Урок русского языка 2 класс (ОНЗ)
Тема: Что такое существительное?
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»;
ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т.д.)
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки (тексты), карточки с заданиями для самостоятельной работы, кластер (наглядность) блок-сигналы для рефлексии, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
И знания свои я закрепил.
Их научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Разделите слова на три группы запишите в столбики:
Рисунок, посадить, вкусный, береза, читать, ребята, чудесная, нарисовать.
- По какому признаку разделили слова?
- Какие слова отнесли к 1 группе?
- Какая орфограмма в этих словах?
- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?
- Какие слова отнесли к 2 группе?
- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?
- Какие слова отнесли к 3 группе?
- Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?
- Все эти слова составляют нашу речь. Значит 1 группа слов это что?
- Вторая группа слов?
- Третья группа слов
- И таких групп много
- Нас на уроке интересует 1 группа слов.
- И так что это?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Как называется эта часть речи?
Выявление места и причины затруднения.
- Спишите слова: ветер, благодарность, пенал, тетрадь, рождение, карандаш.
- Выделите синим карандашом имена существительные.
- Проверьте, все ли слова отвечают на вопросы кто? что?
- Все ли слова обозначают предметы? Какие?
- Слова ветер, благодарность, рождение – предметами не являются.
Что нужно узнать?
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Какова тема урока?
- Какова цель?
- Что для этого надо узнать?
Работа с текстами в парах.
Заполнение кластера.
- Так что обозначает имя существительное?
- Вернемся к цели урока: Уметь отличать имя существительное от других частей речи
- Что для этого надо сделать?
План
- Задать вопрос.
- Определить, что обозначает.
Реализация построенного проекта.
- Вернемся к словам, которые вызвали сомнения: ветер, радость, рождение (устно)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Упр. 210, стр. 96 (работа с доской)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какова тема урока?
- Какова цель?
- Чтобы понять научились ли вы этому, нужно поработать как? (самостоятельно)
- Вставь антонимы:
Теплый - ……………….
Открыть - …………………
День - …………………..
- Вставь синонимы:
Товарищ - ………………
Смелый - …………………
Исследовать - ……………
- Выпиши только пары имен существительных (в столбик)
Включение в систему знаний и повторение.
На доске слова: к, Звери, зиме, готовятся.
- Предложите задание.
Звери готовятся к зиме.
- Найдите грамматическую основу.
Звери готовятся к зиме.
- Найдите существительное
- Значит подлежащее выражено именем существительным.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Обращение к кластеру.
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
- Каким членом предложения является?
- оцените свою работу на уроке, кто может сказать уверенно, что:
Сегодня я искал, творил,
И знания свои я закрепил.
Их научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.