kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит различать имена собственные и нарицательные, правильно их писать, употреблять в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"»





Купцова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №35» г.Стерлитамак Республики Башкортостан


Русский язык. 5 класс

Цель урока - уметь различать имена собственные и нарицательные, правильно их писать, употреблять в речи.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

  1. Оргмомент

Здоровается.

Здороваются. Раскрывают тетради, записывают число, делают запись «Классная работа», оставляют строчку для темы.


  1. Актуализация знаний

- Над какой частью речи вы работали, выполняя домашнее упражнение?

- Какие вопросы у вас есть по домашней работе?


- Дайте определение имени существительного как части речи и приведите примеры.

- Мы работали с именем существительным.


Задают вопросы.



- Дают определение, приводят примеры.





Формулируют свои затруднения (оценивают свою деятельность или результат).Метапр., регул.

Дают определение научного понятия, приводят примеры. Метапр., познав.


  1. Мотивация и целеполагание

- Запишите предложение (диктует):Учитель интересно рассказывал о (в,В?)ене.

Проектирует на доске варианты:

Учитель интересно рассказывал о вене. Учитель интересно рассказывал о Вене.

- Поднимите руки те, кто написал первое предложение, второе. Кто прав?


- Дополните предложения таким образом, чтобы стало понятно значение записанного вами слова.

- Что объединяет два этих слова?

- Чем они различаются?


- Как называются такие слова с точки зрения лексики?

- Как называются такие слова с точки зрения морфологии?

- О чем мы поведем речь на уроке (какова тема урока)?


- Чему мы будем учиться на уроке?

Записывают предложение.






Объясняют, что оба варианта верны, написание имен существительных «Вена» и «вена» зависит от смысла высказывания. Поэтому правы все.

Трансформируют записанное предложение.



- Это имена существительные.

- Эти слова различаются значением и написанием.

- Такие слова называются омонимами (омофонами).

- Такие имена существительные называются собственными и нарицательными.

Формулируют и записывают тему урока «Имена существительные собственные и нарицательные».

- Мы будем учиться различать имена собственные и нарицательные и правильно писать их.







Аргументируют свою точку зрения. Метапр., познав.


Трансформируют предложение в связи с поставленной задачей. Предметн.


Сравнивают (находят сходства и различия) обозначенные явления. Метапр., познав.


Соотносят явления с разделами науки о языке. Предметн.



Формулируют тему и цель урока. Метапр., регул.

  1. Деятельность учащихся по освоению новых знаний и выработка новых умений

- Может, кто-то бывал в городе Вене? Что вы о ней знаете?

Диктует предложение: Вена – столица Австрии. Вену образно называют сердцем старой Европы и ее культурной столицей. Здесь жили и творили великие композиторы: Моцарт, Бетховен и Штраус.

- Сформулируйте задание по теме урока на основе записанных предложений.

Делятся впечатлениями и известной им информацией о Вене.

1 ученик записывает на доске, остальные в тетради.





- Найти и подчеркнуть имена существительные собственные. Определить, что они обозначают. Сформулировать правило о написании имен собственных. (Имена собственные обозначают названия городов, стран, частей света, фамилии людей. Имена собственные пишутся с заглавной буквы)



Слушают и записывают текст. Метапр., коммуник.





Анализируют предложенный языковой материал с точки зрения изучаемой темы. Метапр., познав.

Формулируют задания на основе предложенного текста. Метапр.,познав.

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний

– Вена, конечно, город уникальный и по архитектуре, и по культурной значимости для всей Европы. Однако на земном шаре есть множество других неповторимых и прекрасных городов. О каком городе идет речь в данном тексте? (Раздает напечатанные тексты ученикам)


















- Что вы еще знаете о нашем городе?

- Над следующим текстом (раздает тексты и таблицы с заполненным первым столбиком) поработаем в группах (парах).

Инструктирует, как выполнять работу: прочитать текст, заполнить таблицу примерами из текста.
















































- Проверим выполненную работу.


- Целиком ли удалось заполнить таблицу? Почему?



- Предложите источники для примеров подобного рода.








- Итак, какие имена существительные относятся к именам собственным?

- Как пишутся имена нарицательные, собственные?

Почему таблица разделена графически на две части (использован разный шрифт)?








- Какие имена существительные – собственные или нарицательные – преобладают, на ваш взгляд, в языке?

- Какие существительные представлены в Толковом словаре?


- Какие существительные представлены в Орфографическом словаре? С чем это, по-вашему, связано?







Читают текст:

Этот город в 20 веке часто называли вторым Баку. По количеству зеленых насаждений (особенно берез) он превосходит город-миллионник Самару. В 2009 году город занял первое место в российском конкурсе «Хрустальное колесо 2009» среди парков России в номинации «Лучший парк развлечений». Город - родина чемпионок мира по дзюдо Альфии Алимгужиной и по армрестлингу Софьи Ахметгареевой, а также героя Паралимпийских игр, прошедших в 2010 году в Канаде, Ирека Зарипова: он завоевал 4 золотых и одну серебряную медаль в лыжной гонке и биатлоне.

Отвечают:

- В данном тексте речь идет о нашем родном городе – Стерлитамаке.

Отвечают.




Читают текст

Город Стерлитамак находится в европейской части России, в 121 км к югу от Уфы, в междуречье рек Ашкадар и Стерля. Название города появилось путем слияния двух слов: названия реки Стерля и тюркского слова «тамак» (устье). В окрестностях Стерлитамака находятся шиханы (Юрак-тау, Куш-тау, Шах-тау (срыта до основания), Тра-тау), являющиеся уникальными геологическими памятниками природы.

Стерлитамак – город с развитой промышленностью. В годы Великой Отечественной войны в город было эвакуировано множество промышленных предприятий: содовый и цементный заводы, завод «Красный пролетарий», оборонный завод «Авангард». В 1964 году завершено строительство химического завода «Каустик».

В городе с 1917 года издается своя газета – «Стерлитамакский рабочий».

С 2010 года главой администрации Стерлитамака является Изотов Алексей Николаевич. (По материалам Википедии, http://www.google.ru)

Заполняют таблицу примерами:

Имена собственные

Примеры из текста

(эти графы заполняются учащимися)

- фамилии, имена, отчества людей

Изотов Алексей Николаевич

- географические названия

Ашкадар, Стерля, Юрак-тау, Уфа

- клички животных


- названия исторических событий

Великая Отечественная война

- названия заводов, фабрик, предприятий

«Красный пролетарий», «Авангард»

- названия газет, журналов

«Стерлитамакский рабочий»

- названия литерат. произведений


- названия картин


- названия кинофильмов


-названия спектаклей



Отвечают как минимум две группы (пары). Остальные вносят поправки.

- Нет, потому что в тексте не встретились имена собственные, обозначающие клички животных, названия литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей.

- Клички – из личного опыта (клички домашних животных, которые живут у нас в квартире (доме), из литературных произведений; названия литературных произведений вспомним по урокам литературы; названия картин можно найти, пролистав цветной вкладыш учебника, названия кинофильмов, спектаклей – из личного опыта.

Заполняют оставшиеся строки примерами.

Дают полный ответ с опорой на таблицу.




- Имена собственные, обозначающие фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия исторических событий пишутся с заглавной буквы; имена собственные, обозначающие названия заводов, фабрик, предприятий, газет, журналов, литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки.

- Преобладают имена нарицательные.



Листают Толковые словари, отвечают:

- В Толковом словаре представлены имена нарицательные.

Листают Орфографические словари:

- В Орфографическом словаре представлены в основном имена нарицательные, но есть раздел и с именами собственными. Это связано с трудностями их написания.








Адекватно воспринимают письменный текст.

Метапр., коммуник.














Формулируют тему прочитанного текста. Метапр., познав.






Адекватно воспринимают письменный текст.

Метапр., коммуник.
























Анализируют языковой материал, группируют его. Метапр., познав. Предлагают свои варианты, отстаивают их, договариваются (при работе в группах формируются метапр. коммуникативные УУД).



















Оценивают результаты деятельности других групп, корректируют свою работу. Метапр., регулят.




Указывают возможные источники нахождения информации. Метапр., познав.

Делятся личным опытом, обозначают свои интересы. Личн.










Анализируют, сопоставляют языковые факты, формулируют решение проблемы. Метапр., познав.ипредм.










Умеют пользоваться языковыми словарями, видят их различие (разные цели создания словарей). Метапр., познав., предм.






  1. Первичная проверка уровня новых знаний и сформированности умения применять их на практике

- Напомню, что наш урок мы начали с упоминания культурной столицы Европы – города Вены. А можно ли наш город назвать культурным центром?





- Бывали ли вы в театрах Стерлитамака? Понравились ли вам постановки?

- Перед вами (раздает ксерокопии афиши на текущий месяц) афиша Государственного русского драматического театра. Выберите название спектакля, который вам хотелось бы посмотреть, и допишите его в таблицу.

- С кем вы обычно ходите в театр?

- Предлагаю пригласить в театр на выбранный вами спектакль вашего соседа по парте. Вы не против?

Какая информация должна быть в вашем пригласительном билете?

Проецирует на доску образец заполненного пригласительного билета:

Артем.

Приглашаю тебя (Вас) в Государственный русский драматический театр

в воскресенье, 26 февраля 2014 года, на спектакль _______________.

Галина

- Удастся ли Артему посмотреть совместно с Галиной спектакль? Почему?


- Каким должно быть образцовое приглашение?








- Напишите по образцу свое приглашение. Что вы измените, добавите?


- Вручите соседу ваше приглашение. Проверьте правильность заполнения приглашений вашими одноклассниками.

Отвечают:

- Наш город можно назвать культурным центром, потому что у нас имеются Государственный русский драматический театр, Стерлитамакский башкирский драматический театр, Стерлитамакский театр танца, театр-студия «Бенефис», городская филармония, картинная галерея.

Делятся впечатлениями.


Дописывают в таблицу.






Отвечают.




- Дата, время, место и название мероприятия.












- Нет, потому что не указано время начала спектакля.


Корректируют:

Артем.

Приглашаю тебя (Вас) в Государственный русский драматический театр

в воскресенье, 26 февраля 2014 года, к 12 часам на спектакль____________.

Галина


- Мы изменим имена, день недели, дату, время начала спектакля в соответствии с афишей и добавим название спектакля.

Вручают пригласительные.

Проверяют правильность оформления врученных соседом пригласительных билетов, оценивают.


Строят собственное высказывание-рассуждение по предложенной проблеме. Метапр., коммуник. Или Формулируют проблему и доказывают ее. Метапр., познав.






Анализируют информацию, данную в афише (текстовый, цифровой материал). Метапр., познав.





«Примеряют» на себя возможную ситуацию общения, мотивируются для общения с одноклассниками. Метапр., коммунк. личн.





Адекватно воспринимают письменный текст.

Метапр., коммуник.







Анализируют текст с точки зрения его правильности (полноты заложенной в нем информации). Метапр., познав.

Совершенствуют «неправильный» текст. Предметн.








Создают свой текст с опорой на образец, внося необходимые коррективы. Метапр., коммуник. Личн. Предм.

Оценивают работы одноклассников (взаимооценка). Метапр., регулят.

  1. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

- О чем узнали на уроке?



- Чему научились?



-Достигнута цель нашего урока?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке: если вам все удавалось и вы не испытывали особых затруднений, поаплодируйте себе. Остальные утешьте себя (погладьте по голове) и дайте себе установку на то, что завтра все у вас все получится (жест большим пальцем вверх).

Выставляются отметки отдельным учащимся и комментируются.

- Мы узнали об именах существительных нарицательных и собственных, о том, что могут обозначать имена собственные.

- Мы научились различать имена существительные нарицательные и собственные, правильно писать их, употреблять в речи.

- Поставленная нами цель урока достигнута.

Обмениваются впечатлениями.

Соотносят результаты урока с его целью, оценивают результаты. Метапр., регулят.










Оценивают свою деятельность на уроке (самооценка). Метапр., регулят.





8. Объяснение домашнего задания.

Изучить п.92, выполнить на выбор (по интересам) одно из предложенных упражнений: упр.484 (если вы интересуетесь историей), 485 (если вам по душе искусство), 487 (если любите животных), 488 (если увлекаетесь литературой), 490 (если ваше хобби – география), 493 (если хотите узнать побольше о родном крае).

- Где будете искать информацию?

- Всем спасибо за урок!

Записывают.









- В книгах, журналах, Интернете и т.д.

Анализируют предложенные задания, осуществляют выбор. Метапр., познав. и регулят.







Указывают возможные источники нахождения информации. Метапр., познав.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Автор: Купцова Ирина Николаевна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 339019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438512195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438513055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе " Имена существительные собственные и нарицательные". "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "148923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419877392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства