 206.

2.Составление предложений по схемам. Упражнение 207.

Речевой этикет

- Как по-разному могут обратиться к вашим родителям разные люди? (По фамилии, по имени и отчеству, словом с ласкательной окраской?)

- Всегда ли вы корректно обращаетесь к своим одноклассникам? А одноклассники к вам?

Итог этапа: В памяти учащихся закреплены умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу.


Рефлексия:

Я понял, что…

Мне понравилось…

Я хотел чтобы…




5.

Задание на дом

Цель самостоятельной работы для учащихся:

Закрепить полученные знания при выполнении домашней работы

Цель, которую хочет достичь учитель, задавая задание на дом:

Развить умение видеть обращения в устной и письменной речи, правильно выделять

Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:

Индивидуальное и творческое домашнее задание по выбору, проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения.

Учитель : Откройте дневники, запишем домашнее задание:

1.Всем – упр. 208.

2.Сочинить записку родителям, употребив обращения.

3.Выписать из сказок А.С. Пушкина 5-7 предложений с обращениями

Итог этапа: Всем учащимся сообщено домашнее задание, мотивирована необходимость и обязательность выполнения. Соответствующие записи проверены.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Предложения с обращением" в 5 классе

Автор: Плотникова Антонина Михайловна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока английского языка 5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_anghliiskogho_iazyka_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "467215"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524395884"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404113855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства