Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…),
дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…).
ВЫВОД: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
IV. Работа по картинкам
Составляем рассказ по картинкам, используя слова, противоположные по значению
V. Работа с текстом (упражнение 1)
Чтение текста
Словарная работа
Странный – о?аш, ?деттен тыс
ёкшие травы – солып ?ал?ан ш?птер
Зацветающие цветы – г?лдей баста?ан г?лдер
Сверкающий иней – жалтылда?ан ?ырау
Увядание и расцвет – солу мен г?лдеу
Вопросно –ответная беседа
- Почему в сентябре лес кажется странным?
- Как вы понимаете выражение: рядом весна и осень?
4. Грамматическое задание (выписать слова с противоположными значениями)
VI. Задание по теме (Найдите антонимы)
Да - …
Хороший - …
Зелёный - …
Дерево - …
Утро - …
Книга - …
Весело - …
Пять - …
Он - …
VII. Работа по учебнику (стр.53 упражнение 5)
Прочитайте диалог по ролям
Найдите в рассказах примеры диалога и монолога
VIII. Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках,
крылатых выражениях.
• Правой рукой строит, а левой разрушает.
• Ученье - свет, неученье – тьма.
• Сытый голодного не разумеет
IX. Творческий диктант
X. Игра в мяч
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
XI. Задание по теме
(Сколько пар антонимов в данных предложениях?)
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
XII.Задания на дом:
1) Упражнения 6, 8.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
« Угадай слово »
1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях.
2. Красная строка,отступ вправо в начале строки.
3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.
4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
Вывод :
Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Тема урока
«Антонимы»
Антонимы -
( От греческого Анти – против , оним – имя).
Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
– оживляют речь, делают ее выразительнее.
Добрый – злой
Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Слово – дело великое.Великое потому что словом можносоединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви имиру , словом же можно служить вражде и ненависти.Л.Н.Толстой
Игра «Смотри, не ошибись»
Большой (…), много (…), стакан (…),
Большой (…), много (…), стакан (…),
высокий (…), верблюд (…), веселый (…),
дом (…), хорошо (…), часы (…),
кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
десятый (…), яблоко (…), ты (…).
Вывод :
Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Ранняя и поздняя осеньРабота по картинам
Составляем рассказ по картинкам, используя слова, противоположные по значению.
Упражнение 1. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно , и радостно.
Словарная работа
Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер
Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу
Найти антонимы к словам:
Да - …
Хороший - …
Дерево - …
Зеленый -…
Книга - …
Весело - …
Пять - …
Утро - …
Он - …
Упражнение 4. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
Быстрее -
Прохладно -
Грязно –
Конец –
Поздняя -
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я – антоним к слову «лето »
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
( Зима )
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …
( Тишина)
Эстафета
1
2
богатый
больше
первый
3
да
здоровый
плохой
умный
мало
горький
правда
хорошо
вперед
белый
веселый
черный
лучше
война
дешево
вверх
радость
тишина
Работа по учебнику
(стр.53 упражнение 5)
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
Чтение диалога по ролям
2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога
( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ).
Монолог – речь одного лица.
( от греческого слова диалогос – «беседа»
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Речь
Диалогическая
Монологическая
Произведения в названиях которыхесть антонимы :
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Живые и мертвые» К.М.Симонова.
«Живые и мертвые» К.М.Симонова.
«Живые и мертвые» К.М.Симонова.
«Живые и мертвые» К.М.Симонова.
Произведения :
Толстый и тонкий
ВОЙНА И МИР
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.
Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Задания на дом:
1) Упражнения 6, 8.
2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.