Цели урока:
1. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.
2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и середине слова мягким знаком.
3. Воспитывать любовь к родному языку, дружбу, взаимопомощь.
Задачи урока:
1.Систематизировать знания о твёрдых и мягких звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме.
2. Развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака.
3.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, речь детей.
4.тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
5.Выполнять правила работы в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количество звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения.
Познавательные УДД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УДД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УДД. Потребность общения с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УДД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент.
-Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
Прочитаем девиз нашего урока:
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!
А урок мы начнём с пословицы: Слайд 1.
В одиночку не одолеешь и кочку.
-Как вы понимаете её смысл?
-Замечательно. Вот мы вместе и будем трудиться на уроке.
-А помогать нам будут герои любимых мультфильмов.
2. Минутка чистописания. – Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете четверостишие: Слайд 2.
Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
- Какую букву будем писать?
-Подчеркните карандашом три самые лучшие буквы.
3.Актуализация знаний. Орфографическая минутка.
Летели лебеди с лебедятами.
-Спишите предложение.
-Найдите и подчеркните основу предложения.
- Сколько слогов в каждом слове? Как вы это определили?
- Разделите слова на слоги.
- Есть ли в словах предложения твёрдые согласные звуки?
-Назовите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова» Проверьте их. (Летели- полёт, с лебедятами – лебеди).Кто сможет подобрать слово, чтобы проверить безударную гласную в слове лебеди? (Лебёдушка).
4.Самоопределение к деятельности. Прочитайте слова на слайде 3
(тетрадь, пальто, яблонька, мебель,девочка)
-Что это за слова?
-Что общего у этих слов?
-Где может стоять мягкий знак в словах?
-Какое слово лишнее? Почему?
-Запишите эти слова в два столбика.
(Один ученик делает на доске, остальные в тетради)
Слайд: мебель,тетрадь, яблонька, пальто)
Проверка. Слайд 4. Оцените свою работу знаками +, -,!
А теперь послушайте сказку.
Чтение сказки: пришла как-то новая буква и попросила записать её в алфавит. « Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,- проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,- упрекнула буква Н гостью. « Можете ли вы,уважаемая буква, стоять вначале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» - поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», - сказала таинственная незнакомка. « А где же вы работаете?» - допытывалась буква Т. «В конце и середине слова после многих согласных» - ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» - воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:
(Слайд 5)
шест?, бан?ка, угол?
- Какая это была буква? (Мягкий знак)
-Кто догадался, чему будет посвящён урок? (Мягкому знаку)
Пробное действие.
-Вот первое слово, убежавшее из сказки:
шест?
-Запишите это слово и объясните его написание.
-Кто выполнил задание?
- Кто не смог справиться с заданием?
- Я увидела, что у вас записаны разные слова.
-Кто из вас уверен, что правильно записал слово?
Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.
Выявление места и причины затруднения.
- Что теперь будете делать?
-Какой следующий шаг?
- В чём затруднение? ( Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть)
Не можем обосновать свою запись.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- И так, вы поняли причину затруднения. Что вы будете делать дальше?
( Мы должны поставить перед собой цель.)
Слайд 6.
-Определите цель своей работы. (Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласными.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Мягкий знак показатель мягкости согласного).
-Я вам предлагаю работать по следующему плану.
Слайд 7
1. Уточняем лексическое значение слова.
2. Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.
(Фронтальная работа)
1.-Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест –это длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (Шесть – это цифра и число)
2.- Сравните слова шест и шесть по числу звуков и букв.
- Как это объяснить? ( Буква мягкий знак звука не обозначает.)
- Одинаково ли произносится звук т в первом и втором словах?
-( В первом слове звук т звучит твёрдо, а во втором – мягко).
-Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
- В какой позиции ь обозначает мягкость согласного? Подчеркните ь и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него)
- Какую важную роль он выполняет? ( Меняет лексическое значение слова)
Вернёмся к словам из сказки. Какие слова ещё были?
(банька, уголь)
- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове банька, уголь? Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме?
- Какой вывод можно сделать? (Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается ь.
-Откройте учебник на стр.125 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон). (Слайд 8)
Обобщим наши знания о мягких согласных
- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Слайд 9)
( мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными е, ё, ю, я, и, и ь.)
Физкультминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель читает стихотворение чётко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть
Получим шест
Вместо есть
Напишем ест.
Какой наш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон)
Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. ( Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске, объясняют написание с опорой на эталон.
Учащиеся по цепочке записывают отгадки на доске с комментированием.
Одну меня не съешь никогда, а без меня - невкусная еда. (Соль)
Спит или купается, все не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (Коньки) резерв
У двух матерей по пять сыновей. Одно имя всем. ( Пальцы)
-На какие две группы можно разделить слова? (По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове.
Какие получились группы?
Ребята, мы исследовали лексическое значение многих слов, их происхождение. А вот почему коньки так назвали расскажет нам
Алина.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новый материал?
( Нужно выполнить самостоятельную работу)
(Слайд10)
Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, зорька.
Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
Проверка (Слайд 11)
-Какое место занимает Ь в словах первого столбика?
( Стоит в конце слова после согласной.)
- Какова роль Ь в этом случае? ( Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? ( Стоит в середине слова между согласными)
Какой из двух согласных произносится мягко?
(Согласный, который стоит перед Ь)
-Какова роль Ь в этом случае? (Ь,находящийся между согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)
-Какой вывод можно сделать?
- Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко. Это орфограмма.
- У кого есть ошибки? Сделайте вывод.
Гимнастика для глаз
Включение в систему знаний.
Запись предложения под диктовку.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
- Назовите мягкие согласные. Как обозначена мягкость?
- В каких словах есть орфограмма – буква- ь для обозначения мягких согласных. Где она находится?
- В каком слове все согласные мягкие? (беленький)
( Взаимопроверка. Работа в парах)
Диктант «Плюс – минус» ( Учащиеся выполняют в таблице, лист контроля) Слайд 12
Слушайте задание в стихах.
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове нет его,
« Минус» напиши в ответ.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Самопроверка, сверка с образцом, самооценка. Поставьте !,+,-.
У кого нет ошибок? Сделайте вывод. ( Мы хорошо усвоили новую тему.)
Рефлексия учебной деятельности.
- Какое затруднение было на уроке?
- Мы с ним справились?
- Где нам могут пригодиться новые знания? ( При выполнении письменных работ.)
Домашнее задание.
1. Стр.125; упр.206
2. Выписать из орфографического словаря любые 5-7 слов с Ь – показателем мягкости.
3. Придумать и записать предложение с одним из этих слов ( для сильных детей).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количество звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения.
Познавательные УДД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УДД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УДД. Потребность общения с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УДД.Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
-Замечательно. Вот мы вместе и будем трудиться на уроке.
-А помогать нам будут герои любимых мультфильмов.
2. Минутка чистописания. – Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете четверостишие: Слайд 2.
Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает,
Может только показать, Как согласную писать.
- Какую букву будем писать?
-Подчеркните карандашом три самые лучшие буквы.
3.Актуализация знаний. Орфографическая минутка.
Летели лебеди с лебедятами.
-Спишите предложение.
-Найдите и подчеркните основу предложения.
- Сколько слогов в каждом слове? Как вы это определили?
- Разделите слова на слоги.
- Есть ли в словах предложения твёрдые согласные звуки?
-Назовите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова» Проверьте их. (Летели- полёт, с лебедятами – лебеди).Кто сможет подобрать слово, чтобы проверить безударную гласную в слове лебеди? (Лебёдушка).
4.Самоопределение к деятельности. Прочитайте слова на слайде 3
(тетрадь, пальто, яблонька, мебель ,девочка)
-Что это за слова?
-Что общего у этих слов?
-Где может стоять мягкий знак в словах?
-Какое слово лишнее? Почему?
-Запишите эти слова в два столбика.
(Один ученик делает на доске, остальные в тетради)
Слайд: мебель ,тетрадь, яблонька, пальто)
Проверка. Слайд 4. Оцените свою работу знаками +, -,!
А теперь послушайте сказку.
Чтение сказки: пришла как-то новая буква и попросила записать её в алфавит. « Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,- проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,- упрекнула буква Н гостью. « Можете ли вы ,уважаемая буква, стоять вначале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» - поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», - сказала таинственная незнакомка. « А где же вы работаете?» - допытывалась буква Т. «В конце и середине слова после многих согласных» - ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» - воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:
(Слайд 5)
шест?, бан?ка, угол?
- Какая это была буква? (Мягкий знак)
-Кто догадался , чему будет посвящён урок? (Мягкому знаку)
Пробное действие.
-Вот первое слово, убежавшее из сказки:
шест?
-Запишите это слово и объясните его написание.
-Кто выполнил задание?
- Кто не смог справиться с заданием?
- Я увидела, что у вас записаны разные слова.
-Кто из вас уверен, что правильно записал слово?
Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.
Выявление места и причины затруднения.
- Что теперь будете делать?
-Какой следующий шаг?
- В чём затруднение? ( Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть)
Не можем обосновать свою запись.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- И так, вы поняли причину затруднения. Что вы будете делать дальше?
( Мы должны поставить перед собой цель .)
Слайд 6.
-Определите цель своей работы. (Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласными.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Мягкий знак показатель мягкости согласного).
-Я вам предлагаю работать по следующему плану.
Слайд 7
Уточняем лексическое значение слова.
Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.
(Фронтальная работа)
1.-Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест –это длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (Шесть – это цифра и число)
2.- Сравните слова шест и шесть по числу звуков и букв.
- Как это объяснить? ( Буква мягкий знак звука не обозначает.)
- Одинаково ли произносится звук т в первом и втором словах?
-( В первом слове звук т звучит твёрдо, а во втором – мягко).
-Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
- В какой позиции ь обозначает мягкость согласного? Подчеркните ь и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного , если находится после него)
- Какую важную роль он выполняет? ( Меняет лексическое значение слова)
Вернёмся к словам из сказки. Какие слова ещё были?
(банька, уголь)
- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове банька, уголь? Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме?
- Какой вывод можно сделать? (Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается ь.
-Откройте учебник на стр.125 и проверьте , правильный ли вывод мы сделали. (Эталон). (Слайд 8)
Обобщим наши знания о мягких согласных
- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Слайд 9)
( мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными е, ё, ю, я, и, и ь.)
Физкультминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель читает стихотворение чётко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети , услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой , и встать.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть
Получим шест
Вместо есть
Напишем ест.
Какой наш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон)
Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. ( Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске, объясняют написание с опорой на эталон.
Учащиеся по цепочке записывают отгадки на доске с комментированием.
Одну меня не съешь никогда, а без меня - невкусная еда. (Соль)
Спит или купается , все не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (Коньки) резерв
У двух матерей по пять сыновей. Одно имя всем. ( Пальцы)
-На какие две группы можно разделить слова? (По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове.
Какие получились группы?
Ребята, мы исследовали лексическое значение многих слов, их происхождение. А вот почему коньки так назвали расскажет нам
Алина.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новый материал?
( Нужно выполнить самостоятельную работу)
(Слайд10)
Карась , яблонька, апрель, лошадь, альбом, зорька.
Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
Проверка (Слайд 11)
-Какое место занимает Ь в словах первого столбика?
( Стоит в конце слова после согласной.)
- Какова роль Ь в этом случае? ( Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? ( Стоит в середине слова между согласными)
Какой из двух согласных произносится мягко?
(Согласный , который стоит перед Ь)
-Какова роль Ь в этом случае? (Ь ,находящийся между согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)
-Какой вывод можно сделать?
- Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко. Это орфограмма.
- У кого есть ошибки? Сделайте вывод.
Гимнастика для глаз
Включение в систему знаний.
Запись предложения под диктовку.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
- Назовите мягкие согласные . Как обозначена мягкость?
- В каких словах есть орфограмма – буква- ь для обозначения мягких согласных. Где она находится?