kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоение знаний – трудный и длительный процесс, требующий значительных  волевых усилий школьника. Чтобы этот процесс был успешным, необходима высокая познавательная активность ученика, личная заинтересованность в познании («я хочу узнать то-то и то-то»), самостоятельность. Такие возможности предоставляет нам технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В этой технологии и разработан данный урок «Наречие как часть речи».

Это первый урок  в блоке уроков по теме «Наречие», вводный, поэтому  основная цель его – повторить, расширить и систематизировать знания учащихся о наречии как части речи. Развивающие и воспитательные цели сводятся к формированию умения распознавать наречия в тексте и определять их синтаксическую функцию; развитию самостоятельности; воспитанию культуры сотрудничества. Цели урока не задаются учителем, а выводятся самими учащимися на первом этапе урока. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

·         Подготовительный – стадия вызова;

·         Собственно восприятие нового – смысловая стадия:

·         Присвоение информации – стадия рефлексии.

                   

          Стадия вызова.  С целью организации учащихся и пробуждения интереса к уроку им предлагается разгадать кроссворд, решив который, ученики в вертикальной строке причитывают ключевое слово («наречие») и узнают тему урока.

              В целом дети уже знают, что такое наречие, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. Однако учащиеся часто забывают какую-то информацию, поэтому первый этап урока организуется таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно он помнит, в чём сомневается. На этом этапе урока учащиеся вспоминают всю известную им ранее информацию о наречии и записывают её. У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым предстоит работать дальше. Таким образом, данный этап становится самостоятельным определением первичного уровня собственных знаний.

Далее ребята работают в парах, составляя общий список. Во время парной работы достигается двойной эффект: происходит приращение знаний за счёт припоминания того материала, который ученик не вспомнил, работая индивидуально; происходит начальная проверка первичных знаний на их подлинность. Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра.

В результате деятельности учащихся на доске появляется некий коллективный образ «наречия» (вся информация минимально структурируется).

Каждый ученик в зависимости от своих потребностей самостоятельно формулирует  для себя цели урока. Таким образом, на первом этапе урока актуализируются имеющиеся у учащихся знания о наречии и формируется вызов на получение новой информации, содержащейся в тексте.

 

Стадия осмысления – непосредственное восприятие новой информации. Каждый ученик получает  текст, составленный учителем, в котором содержится информация о наречии, индивидуально прочитывает его, проставляя предложенные учителем значки (приём «Маркировка текста»). Необходимость ставить знаки направляет восприятие информации,  делает степень её усвоения выше. Чтобы выставить тот или иной знак, ученику требуется сопоставить предшествующие знания с полученной информацией. Познавательная деятельность  ученика становится активной, так как он отслеживает собственное понимание.

 

Стадия рефлексии – присвоение нового знания. На этом этапе необходимо проверить информацию, возникшую на стадии вызова. Каждый ученик создает графический образ текста (приём «Маркировочная таблица»), постоянно обращаясь к  первичным записям.  Поскольку дети переформулируют  то, что написано в тексте, они «присваивают» новое и отказываются  от неверного.

Озвучивается новая и неправильная информация, фиксируется  непонятая или неполная информация, а также формируется  вызов на получение новой информации.

Итогом работы с текстом  становится систематизация материала в кластере. Учащиеся, объединившись в группы,  составляют кластер. Затем один ученик от группы озвучивает свою схему. После этого уже выверенная информация в виде кластера заносится каждым учеником в тетрадь.

Завершающим  этапом урока становится практическая работа, которая позволяет объективно оценить уровень усвоения  материала.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение №1






Задания

1. Навыворот. 2. В предыдущий день. 3. Синоним слова осмотрительно, с опаской. 4.Очень быстро, торопливо. 5. Ручным способом, без применения механизма. 6.Полностью, без остатка (просторечн.) 7. Приблизительно.


Ответы

1.Наизнанку. 2.Накануне. 3.Осторожно. 4.Поспешно. 5.Вручную. 6.Подчистую. 7.Примерно.





1











2








3









4










5







6









7




















Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение №2

1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, очень ярко).

2. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? и др. Солнце весело блестит, снег под валенком скрипит; все в снегу застыли ели, ветер дует еле-еле.

3. Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию ( по-летнему теплый день; быстро разрастающийся кустарник; идти, беззаботно напевая; объяснять удивительно понятно).

4. Наречие – неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Поэтому у наречия нет и не может быть окончания.

Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Сравните: в пустую комнату - в пустой комнате- в пустом помещении. Но: разговор впустую – тратить слова впустую – рассуждать впустую.

Прилагательное пустой изменяется по числам, родам и падежам, и это отражается в разных окончаниях –ую/-ой/-ом и др. Наречие же впустую (как и все другие наречия) никогда не меняет своей формы – это неизменяемое слово без окончания.

Иногда наречие относится к имени существительному и в предложении является определением:

На мальчике была рубаха (какая?) навыпуск. На второе подали плов (какой?) по-узбекски.

5. В зависимости от значения наречия распределяются на 6 разрядов:

а) наречия образа действия: громко, яростно;

б) наречия меры и степени: очень, слишком;

в) наречия места: далеко, навстречу;

г) наречия времени: сегодня, зимой;

д) наречия причины: сослепу, с горя;

е) наречия цели: назло, в насмешку.

6. Наречие считается неизменяемой частью речи. Однако наречия на –о, -е имеют степени сравнения. У наречий две степени сравнения – сравнительная и превосходная (как у прилагательного).

Приложение №2

1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, очень ярко).

2. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? и др. Солнце весело блестит, снег под валенком скрипит; все в снегу застыли ели, ветер дует еле-еле.

3. Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию ( по-летнему теплый день; быстро разрастающийся кустарник; идти, беззаботно напевая; объяснять удивительно понятно).

4. Наречие – неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Поэтому у наречия нет и не может быть окончания.

Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Сравните: в пустую комнату - в пустой комнате- в пустом помещении. Но: разговор впустую – тратить слова впустую – рассуждать впустую.

Прилагательное пустой изменяется по числам, родам и падежам, и это отражается в разных окончаниях –ую/-ой/-ом и др. Наречие же впустую (как и все другие наречия) никогда не меняет своей формы – это неизменяемое слово без окончания.

Иногда наречие относится к имени существительному и в предложении является определением:

На мальчике была рубаха (какая?) навыпуск. На второе подали плов (какой?) по-узбекски.

5. В зависимости от значения наречия распределяются на 6 разрядов:

а) наречия образа действия: громко, яростно;

б) наречия меры и степени: очень, слишком;

в) наречия места: далеко, навстречу;

г) наречия времени: сегодня, зимой;

д) наречия причины: сослепу, с горя;

е) наречия цели: назло, в насмешку.

6. Наречие считается неизменяемой частью речи. Однако наречия на –о, -е имеют степени сравнения. У наречий две степени сравнения – сравнительная и превосходная (как у прилагательного).

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение № 3



Маркировочная таблица



«»

«+»

«-»

«?»

Запись своими словами (1-2 слова) информации, которую вы знаете или думаете, что знаете

Запись своими словами новой информации

Запись своими словами информации, которая противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали

Запись своими словами непонятной информации, а также информации, о которой вы хотели бы получить более подробные сведения





Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение №4

БЛОК-СХЕМА

Относится к глаголу прилагательному причастию деепричастию другому наречию



Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?













Наречие





Признак др. признака

Признак действия

обозначает

Не имеет окончаний

Не изменяется

определением

Обстоятельств

В предложении является





Просмотр содержимого документа
«Урок 7 класс»

ГБОУ СОШ №183







Технология РКМЧП



Урок русского языка по теме «Наречие как часть речи». 7 класс

авторы урока: Васильева М.Б., Кузьмина Н.А.





Цели урока:

учебные : повторить сведения о наречии, полученные учащимися ранее; расширить и систематизировать их знания о наречии как части речи;


развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде; формировать умение находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль в предложении; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий;


воспитывающие: воспитывать культуру сотрудничества; развивать умение управлять своей деятельностью; развивать самостоятельность; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.




Задачи урока:



Выявить своеобразие наречия как части речи, осмыслить его специфические признаки, определить место наречия в системе других частей речи.











2013

Усвоение знаний – трудный и длительный процесс, требующий значительных волевых усилий школьника. Чтобы этот процесс был успешным, необходима высокая познавательная активность ученика, личная заинтересованность в познании («я хочу узнать то-то и то-то»), самостоятельность. Такие возможности предоставляет нам технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В этой технологии и разработан данный урок «Наречие как часть речи».

Это первый урок в блоке уроков по теме «Наречие», вводный, поэтому основная цель его – повторить, расширить и систематизировать знания учащихся о наречии как части речи. Развивающие и воспитательные цели сводятся к формированию умения распознавать наречия в тексте и определять их синтаксическую функцию; развитию самостоятельности; воспитанию культуры сотрудничества. Цели урока не задаются учителем, а выводятся самими учащимися на первом этапе урока. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • Подготовительный – стадия вызова;

  • Собственно восприятие нового – смысловая стадия:

  • Присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия вызова. С целью организации учащихся и пробуждения интереса к уроку им предлагается разгадать кроссворд, решив который, ученики в вертикальной строке причитывают ключевое слово («наречие») и узнают тему урока.

В целом дети уже знают, что такое наречие, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. Однако учащиеся часто забывают какую-то информацию, поэтому первый этап урока организуется таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно он помнит, в чём сомневается. На этом этапе урока учащиеся вспоминают всю известную им ранее информацию о наречии и записывают её. У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым предстоит работать дальше. Таким образом, данный этап становится самостоятельным определением первичного уровня собственных знаний.

Далее ребята работают в парах, составляя общий список. Во время парной работы достигается двойной эффект: происходит приращение знаний за счёт припоминания того материала, который ученик не вспомнил, работая индивидуально; происходит начальная проверка первичных знаний на их подлинность. Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра.

В результате деятельности учащихся на доске появляется некий коллективный образ «наречия» (вся информация минимально структурируется).

Каждый ученик в зависимости от своих потребностей самостоятельно формулирует для себя цели урока. Таким образом, на первом этапе урока актуализируются имеющиеся у учащихся знания о наречии и формируется вызов на получение новой информации, содержащейся в тексте.



Стадия осмысления – непосредственное восприятие новой информации. Каждый ученик получает текст, составленный учителем, в котором содержится информация о наречии, индивидуально прочитывает его, проставляя предложенные учителем значки (приём «Маркировка текста»). Необходимость ставить знаки направляет восприятие информации, делает степень её усвоения выше. Чтобы выставить тот или иной знак, ученику требуется сопоставить предшествующие знания с полученной информацией. Познавательная деятельность ученика становится активной, так как он отслеживает собственное понимание.



Стадия рефлексии – присвоение нового знания. На этом этапе необходимо проверить информацию, возникшую на стадии вызова. Каждый ученик создает графический образ текста (приём «Маркировочная таблица»), постоянно обращаясь к первичным записям. Поскольку дети переформулируют то, что написано в тексте, они «присваивают» новое и отказываются от неверного.

Озвучивается новая и неправильная информация, фиксируется непонятая или неполная информация, а также формируется вызов на получение новой информации.

Итогом работы с текстом становится систематизация материала в кластере. Учащиеся, объединившись в группы, составляют кластер. Затем один ученик от группы озвучивает свою схему. После этого уже выверенная информация в виде кластера заносится каждым учеником в тетрадь.

Завершающим этапом урока становится практическая работа, которая позволяет объективно оценить уровень усвоения материала.

































Стадия вызова

Цели:

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

  1. 1. Предлагает разгадать кроссворд и определить тему урока (приложение № 1)

2. Объявляет тему урока


3.Предлагает учащимся вспомнить всё, что они знали ранее о наречии, и записать информацию в тетрадь (в столбик).

- Вы можете записывать не только те факты, в которых уверены, но и то, что знаете неточно.

4. Предлагает учащимся объединиться в пары и обсудить свои списки.

- Информацию, с которой согласны оба, оставляйте, информацию, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?».

5. Предполагает, что в ходе обсуждения учащимися могли затрагиваться следующие вопросы:

- Что такое наречие?

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает?

- К словам какой части речи относятся наречия?

  • Изменяется ли наречие?

- На какие разряды в зависимости от значения распределяются наречия?

Вопросы записываются на доске.

- Давайте составим на доске общий список наших знаний и предположений.

(Записывает на доске ответы, предложенные учащимися, даже ошибочные; поощряет активную работу учеников; постоянно обращается к ним с вопросом: «Все ли согласны с этой информацией?»)

  1. 1.Учащиеся разгадывают кроссворд, находят ключевое слово

  2. 2. Записывают тему урока:

  3. « Наречие как часть речи»

  4. 3. Учащиеся работают индивидуально, составляя список.

  5. 4. Работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения, маркируют опорную информацию.
















5. Предлагают варианты своих ответов. При возникновении несогласия учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя её. Если с какой-то информацией пара согласна, но не вспомнила её в ходе обсуждения, то список в тетради может быть пополнен.











Составление списка «известной информации»





Работа в парах, маркировка опорной информации



















Ответы на поставленные вопросы;

Верные и неверные утверждения








II. Смысловая стадия



Цели:

-получение новой информации

- разрешение противоречий, возникших на стадии вызова

- расширение знаний по теме



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Предлагает ученикам внимательно читать текст о наречии (приложение № 2),

используя при этом маркировочные значки.

  • Каждый из вас сейчас получит текст, в котором содержится информация о наречии. Я прошу вас читать, используя следующие маркировочные значки:


«» - «я это знал»;

«+» - «я этого не знал»(новая информация);

«-» - «я думал иначе» (информация , не подтвердившаяся текстом);

«?» - «непонятная или недостаточная информация».




Каждый индивидуально читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.














Маркировка с использованием значков «√», «+», «-», «?»



III. Рефлексия



Цели:

- размышление, присвоение нового знания

- применение полученного знания в знакомой ситуации



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

1. Предлагает учащимся просмотреть свои первичные списки, вычеркнуть из них неверную информацию.


2. Предлагает ещё раз просмотреть текст, индивидуально заполнить таблицу (графы соответствуют тем значкам, которые были выставлены в тексте).

- Не переписывайте из текста целые предложения, достаточно одного или нескольких слов для отражения той или иной информации.


3. Предлагает учащимся поделиться теми записями, которые они сделали в таблице.

  • Расскажите, что нового вы узнали о наречии.

  • Какие ваши предположения оказались неверными?


4. Предлагает сопоставить записи в таблице с теми предположениями, которые были записаны на доске на стадии вызова.

- Давайте проверим ту информацию, которая была нами записана на доске в начале урока. Все ложные предположения я зачеркну, а рядом с информацией, которая осталась невыясненной, поставлю «?»


5. Работа с последней графой таблицы.

  • Какие вопросы у вас возникли по ходу чтения?

  • Есть ли в классе те, кто мог бы дать ответ на этот вопрос?

  • Давайте запишем вопросы, оставшиеся без ответа, в

  • 4-ю графу таблицы. (Учитель записывает их на доске).

  • Посмотрите на те знаки «?», которые мы поставили в начале урока. Какие из них можно снять? Какую информацию мы не нашли?


6. Составление кластера (для этой работы раздаются листы формата А-4).

- Объединитесь в группы и составьте кластер (графическую схему). В центре страницы запишите тему, а вокруг расположите информацию, которую почерпнули на уроке.


После обсуждения выстраивается общая схема (приложение № 4), которую ученики переносят в тетрадь.



7. Практическая работа. Ученикам предлагается текст.

Выкупанная дождями окрестность казалась невиданно яркой… Осенние краски уже заметно вкрапились повсюду. Трава оживилась после майских дней, вдруг по-майски налившись изумрудом. На ее сверкающих лужах выпукло виднелись желтые лапы кленов. На черемухе одиноко вспыхивали от солнца прозрачно-малиновые листья.

Слева уплывали вдаль береговые кряжи… За ними кое-где горела Волга.


Прочитать текст и выполнить следующие задания:

-найти наречия и выписать их со словом, к которому они относятся

- поставить к наречию вопрос

- подчеркнуть наречие как член предложения




1. Учащиеся индивидуально работают с теми списками, которые составили на стадии вызова.


2. Ученики индивидуально заполняют таблицу, для чего им надо ещё раз обратиться к тексту, осмыслить информацию, сопоставить её с той,, которая возникла на стадии вызова и оценить её качество (новая, знакомая, неверная, непонятная).




3.Ученики рассказывают о том, что они узнали из текста нового о наречии.

Ученики рассказывают о том, что они пометили знаком «-», объясняя, почему предполагаемая информация является неверной.


4. Учащиеся проверяют информацию, доказывая текстом правильность своих утверждений.











5. Ученики формулируют свои вопросы.



Если есть ученик, который владеет информацией, он отвечает.

Записывают вопросы в свою таблицу.



1. Учащиеся составляют графическую схему






6. Ребята работают в группах, обсуждают кластеры, составляют их и вывешивают на доску. Один человек от группы озвучивает свою схему.






Составление кластера в тетради, в котором отражена и обобщена вся истинная информация.



7. Учащиеся читают текст, выписывают наречия со словом, к которому они относятся; ставят к наречию вопрос; подчеркивают наречия как член предложения

невиданно яркой

вкрапились повсюду

налившись вдруг

одиноко вспыхивали






«Маркировочная таблица»





















Возврат к верным и неверным утверждениям











Формулирование вопросов и заполнение таблицы

















Заполнение кластера

















Практическое применение знаний








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Наречие как часть речи"

Автор: Васильева Марина Бруновна, Кузьмина Надежда Александровна

Дата: 04.09.2014

Номер свидетельства: 113321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "150224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420452897"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "222416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436273289"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "296413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455991856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства