- Запишите предложение (диктует):Учитель интересно рассказывал о (в,В?)ене. Проектирует на доске варианты: Учитель интересно рассказывал о вене. Учитель интересно рассказывал о Вене. - Поднимите руки те, кто написал первое предложение, второе. Кто прав? - Дополните предложения таким образом, чтобы стало понятно значение записанного вами слова. - Что объединяет два этих слова? - Чем они различаются? - Как называются такие слова с точки зрения лексики? - Как называются такие слова с точки зрения морфологии? - О чем мы поведем речь на уроке (какова тема урока)? - Чему мы будем учиться на уроке? | Записывают предложение. Объясняют, что оба варианта верны, написание имен существительных «Вена» и «вена» зависит от смысла высказывания. Поэтому правы все. Трансформируют записанное предложение. - Это имена существительные. - Эти слова различаются значением и написанием. - Такие слова называются омонимами (омофонами). - Такие имена существительные называются собственными и нарицательными. Формулируют и записывают тему урока «Имена существительные собственные и нарицательные». - Мы будем учиться различать имена собственные и нарицательные и правильно писать их. | Аргументируют свою точку зрения. Метапр., познав. Трансформируют предложение в связи с поставленной задачей. Предметн. Сравнивают (находят сходства и различия) обозначенные явления. Метапр., познав. Соотносят явления с разделами науки о языке. Предметн. Формулируют тему и цель урока. Метапр., регул. |
- Может, кто-то бывал в городе Вене? Что вы о ней знаете? Диктует предложение: Вена – столица Австрии. Вену образно называют сердцем старой Европы и ее культурной столицей. Здесь жили и творили великие композиторы: Моцарт, Бетховен и Штраус. - Сформулируйте задание по теме урока на основе записанных предложений. | Делятся впечатлениями и известной им информацией о Вене. 1 ученик записывает на доске, остальные в тетради. - Найти и подчеркнуть имена существительные собственные. Определить, что они обозначают. Сформулировать правило о написании имен собственных. (Имена собственные обозначают названия городов, стран, частей света, фамилии людей. Имена собственные пишутся с заглавной буквы) | Слушают и записывают текст. Метапр., коммуник. Анализируют предложенный языковой материал с точки зрения изучаемой темы. Метапр., познав. Формулируют задания на основе предложенного текста. Метапр.,познав. |
– Вена, конечно, город уникальный и по архитектуре, и по культурной значимости для всей Европы. Однако на земном шаре есть множество других неповторимых и прекрасных городов. О каком городе идет речь в данном тексте? (Раздает напечатанные тексты ученикам) - Что вы еще знаете о нашем городе? - Над следующим текстом (раздает тексты и таблицы с заполненным первым столбиком) поработаем в группах (парах). Инструктирует, как выполнять работу: прочитать текст, заполнить таблицу примерами из текста. - Проверим выполненную работу. - Целиком ли удалось заполнить таблицу? Почему? - Предложите источники для примеров подобного рода. - Итак, какие имена существительные относятся к именам собственным? - Как пишутся имена нарицательные, собственные? Почему таблица разделена графически на две части (использован разный шрифт)? - Какие имена существительные – собственные или нарицательные – преобладают, на ваш взгляд, в языке? - Какие существительные представлены в Толковом словаре? - Какие существительные представлены в Орфографическом словаре? С чем это, по-вашему, связано? | Читают текст: Этот город в 20 веке часто называли вторым Баку. По количеству зеленых насаждений (особенно берез) он превосходит город-миллионник Самару. В 2009 году город занял первое место в российском конкурсе «Хрустальное колесо 2009» среди парков России в номинации «Лучший парк развлечений». Город - родина чемпионок мира по дзюдо Альфии Алимгужиной и по армрестлингу Софьи Ахметгареевой, а также героя Паралимпийских игр, прошедших в 2010 году в Канаде, Ирека Зарипова: он завоевал 4 золотых и одну серебряную медаль в лыжной гонке и биатлоне. Отвечают: - В данном тексте речь идет о нашем родном городе – Стерлитамаке. Отвечают. Читают текст Город Стерлитамак находится в европейской части России, в 121 км к югу от Уфы, в междуречье рек Ашкадар и Стерля. Название города появилось путем слияния двух слов: названия реки Стерля и тюркского слова «тамак» (устье). В окрестностях Стерлитамака находятся шиханы (Юрак-тау, Куш-тау, Шах-тау (срыта до основания), Тра-тау), являющиеся уникальными геологическими памятниками природы. Стерлитамак – город с развитой промышленностью. В годы Великой Отечественной войны в город было эвакуировано множество промышленных предприятий: содовый и цементный заводы, завод «Красный пролетарий», оборонный завод «Авангард». В 1964 году завершено строительство химического завода «Каустик». В городе с 1917 года издается своя газета – «Стерлитамакский рабочий». С 2010 года главой администрации Стерлитамака является Изотов Алексей Николаевич. (По материалам Википедии, http://www.google.ru) Заполняют таблицу примерами: Имена собственные | Примеры из текста (эти графы заполняются учащимися) | - фамилии, имена, отчества людей | Изотов Алексей Николаевич | - географические названия | Ашкадар, Стерля, Юрак-тау, Уфа | - клички животных | | - названия исторических событий | Великая Отечественная война | - названия заводов, фабрик, предприятий | «Красный пролетарий», «Авангард» | - названия газет, журналов | «Стерлитамакский рабочий» | - названия литерат. произведений | | - названия картин | | - названия кинофильмов | | -названия спектаклей | | Отвечают как минимум две группы (пары). Остальные вносят поправки. - Нет, потому что в тексте не встретились имена собственные, обозначающие клички животных, названия литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей. - Клички – из личного опыта (клички домашних животных, которые живут у нас в квартире (доме), из литературных произведений; названия литературных произведений вспомним по урокам литературы; названия картин можно найти, пролистав цветной вкладыш учебника, названия кинофильмов, спектаклей – из личного опыта. Заполняют оставшиеся строки примерами. Дают полный ответ с опорой на таблицу. - Имена собственные, обозначающие фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия исторических событий пишутся с заглавной буквы; имена собственные, обозначающие названия заводов, фабрик, предприятий, газет, журналов, литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки. - Преобладают имена нарицательные. Листают Толковые словари, отвечают: - В Толковом словаре представлены имена нарицательные. Листают Орфографические словари: - В Орфографическом словаре представлены в основном имена нарицательные, но есть раздел и с именами собственными. Это связано с трудностями их написания. | Адекватно воспринимают письменный текст. Метапр., коммуник. Формулируют тему прочитанного текста. Метапр., познав. Адекватно воспринимают письменный текст. Метапр., коммуник. Анализируют языковой материал, группируют его. Метапр., познав. Предлагают свои варианты, отстаивают их, договариваются (при работе в группах формируются метапр. коммуникативные УУД). Оценивают результаты деятельности других групп, корректируют свою работу. Метапр., регулят. Указывают возможные источники нахождения информации. Метапр., познав. Делятся личным опытом, обозначают свои интересы. Личн. Анализируют, сопоставляют языковые факты, формулируют решение проблемы. Метапр., познав.ипредм. Умеют пользоваться языковыми словарями, видят их различие (разные цели создания словарей). Метапр., познав., предм. |
- Напомню, что наш урок мы начали с упоминания культурной столицы Европы – города Вены. А можно ли наш город назвать культурным центром? - Бывали ли вы в театрах Стерлитамака? Понравились ли вам постановки? - Перед вами (раздает ксерокопии афиши на текущий месяц) афиша Государственного русского драматического театра. Выберите название спектакля, который вам хотелось бы посмотреть, и допишите его в таблицу. - С кем вы обычно ходите в театр? - Предлагаю пригласить в театр на выбранный вами спектакль вашего соседа по парте. Вы не против? Какая информация должна быть в вашем пригласительном билете? Проецирует на доску образец заполненного пригласительного билета: Артем. Приглашаю тебя (Вас) в Государственный русский драматический театр в воскресенье, 26 февраля 2014 года, на спектакль _______________. Галина - Удастся ли Артему посмотреть совместно с Галиной спектакль? Почему? - Каким должно быть образцовое приглашение? - Напишите по образцу свое приглашение. Что вы измените, добавите? - Вручите соседу ваше приглашение. Проверьте правильность заполнения приглашений вашими одноклассниками. | Отвечают: - Наш город можно назвать культурным центром, потому что у нас имеются Государственный русский драматический театр, Стерлитамакский башкирский драматический театр, Стерлитамакский театр танца, театр-студия «Бенефис», городская филармония, картинная галерея. Делятся впечатлениями. Дописывают в таблицу. Отвечают. - Дата, время, место и название мероприятия. - Нет, потому что не указано время начала спектакля. Корректируют: Артем. Приглашаю тебя (Вас) в Государственный русский драматический театр в воскресенье, 26 февраля 2014 года, к 12 часам на спектакль____________. Галина - Мы изменим имена, день недели, дату, время начала спектакля в соответствии с афишей и добавим название спектакля. Вручают пригласительные. Проверяют правильность оформления врученных соседом пригласительных билетов, оценивают. | Строят собственное высказывание-рассуждение по предложенной проблеме. Метапр., коммуник. Или Формулируют проблему и доказывают ее. Метапр., познав. Анализируют информацию, данную в афише (текстовый, цифровой материал). Метапр., познав. «Примеряют» на себя возможную ситуацию общения, мотивируются для общения с одноклассниками. Метапр., коммунк. личн. Адекватно воспринимают письменный текст. Метапр., коммуник. Анализируют текст с точки зрения его правильности (полноты заложенной в нем информации). Метапр., познав. Совершенствуют «неправильный» текст. Предметн. Создают свой текст с опорой на образец, внося необходимые коррективы. Метапр., коммуник. Личн. Предм. Оценивают работы одноклассников (взаимооценка). Метапр., регулят. |
- О чем узнали на уроке? - Чему научились? -Достигнута цель нашего урока? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные на уроке? - Оцените свою работу на уроке: если вам все удавалось и вы не испытывали особых затруднений, поаплодируйте себе. Остальные утешьте себя (погладьте по голове) и дайте себе установку на то, что завтра все у вас все получится (жест большим пальцем вверх). Выставляются отметки отдельным учащимся и комментируются. | - Мы узнали об именах существительных нарицательных и собственных, о том, что могут обозначать имена собственные. - Мы научились различать имена существительные нарицательные и собственные, правильно писать их, употреблять в речи. - Поставленная нами цель урока достигнута. Обмениваются впечатлениями. | Соотносят результаты урока с его целью, оценивают результаты. Метапр., регулят. Оценивают свою деятельность на уроке (самооценка). Метапр., регулят. |