1.Мотивация к учебной деятельности. -Долгожданный дан звонок Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Валерия Эдуардовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. | Дети поприветствовали учителя и сели на свои места. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. - Ребята, сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. Это очень ответственная и важная работа. Исследователи должны быть умными и смышлёными ребятами. Как вы думаете мы подходим на должность исследователей? -Конечно! А чтобы это доказать, мы выполним с вами словарный диктант. Откройте ваши тетрадки. Что нам нужно записать? Верно. Какую запись мы должны сделать дальше? Хорошо. Запишем под диктовку следующие слова : Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон. Ребята, а в слове характерный как мы можем поставить с вами ударение? Умницы! Выберите одно слово и запишите с ним предложение. Поставьте ударение. | Да Число Классная работа характерный (для чего-то) и характерный (характерная актриса). |
3. Локализация индивидуальных затруднений. -Ребята, а теперь пора узнать девиз нашего института Грамматики. Внимание на слайд! «Друз…я, учен…е нас об…единяет!» -Что вы видете?
-Из чего оно состоит?
-Какие буквы там пропущены?
-Как вы думаете над какой проблемой мы будем сегодня с вами работать?
Сегодня на уроке мы закрепим знания написания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. Это и есть цель нашей исследовательской деятельности.
Давайте сделаем с вами упражнение номер 167. Прочитай. Однокоренные ли это слова? Почему? Докажи. Во всех словах есть приставка? Почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ?
Какие слова написаны в первой строчке?
Что обозначают эти слова?
Однокоренные ли они?
Какой у них корень?
Во всех ли словах есть приставка?
В каких словах приставки нет?
Какие слова написаны во второй строчке? Что обозначают эти слова?
-А эти слова однокоренные?
-Какой у них корень?
-В каких словах нет приставки?
Как вы думаете, почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ?
Хорошо. Запишите эти слова. Какие орфограммы в словах нам встречаются? Молодцы! Прочтите мне слова в рамке после упражнения 167.
Как вы думаете, близки ли по смыслу слова , написанные в рамке?
Составьте предложение с одним из этих слов.
Ребята, а что значит выражение «разжевать и в рот положить»?
Правильно ли понял выражение Афанасий? Что он делает?
Как называются слова, которые близки по значению?
Являются ли слова объяснил и разъяснил синонимами? А чтобы это узнать, давайте прочтём текст из упражнения 168.
Молодцы! | Предложение Из слов ь и ъ Ответы детей. Ясный, ясно, пояснил, разъяснил, объяснил, уяснил. Ответы детей. Да. Ясн Нет Ясный, ясно Ездить, поезд, поездка, отъезд, выезд, разъезд, приезд, переезд, въезд. Ответы детей. Тоже да. Езд Ездить Мы поставили ъ знак в словах разъяснил, объяснил между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я. Разделительный ъ, мягкий знак после шипящей в конце слова Да Ответы детей Объяснить Афанасий понял всё в прямом смысле, это не правильно. Синонимы Ответы детей. |
4.Построение проекта коррекции затруднений. -Прочтите текст из упражнения 168.
Ребята, о чём этот текст?
Почему же наш язык считается богатым?
Как вы поняли, чем же всё таки отличаются слова из рамки?
Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста.
Выпишите в свои тетради синонимы. Обозначьте орфограмму разделительный ъ. Во всех ли словах с приставками она есть?
Молодцы! Выполним задание 169. Прочтите его.
Какие слова отвечают на вопрос что?
Какие слова отвечают на вопрос что делать, что сделать? Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Дети записывают в тетрадях в два столбика.
Какие из этих слов однокоренные?
Разделим слова объедение, подъезд, запью на слоги.
Молодцы! | О синонимах. В нашем языке очень много синонимов. Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». Дети читают последний абзац. Да Объедение, еда, объявление, подъезд, объём. Объелся, съел, объявил, вылью, подъехал, запью, объединились. Объедение, еда, объелся, съел. Объявление, объявил. объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью. |
5.Реализация проекта коррекции затруднений. Прочтите слова из упражнения 170. Что мы напишем на месте пропусков? Почему? Разбираем вместе, вписываем буквы в учебник простым карандашом. Закроем учебники. Пишем слова под диктовку. Выделите орфограммы. Проверьте запись по учебнику. Какие здесь однокоренные слова? Какие слова-синонимы? | Раздолье- мягкий знак перед гласной е, ширь-, объехать-, в конце слова для обозначения мягкости, горько- смягчение согласного, скользкий- для обозначения мягкости л, приволье-, вольный - для обозначения мягкости л, съёмки - между приставкой и корнем. Раздолье, приволье, вольный. Раздолье и приволье. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Проведём с вами не большой тест. Каждый ребёнок пишет на заранее розданных листочках. 1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком + а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком + а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 3. С каких букв должен начинаться корень в словах с разделительным мягким знаком? Отметь знаком + а) с гласных; б) с согласных. 4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком + а) на согласную; б) на гласную. 5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И. 6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И. | |