1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
I. Оргмомент (1 мин.)
II. Эмоциональный настрой (1 мин.)
III. Изучение нового материала (10 мин.)
1. Проблемный вопрос
Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова пр…мечталось.
Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Ответы учащихся)
Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках. Нас ждет плодотворная работа.
2. Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при - или пре-).
(Работа с учебником)
Заполните 2 графу таблицы: "Правописание приставок при - и пре-".
(Заполнение таблицы)
Приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1.
2.
3.
4.
Пре-
1.
2.
Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.
Таблица на экране
Приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1. Приближение
2. Присоединение
3. Близость к чему-либо
4. Неполное действие
Пре-
1. Сходно со значением слова очень
2. Сходно со значением приставки пере-
3. Вывод по теме.
Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
При каких значениях пишется приставка при-; при каких - пре-?
(Ответы учащихся)
IV. Закрепление (20 мин.)
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
правописание приставка орфографическое правило
Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
"Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу", - говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
"Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу", - говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лесподарил мне много счастливых находок.
Докажите, что у вас получился текст.
Озаглавьте его. Какова тема текста? Основная мысль?
(Ответы учащихся)
Заполните 3-ю графу таблицы "Правописание приставок при - и пре-" примерами из текста.