ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-».
(урок-исследование)
Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при- ; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу; развивать логическое мышление, память; совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: мультимедийная презентация, оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Звучит мелодия « В гостях у сказки».
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.
— А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.
Демонстрируется 1-й слайд: зеленый лес. На слайде последовательно появляются стрелки и надписи.
Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем направо, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.
Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте. Но имейте в виду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».
3. Определение темы и целей урока.
— А какие знания вы сегодня приобретете? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке.
Дети видят на слайде выделенные красным цветом приставки ПРЕ- и ПРИ- и делают вывод,что на уроке они должны узнать о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.
II. Работа по теме урока
Звучит « Волшебный полет» (группа «Спейс»). Демонстрируется слайд 3-й:Баба-Яга,слова на пре- и при-.
— А! Пришли, принеслись, прискакали, примчались, голубчики. А знаете, куда попали? Да-да, ко мне, Бабе-Яге, в мой волшебный лес. Думаете, прямо пошли, так друзей не потеряете и домой вернетесь? Нет, отсюда еще никто не возвращался. Ведь для того, чтобы домой вернуться, нужно очень трудные задания решить. А эти задания никто выполнить не мог: ни Леший, ни Кощей Бессмертный, ни даже я, а ведь в этом лесу я самая умная.
- Да, умная я, конечно, только вот вы с учительницей своей что-то о приставках говорили (я это в волшебном зеркале видела), а что такое приставка, я не знаю. Помогите мне, научите старенькую, расскажите, что такое приставка.
Ученик дает определение приставки.
- Молодцы, хорошо объяснили бабуле правило. Я теперь еще умнее буду. Вот Кощей-то удивится. Ну, что, остаетесь или задания выполнять будете? Ладно, решайте.
По щелчку мыши на экране появляются слова с пропущенными буквами: пр...шли, пр...неслись,пр...скакали, пр...мчались.
Ученик подходит к компьютеру и демонстрирует одноклассникам слайд, подготовленный заранее. (Слайд 4-ый)
— Ребята, что происходит на экране? Запомните, если слово обозначает: приближение или присоединение, то пишется приставка ПРИ-.
Под руководством этого ученика ребята выполняют задание, вставляют пропущенные буквы, проверяют полученный результат, приводят свои примеры.
- Всем ли понятно это правило? А вам, любезная Баба-Яга, понятно?
- Ага, это значит, я портрет Кощея к стене при-бью... Ой, да я это правило и без вас знала. Вы второе задание попробуйте выполнить, оно посложнее будет. Что это вы вокруг смотрите? Не на своем пришкольном участке, а в лесу находитесь. А это избушка моя. Конечно, не приморская гостиница и не прибрежный пансионат, но моя, родная. А вот и следующее задание. Найдутся желающие помочь товарищам?
Во время рассказа Бабы-Яги на экране появляются слова: пр..школьный, пр...морская, пр...брежный. Ученик проводит работу с классом. На экране появляется море, по щелчку мыши рядом возникает гостиница.(Слайд 5-ый).
— Если бы вы были хозяином гостиницы, как бы вы ее назвали?
— Конечно, «Приморская».
На экране школа и возле нее появляется участок с зеленой травой и цветами.
- Ребята, что вы теперь видите в нашем волшебном зеркале?
- Пришкольный участок.
Ученик помогает одноклассникам разобраться с этим учебным материалом. Дети выполняют задание, вставляя буквы в слова, указанные на экране, и на мониторе появляются правильные ответы.
— Справились и с этим заданием. Молодцы! Вижу, что устали, проголодались. Проходите в избушку, я вас накормлю. Приоткроем дверь. Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь. Накормить не смогла, зато новое задание дала.
На экране появляются новые слова: пр...горело, пр...откроем, пр...кроем.
Ученик демонстрирует слайд, на котором дверь не полностью закрывается. Дети узнают, что если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка ПРИ-. Учащиеся выполняют задание, проверяют ответы, приводят свои примеры. (Слайд 6-ой)
А это задание может прервать ваше путешествие, не сможете вы это препятствие преодолеть!
Можно, бабушка, мне попробовать помочь друзьям в преодолении этого препятствия?
На экране появляются слова: пр...рвать, препятствие, пр...одолеть.
Ученица показывает свой слайд, читает стихотворение и интересуется, как поняли одноклассники это правило. Учащиеся выполняют задание, в слова, находящиеся на мониторе, вставляют буквы, и на экране появляются правильные ответы.(Слайд 7-ой)
Дождь непрерывно льет в октябре,
Но умным дождь не преграда.
Где очень похожа ПЕРЕ- и ПРЕ—
Писать только ПРЕ- там надо.
— Ребятушки, боитесь, небось, что домой не отпущу, думаете, наверно, что Баба-Яга злая-презлая, а я, может, добрая-предобрая, красивая-прекрасивая, прехорошенькая!
На экране появились слова:
пр...злая, пр...добрая, пр...красивая, пр...хорошенькая.
Ученица, демонстрируя свой слайд, на котором появляется высокий человек, протягивающий руку к самой крыше, а затем человек, прижимающий к себе конфеты, читает стихотворение:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты.
Если ОЧЕНЬ такой или ОЧЕНЬ сякой,
ПРЕ- мы напишем при этом.
Затем дети выполняют задание: вставляют в слова, указанные на экране, нужные буквы.
(Слайд 8-й).
Ребятки, вы верно справились со всеми заданиями. Молодцы! И теперь вы отправляетесь домой. Не забывайте меня, помните и о том, чему вы научились в пути. Закройте глаза (они очень устали, глядя в мое волшебное зеркало; во время полета домой глазки должны отдохнуть).
Звучит « Волшебный полет»
- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Я так волновалась. Расскажите о ваших приключениях (слово записывается в орфографический словарь).
Подводится итог первой части урока.
Внимание акцентируется не только на обучающей, но и
на воспитательной цели урока: без дружбы трудно было
бы справиться с заданиями.
— Давайте посмотрим, как вы поняли новый материал, не запутала ли вас Баба-Яга?
III. Закрепление пройденного материала
1.Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставок пре- и при-
2.Распределительный диктант.(Слайд 9-й)
Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.
Присоединение-приближение | Неполнота действия | Близость к предмету | Пре- = пере- | Пре- = очень |
Прибить, пристегнуть, премилый, прикрыть, Приволжье, преодолеть, преувеличить, приставка, преграда, присмотреться, привязать, Прибайкалье, преобразиться, прекрасно.
5. Устная работа с текстом:
а) анализ строения текста (тема, микротемы);
б) определение типа речи (повествование);
в) формулирование идеи текста;
г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.(Слайд 10-й)
После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зеленый наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.
Все радовались приходу весны.
6. Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.
Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развитие орфографической зоркости.
Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановить текст.
Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.
Подведение итогов урока Выставление оценок. Рефлексия.
(Слайд 11-12-ый)
Действительно, ребята, всё в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. А чему сегодня на уроке радовались вы?
Расскажите о правописании приставок в значении приближения или присоединения. Приведите примеры.
Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету. Приведите примеры.
Расскажите о правописании приставок в значении неполноты действия. Приведите примеры.
Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению ее можно заменить приставкой ПЕРЕ-? Приведите примеры.
Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению она близка к слову очень? Приведите примеры.
Какие качества помогли вам добиться успеха?
Что значит дружба в вашей жизни?
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы услышали на уроке? А какие еще пословицы и поговорки знаете?
V. Выставление оценок.
ФИ | Устная работа | Тетрадь | Активность на уроке | примечания | Итоговая оценка |
| | | | | |
VI. Информация о задании на дом (Слайд 13-ый):
выучить правило о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ- ;
выписать 5 пословиц или поговорок о дружбе;
дополнить таблицу собственными примерами: по 2—3 на каждый случай.
7