kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 2 класс (ОНЗ)

Тема: Что такое существительное?

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»;

ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т.д.)

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: индивидуальные карточки (тексты), карточки с заданиями для самостоятельной работы, кластер (наглядность)  блок-сигналы для рефлексии, мультимедийная презентация.

Ход урока:

Мотивирование к учебной деятельности.

Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,

И знания свои я закрепил.

Их научился применять, 

Задания теперь легко мне выполнять.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Разделите слова на три группы запишите в столбики:

Рисунок, посадить, вкусный, береза, читать, ребята, чудесная, нарисовать.

- По какому признаку разделили слова?

- Какие слова отнесли к 1 группе?

- Какая орфограмма в этих словах?

- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?

- Какие слова отнесли к 2 группе?

- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?

- Какие слова отнесли к 3 группе?

- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?

- Все эти слова составляют нашу речь. Значит 1 группа слов это что?

- Вторая группа слов?

- Третья группа слов

- И таких групп много

- Нас на уроке интересует 1 группа слов.

- И так что это?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Как называется эта часть речи?

Выявление места и причины затруднения.

- Спишите слова: ветер, благодарность, пенал, тетрадь, рождение, карандаш.

- Выделите синим карандашом имена существительные.

- Проверьте, все ли слова отвечают на вопросы кто? что?

- Все ли слова обозначают предметы? Какие?

- Слова ветер, благодарность, рождение – предметами не являются.

Что нужно узнать?

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Какова тема урока?

- Какова цель?

- Что для этого надо узнать?

Работа с текстами  в парах.

Заполнение кластера.

- Так что обозначает имя существительное?

- Вернемся к цели урока: Уметь отличать имя существительное от других частей речи

- Что для этого надо сделать?

               План

  1. Задать вопрос.
  2. Определить, что обозначает.

Реализация построенного проекта.

- Вернемся к словам, которые вызвали сомнения: ветер, радость, рождение (устно)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.   Упр. 210, стр. 96 (работа с доской)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Какова тема урока?

- Какова цель?

- Чтобы понять научились ли вы этому, нужно поработать как? (самостоятельно)

  • Вставь антонимы:

Теплый - ……………….

Открыть - …………………

День - …………………..

  • Вставь синонимы:

Товарищ  - ………………

Смелый - …………………

Исследовать - ……………

  • Выпиши только пары имен существительных             (в столбик)

Включение в систему знаний и повторение.

На доске слова: к, Звери, зиме, готовятся.

- Предложите задание.

Звери готовятся к зиме.

- Найдите грамматическую основу.

Звери     готовятся     к зиме.

- Найдите существительное

- Значит подлежащее выражено именем существительным.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Обращение к кластеру.

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

- Каким членом предложения является?

- оцените свою работу на уроке, кто может сказать уверенно, что:

Сегодня я искал, творил,

И знания свои я закрепил.

Их научился применять, 

Задания теперь легко мне выполнять.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? »

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель: Познакомить детей с новыми терминами – существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными;

2) активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных;

3) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы;

4) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп;

5) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, презентация, сигнальные карточки, карточки со словами, учебник Л.Ф.Климанова «Русский язык» для 2класса.

Ход урока:

1. Орг. момент

-Доброе утро!

Сегодня встретились мы не в первый раз,

И от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.

- Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.

- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.

2. Словарно–орфографическая работа.

ГСРФКОРОВАЖДМАОИНЩППВЖИСОБАКАХИНЧК

- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака).

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

- Что вы еще можете сказать о данных словах? (В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).

- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

– Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.

– Как пишутся клички животных?

Всегда все клички до одной

Пишут с буквы прописной.

3. Актуализация знаний

А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

Ещё с заглавной буквы пишутся:

•Имена, фамилии, отчества

•Имена сказочных героев

•Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

то есть географические названия

а) Работа в группах с таблицей

Распределите слова по этим группам.

У каждого карточка определенного цвета. У кого розовая карточка, тот выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества, у кого желтая, имена сказочных героев, у кого оранжевая, географические названия, у кого белая – все остальные слова.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

географические названия

4.













Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней

Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,

берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.

Проверка каждого задания у доски, вычеркнуть лишние слова в каждом столбике

б) Фронтальный опрос учащихся.

Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)

А ещё можно найти отличия?

Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

Какой частью речи являются эти слова?

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это – имена существительные собственные и нарицательные.

«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».

Давайте выделим с вами ключевые слова в этом определении.

4.Постановка темы урока

Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)

Физкультминутка.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

5. Постановка проблемы

Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Давайте откроем свои ноутбуки , найдем на рабочем столе документ под названием «Письмо», откроем его и справим все ошибки, что бы письмо было написано правильно.

6. Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово «дружок» в предложении?

Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!

Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

7. Совместное «открытие» новых знаний.

Обсуждение – фронтальный опрос

Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? (Кличку животного- имя собственное.)

А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу – имя нарицательное.)

Чем отличаются эти слова?(Смыслом, обозначением, значением.)

Вы все правы! А ещё точнее – эти слова отличаются лексическим значением

Физкультминутка для глаз

8. Первичное закрепление новой темы.

Работа по учебнику

Упр.107

9. Рефлексия.

Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.

А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны – то капельку дождя.

10. Домашнее задание

Написать письмо другу.

Если останется время, можно поиграть с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:

Краснодар, город, Россия, школа, Елена, Шарик, шарик, воробей, Катя, мама, улица, Марина, солнце, Райчихинск.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное?

Автор: Березуцкая Римма Фанировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства