-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, презентация,учебник, карточки с заданиями, тексты.
Формировать УУД:
Личностные УУД:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи
Планируемые результаты:
Предметные:познакомить с морфемой - суффикс.
Метапредметные: привитие интереса к различным видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики спортсменов
Ход урока:
Мотивация:
включение в деловой ритм - подготовка к работе в начале урока, приветствие;
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Доброе утро, ребята, присаживайтесь. Пожелаем, друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, вы, проснувшись утром, делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?
создание проблемной ситуации:
- Какое грандиозное спортивное событие прошло в Сочи в феврале 2014 года? (Зимние олимпийские игры)
СЛАЙД 1
Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни атлетов готовились к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения.
Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития. А в этом году мы отмечаем годовщину олимпийским играм.
- А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен - олимпиец? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)
- Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека? А для ученика?
Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.
Игра: «Найди отличия»: чем отличаются по морфемному составу слова «зимние» и «игра» (в слове зимние есть суффикс). А какие есть сходства, ребята? (корни, окончания, основы)
Актуализация знаний (разминка):
задание на повторение пройденного материала:
- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку.
«Разминка» СЛАЙД 2
Каждый ряд выступит в роли команды, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.
ряд - Что изучается в морфемике? (части слова)
ряд - Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
ряд - Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)
ряд - Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)
ряд – Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)
ряд – Что такое основа? (часть слова без окончания)
Формирование новых знаний:
- Ребята, а какие виды спорта вы знаете?
На слайдах названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, футбол, шахматы. СЛАЙД 3
- Ребята, а каких видов спорта не было на зимних олимпийских играх в Сочи? (Футбол, волейбол, баскетбол, шахматы) Почему? (Т.к. это не зимние виды спорта).
Задание «Зимние виды спорта»
- Образуйте от предложенных названий видов спорта, названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта. СЛАЙД 4-11
Определение темы урока
- Постарайтесь понять, что мы будем сегодня изучать на уроке. Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс)
СЛАЙД 12
Запись числа в тетрадях и темы урока
Создание ситуации успеха
- Чтобы почувствовать себя спортсменами, давайте вспомним, как поощряются за удачное выступление спортсмены? СЛАЙД 13 (Восходят на пьедестал и получают медали). В конце урока у вас будет возможность не только получить оценку, но и обзавестись медалью. СЛАЙД 14
Работа по учебнику, в парах
Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте правило о суффиксе.
Определение цели урока
- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова)
В этих парах слов, какие слова обозначают предмет? А какие обозначают лиц (людей) по профессии? Какие значения имеют эти слова, разные и или одинаковые? Т.е. с помощью суффикса –щик- образовались новые слова.
- Ребята, подумайте над следующими вопросами. Какую роль играет в слове суффикс?Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит для образования слов и придает слову новое значение.
Физминутка (здоровьесбережение): В качестве физминутки мы проведем игру
« Тренер с мячом» - тренер будет передавать мяч вам, а вы будете придумывать слова с суффиксом. Тренером 1 ряда будет…
1 ряд будет придумывать слова с суффиксом –щик- (бетонщик, каменщик, наборщик, стекольщик, банщик, паромщик, съёмщик)
Тренером 2 ряда будет…. 2 ряд слова с суффиксом –ник-(школьник, рыбник, работник, карманник, охранник, печатник)
Тренером 3 ряда будет… 3 ряд слова с суффиксом –тель- (учитель, воспитатель, водитель, руководитель)
Первичное закрепление и проговаривание вслух:
выполнение тренировочных упражнений с самопроверкой по эталону:
В таблице даны слова, обозначающие спортивный инвентарь. С помощью суффиксов образовать слова.
- Ребята, какие суффиксы мы использовали для обозначения маленького размера? (уменьшительно-ласкательные)
Самостоятельная работа с карточками:
задание для самостоятельной работы по рядам парами:
Выписать из данных стихотворений слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами, выделить эти суффиксы.
Утренняя зарядка.
Просыпайся, не ленись, На зарядку становись! Солнце из-за тучки Нам уж машет ручкой! Начинаем попорядку Мы весёлую зарядку: Руки вверх - до облаков, Вниз - до маленьких цветов, Руки в бок, теперь наклоны: Слева ёлки, справа - клёны! Всем минуточку вниманья, Начинаем приседанья: Раз и два, раз и два: Солнце в небе и трава!
Утренняя зарядка.
Просыпайся, не ленись, На зарядку становись! Солнце из-за тучки Нам уж машет ручкой! Начинаем попорядку Мы весёлую зарядку: Руки вверх - до облаков, Вниз - до маленьких цветов, Руки в бок, теперь наклоны: Слева ёлки, справа - клёны! Всем минуточку вниманья, Начинаем приседанья: Раз и два, раз и два: Солнце в небе и трава!
Проверка задания
Включение в систему знаний и повторение:
вспомнить пройденный материал;
работа в группах (в 5 группах назначается тренер - более способный учащийся, поможет выполнить работу более слабому напарнику)
Возвращаемся к спортивной тематике, к олимпийским играм в Сочи. Наверняка вы уже слышали, что олимпийский огонь пронесли по России, отправляли в космос, был он и на дне Байкала. И в Тыве тоже пронесли олимпийский огонь. Об этом созданы репортажи. Ребята. Вам было задано на дом работа с толковым словарем, узнать значение слова репортаж. Что называют репортажем? (Репорта́ж — сообщение с места событий).
Познакомимся с отрывком одного из таких репортажей.
На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища. Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила 23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события.
Прочитайте текст репортажа.
Придумайте заголовок, запишите.
Подчеркните слова, в которых есть, по вашему мнению суффиксы.
Придумайте на спортивную тему предложение и запишите его.
-Ребята, каких чемпионов Олимпийских игр вы знаете?
Юлия Липницкая - Российская фигуристка, Олимпийская чемпионка Сочи-2014, член сборной России на Олимпиаде в Сочи.
Евге́ний Плю́щенко - выдающийся российскийфигурист, выступавший в мужском одиночном катании.
Медальный зачёт Зимней Олимпиады 2014 в Сочи
№
Страна
Золото
Серебро
Бронза
Сумма
1
Россия
13
11
9
33
2
США
9
7
12
28
3
Норвегия
11
5
10
26
4
Канада
10
10
5
25
5
Нидерланды
8
7
9
24
Рефлексия.
Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока.
Мы с вами говорили о медалях. Предлагаю отступить немного от системы награждения на Олимпиаде. Оцените себя сами и нарисуйте ту медаль, какую вы заслужили, усвоив, изучив тему сегодняшнего урока.
Д.З.
Используемые материалы:
Русский язык. 5 класс. Ч. 2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2012 г.
Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Ладыженкская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно. - М.: Экзамен, 2009.
Утренняя зарядка.
Просыпайся, не ленись, На зарядку становись! Солнце из-за тучки Нам уж машет ручкой! Начинаем попорядку Мы весёлую зарядку: Руки вверх - до облаков, Вниз - до маленьких цветов, Руки в бок, теперь наклоны: Слева ёлки, справа - клёны! Всем минуточку вниманья, Начинаем приседанья: Раз и два, раз и два: Солнце в небе и трава!
Утренняя зарядка.
Просыпайся, не ленись, На зарядку становись! Солнце из-за тучки Нам уж машет ручкой! Начинаем попорядку Мы весёлую зарядку: Руки вверх - до облаков, Вниз - до маленьких цветов, Руки в бок, теперь наклоны: Слева ёлки, справа - клёны! Всем минуточку вниманья, Начинаем приседанья: Раз и два, раз и два: Солнце в небе и трава!
На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища. Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила 23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события.
Прочитайте текст репортажа.
Придумайте заголовок, запишите.
Подчеркните слова, в которых есть, по вашему мнению суффиксы.
Придумайте на спортивную тему предложение и запишите его.