Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Антонимы
Цели:
1. Образовательные :
• повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.
• познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
• научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
• познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
2. Развивающие :
• развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
• развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
• развивать сообразительность,мышление,внимание,память.
3. Воспитательные :
• создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
• воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
• воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания
А) проверка письменного упражнения
Б) опрос по теме
III. Объяснение новой темы
Антонимы (от греческого Анти – против, оним – имя).
Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Они оживляют речь, делают ее выразительнее.
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы
III. Игра «Смотри, не ошибись»
Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…),
дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…).
ВЫВОД: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
IV. Работа по картинкам
Составляем рассказ по картинкам, используя слова, противоположные по значению
V. Работа с текстом (упражнение 1)
Странный – о?аш, ?деттен тыс
Зацветающие цветы – г?лдей баста?ан г?лдер
Сверкающий иней – жалтылда?ан ?ырау
Увядание и расцвет – солу мен г?лдеу
- Почему в сентябре лес кажется странным?
- Как вы понимаете выражение: рядом весна и осень?
4. Грамматическое задание (выписать слова с противоположными значениями)
VI. Задание по теме (Найдите антонимы)
Да - …
Хороший - …
Зелёный - …
Дерево - …
Утро - …
Книга - …
Весело - …
Пять - …
Он - …
VII. Работа по учебнику (стр.53 упражнение 5)
VIII. Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках,
крылатых выражениях.
• Правой рукой строит, а левой разрушает.
• Ученье - свет, неученье – тьма.
• Сытый голодного не разумеет
IX. Творческий диктант
X. Игра в мяч
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
XI. Задание по теме
(Сколько пар антонимов в данных предложениях?)
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
XII.Задания на дом:
1) Упражнения 6, 8.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт