kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня.

-осмысление словообразующей роли суффикса;

 -наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;

-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Тип  урока: Знакомство с новой темой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс"»


Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Тема: «Суффикс»

Цель урока:

-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня.

-осмысление словообразующей роли суффикса;

 -наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;

-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Тип  урока: Знакомство с новой темой.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование к уроку:  проектор, компьютер, презентация, учебник, карточки с заданиями, тексты.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи 

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с морфемой - суффикс.

Метапредметные: привитие интереса к различным  видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики спортсменов

Ход урока:

  1. Мотивация:

  • включение в деловой ритм - подготовка к работе в начале урока, приветствие;

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Доброе утро, ребята, присаживайтесь.  Пожелаем,  друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.  Ребята,  вы, проснувшись утром,  делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?

  • создание проблемной ситуации:

- Какое грандиозное спортивное  событие прошло  в  Сочи  в феврале 2014 года? (Зимние олимпийские игры)

СЛАЙД 1

Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни атлетов готовились к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения.

Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития.  А в этом году мы отмечаем  годовщину олимпийским играм.

- А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен - олимпиец? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)

- Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека?  А для ученика?

Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.

         Игра: «Найди отличия»: чем отличаются по морфемному составу слова «зимние» и «игра»  (в слове зимние есть суффикс). А какие есть сходства, ребята? (корни, окончания, основы)

  1. Актуализация знаний (разминка):

  • задание на повторение пройденного материала:

- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку.

«Разминка»  СЛАЙД 2

Каждый ряд выступит в роли команды, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.

  1. ряд - Что изучается в морфемике? (части слова)

  2. ряд - Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)

  3. ряд - Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)

  1. ряд - Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)

  2. ряд – Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)

  3. ряд – Что такое основа? (часть слова без окончания)

  1. Формирование новых знаний:

- Ребята, а какие виды спорта вы знаете?

На слайдах названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, футбол, шахматыСЛАЙД 3

- Ребята, а каких видов спорта не было на зимних олимпийских играх в Сочи? (Футбол, волейбол, баскетбол, шахматы) Почему? (Т.к. это не зимние виды спорта).

  • Задание  «Зимние виды спорта»

- Образуйте от предложенных названий видов спорта, названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта. СЛАЙД 4-11

  • Определение темы урока

 - Постарайтесь понять, что мы будем сегодня изучать на уроке. Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс)

СЛАЙД 12

  • Запись числа в тетрадях и темы урока

  • Создание ситуации успеха  

- Чтобы почувствовать себя спортсменами, давайте вспомним, как поощряются за удачное выступление спортсмены? СЛАЙД 13  (Восходят на пьедестал и получают медали). В конце  урока у вас будет возможность не только получить оценку, но и обзавестись медалью. СЛАЙД 14

  • Работа по учебнику, в парах

Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте правило о суффиксе.

  • Определение цели урока

- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова)

СЛАЙД 15  Камень-каменщик, паром-паромщик, стекло-стекольщик

В этих парах слов, какие слова обозначают предмет? А какие обозначают лиц (людей) по профессии?   Какие значения имеют эти слова, разные и или одинаковые? Т.е. с помощью суффикса –щик- образовались новые слова.

- Ребята, подумайте над следующими вопросами. Какую роль играет в слове суффикс? Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит для образования слов и придает слову новое значение.

 Физминутка (здоровьесбережение): В качестве физминутки мы проведем игру

« Тренер с мячом» - тренер будет передавать мяч вам, а вы будете придумывать слова с суффиксом. Тренером 1 ряда будет…

1 ряд будет придумывать слова с суффиксом –щик- (бетонщик, каменщик, наборщик, стекольщик, банщик, паромщик, съёмщик)

Тренером 2 ряда будет…. 2 ряд слова с суффиксом –ник-(школьник, рыбник, работник, карманник, охранник, печатник)

Тренером 3 ряда будет… 3 ряд слова с суффиксом –тель- (учитель, воспитатель, водитель, руководитель)

  1. Первичное закрепление и проговаривание вслух:

  • выполнение тренировочных упражнений  с самопроверкой по эталону:


В таблице даны слова, обозначающие спортивный инвентарь. С помощью суффиксов образовать слова.  

1. Обычного размера.                        2. Маленького размера.

Мяч(?), мячик, шайбоч(?)ка, шайба, клюшка, клюшеч(?)ка, конёчек, к(?)нёк, саноч(?)ки, сани. 

- Ребята, какие суффиксы мы использовали для обозначения маленького размера? (уменьшительно-ласкательные)

  1. Самостоятельная работа с карточками:

  • задание для самостоятельной работы по рядам парами:

Выписать из данных стихотворений слова с уменьшительно  - ласкательными суффиксами, выделить эти суффиксы.

Утренняя зарядка. 

Просыпайся, не ленись, 
На зарядку становись! 
Солнце из-за тучки 
Нам уж машет ручкой
Начинаем попорядку 
Мы весёлую зарядку: 
Руки вверх - до облаков, 
Вниз - до маленьких цветов, 
Руки в бок, теперь наклоны: 
Слева ёлки, справа - клёны! 
Всем минуточку вниманья, 
Начинаем приседанья: 
Раз и два, раз и два: 
Солнце в небе и трава!


Утренняя зарядка. 

Просыпайся, не ленись, 
На зарядку становись! 
Солнце из-за тучки 
Нам уж машет ручкой
Начинаем попорядку 
Мы весёлую зарядку: 
Руки вверх - до облаков, 
Вниз - до маленьких цветов, 
Руки в бок, теперь наклоны: 
Слева ёлки, справа - клёны! 
Всем минуточку вниманья, 
Начинаем приседанья: 
Раз и два, раз и два: 
Солнце в небе и трава!


Проверка задания

  1. Включение в систему знаний и повторение:

  • вспомнить пройденный материал;

  • работа в группах (в 5 группах назначается тренер - более способный учащийся, поможет выполнить работу более слабому напарнику)

Возвращаемся к спортивной тематике, к олимпийским играм в Сочи. Наверняка вы уже слышали, что олимпийский огонь пронесли по России, отправляли в космос, был он и на дне Байкала. И в Тыве тоже пронесли олимпийский огонь. Об этом созданы репортажи. Ребята. Вам было задано на дом работа с толковым словарем, узнать значение слова репортаж. Что называют репортажем? (Репорта́ж — сообщение с места событий).

Познакомимся с отрывком одного из таких репортажей.


   На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища.                             Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила  23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события.

  1. Прочитайте текст репортажа.

  2. Придумайте заголовок, запишите.

  3. Подчеркните слова, в которых есть, по вашему мнению суффиксы.

  4. Придумайте на спортивную тему предложение и запишите его.

-Ребята, каких чемпионов Олимпийских игр вы знаете? 

Юлия Липницкая - Российская фигуристка, Олимпийская чемпионка Сочи-2014, член сборной России на Олимпиаде в Сочи.

Евге́ний  Плю́щенко - выдающийся российский фигурист, выступавший в мужском одиночном катании



Медальный зачёт Зимней Олимпиады 2014 в Сочи

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Сумма

1

Россия

13

11

9

33

2

США

9

7

12

28

3

Норвегия

11

5

10

26

4

Канада

10

10

5

25

5

Нидерланды

8

7

9

24

  1. Рефлексия.

  • Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока.

  • Мы с вами говорили о медалях. Предлагаю отступить немного от системы награждения на Олимпиаде. Оцените себя сами и нарисуйте ту медаль, какую вы заслужили, усвоив, изучив тему сегодняшнего урока.

  1.  Д.З.

Используемые материалы:

  • Русский язык. 5 класс. Ч. 2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2012 г.

  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  • Ладыженкская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно. - М.: Экзамен, 2009.



















Утренняя зарядка. 

Просыпайся, не ленись, 
На зарядку становись! 
Солнце из-за тучки 
Нам уж машет ручкой
Начинаем попорядку 
Мы весёлую зарядку: 
Руки вверх - до облаков, 
Вниз - до маленьких цветов, 
Руки в бок, теперь наклоны: 
Слева ёлки, справа - клёны! 
Всем минуточку вниманья, 
Начинаем приседанья: 
Раз и два, раз и два: 
Солнце в небе и трава!


Утренняя зарядка. 

Просыпайся, не ленись, 
На зарядку становись! 
Солнце из-за тучки 
Нам уж машет ручкой
Начинаем попорядку 
Мы весёлую зарядку: 
Руки вверх - до облаков, 
Вниз - до маленьких цветов, 
Руки в бок, теперь наклоны: 
Слева ёлки, справа - клёны! 
Всем минуточку вниманья, 
Начинаем приседанья: 
Раз и два, раз и два: 
Солнце в небе и трава!


   На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища.  Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила  23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события.

  1. Прочитайте текст репортажа.

  2. Придумайте заголовок, запишите.

  3. Подчеркните слова, в которых есть, по вашему мнению суффиксы.

  4. Придумайте на спортивную тему предложение и запишите его.







Медальный зачёт Зимней Олимпиады 2014 в Сочи

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Сумма

1

Россия

13

11

9

33

2

США

9

7

12

28

3

Норвегия

11

5

10

26

4

Канада

10

10

5

25

5

Нидерланды

8

7

9

24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс"

Автор: Ахметова Наталья Анатольевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства