kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Антонимы

Цели:

1.  Образовательные :

•      повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

•      познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

•      научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

•      познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

•      развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.

•      развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

•      развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

•      создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

•      воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

•      воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу

  • воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары

Ход  урока

I.Организационный  момент.

II. Опрос  домашнего  задания

    А) проверка  письменного  упражнения

    Б) опрос  по  теме

III. Объяснение  новой темы

Антонимы (от  греческого  Анти – против,  оним – имя).

Это  слова  одной  и  той  же  части  речи  с  противоположным  лексическим значением.   Они  оживляют  речь,  делают  ее  выразительнее.

Добрый – злой

Добрый – относящийся  к  людям  с  расположением,  проникнутый  сочувствием  к  ним,  готовый  помочь, отзывчивый.

            Злой – исполненный  недоброжелательства, враждебности, злобы

III. Игра «Смотри, не ошибись»

         Большой (…),  много (…),  стакан (…),  высокий (…),  верблюд (…),  веселый (…),

дом (…),  хорошо (…),  часы (…),  кофе (…),  чай (…),  конец (…),  Сабит (…),  синий (…),  я (…),  мир (…),  Уалихан (…),  золотой (…),  десятый (…),  яблоко (…),  ты (…).

     ВЫВОД:  Нет антонимов  у имен собственных, местоимений, числительных,  прилагательных,  обозначающих цвета (кроме черный –белый ),  прилагательных, образованных  от  названия  металлов.       

IV. Работа  по  картинкам

Составляем  рассказ  по  картинкам,  используя  слова, противоположные  по  значению

V. Работа с  текстом  (упражнение 1)

  1. Чтение  текста
  2. Словарная  работа

Странный – о?аш, ?деттен тыс

  • ёкшие травы – солып ?ал?ан ш?птер

Зацветающие цветы – г?лдей баста?ан г?лдер

Сверкающий иней – жалтылда?ан ?ырау

Увядание и расцвет – солу мен г?лдеу

  1. Вопросно –ответная  беседа

- Почему  в  сентябре  лес  кажется  странным?

- Как  вы  понимаете  выражение:  рядом  весна  и  осень?

                  4. Грамматическое  задание  (выписать  слова  с  противоположными  значениями)

VI. Задание  по  теме  (Найдите  антонимы)

Да - …

Хороший - …

Зелёный - …

Дерево - …

Утро - …

Книга - …

Весело - …

Пять - …

Он - …

VII. Работа  по  учебнику  (стр.53  упражнение 5)

  • Прочитайте  диалог  по  ролям
  • Найдите  в  рассказах  примеры  диалога  и  монолога

VIII. Антонимы  используются  для  характеристики  героев  в пословицах,  поговорках,

                                                                                                                крылатых  выражениях.

•      Правой  рукой  строит, а  левой  разрушает.

•      Ученье - свет, неученье – тьма.

•      Сытый  голодного  не  разумеет

 IX. Творческий  диктант

X. Игра в мяч

И нам с тобой пришел черед:

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово  высоко,

А ты ответишь …

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …

Скажу я слово потерял

И скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус

Ответишь ты  …

Теперь начало я скажу

Ну,отвечай …

XI. Задание  по  теме

(Сколько  пар  антонимов  в  данных  предложениях?)

 Есть  люди добрые и злые, храбрые  и  трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные,  откровенные и хитрые.

XII.Задания  на  дом: 

1) Упражнения 6, 8.

2) Выучить  наизусть  одно  стихотворение, посвященное  осени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Антонимы"»

Тема: «Антонимы»

Тема: «Антонимы»

Цели и задачи:  1. Образовательные :  повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные :

Цели и задачи:

1. Образовательные :

  • повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.
  • познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

  • развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
  • развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
  • Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

  • Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
  • Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
  • Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
  • Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
« Угадай слово »

« Угадай слово »

  • 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях.
  • 2. Красная строка,отступ вправо в начале строки.
  • 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.
  • 4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
Вывод :   Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).

Вывод :

Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).

Тема урока   «Антонимы»

Тема урока

«Антонимы»

Антонимы -

Антонимы -

  • ( От греческого Анти – против , оним – имя).
  • Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
  • – оживляют речь, делают ее выразительнее.
  • Добрый – злой
  • Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
  • Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Слово – дело великое.  Великое потому что словом можно  соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и  миру , словом же можно служить вражде и ненависти.   Л.Н.Толстой

Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой

Игра «Смотри, не ошибись» Большой (…), много (…), стакан (…), Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…).

Игра «Смотри, не ошибись»

  • Большой (…), много (…), стакан (…),
  • Большой (…), много (…), стакан (…),

высокий (…), верблюд (…), веселый (…),

дом (…), хорошо (…), часы (…),

кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),

десятый (…), яблоко (…), ты (…).

Вывод :   Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих  цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

Вывод :

Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих

цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

Ранняя и поздняя осень  Работа по картинам Составляем рассказ по картинкам, используя слова, противоположные по значению.

Ранняя и поздняя осень Работа по картинам

Составляем рассказ по картинкам, используя слова, противоположные по значению.

Упражнение 1. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.    Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.   И грустно , и радостно.

Упражнение 1. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.

И грустно , и радостно.

Словарная работа

Словарная работа

  • Странный – оғаш, әдеттен тыс
  • Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
  • Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер
  • Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
  • Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу
Найти антонимы к словам:   Да - … Хороший - … Дерево - … Зеленый -… Книга - … Весело - … Пять - … Утро - … Он - …

Найти антонимы к словам:

Да - …

Хороший - …

Дерево - …

Зеленый -…

Книга - …

Весело - …

Пять - …

Утро - …

Он - …

Упражнение 4. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?

Упражнение 4. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?

  • Быстрее -
  • Прохладно -
  • Грязно –
  • Конец –
  • Поздняя -
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову «лето »  В шубу снежную одета,  Хоть люблю мороз сама,  Потому что я … ( Зима )  Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь … ( Тишина)

Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.

  • Я – антоним к слову «лето »

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

( Зима )

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь …

( Тишина)

Эстафета  1 2 богатый больше первый 3 да здоровый плохой умный мало горький правда хорошо вперед белый веселый черный лучше война дешево вверх радость тишина

Эстафета

1

2

богатый

больше

первый

3

да

здоровый

плохой

умный

мало

горький

правда

хорошо

вперед

белый

веселый

черный

лучше

война

дешево

вверх

радость

тишина

Работа по учебнику (стр.53 упражнение 5) Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям Чтение диалога по ролям  2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога

Работа по учебнику

(стр.53 упражнение 5)

  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям
  • Чтение диалога по ролям

2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога

( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ). Монолог – речь одного лица. ( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
  • ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ).
  • Монолог – речь одного лица.
  • ( от греческого слова диалогос – «беседа»
  • Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Речь

Диалогическая

Монологическая

Произведения в названиях которых  есть антонимы : «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Война и мир» Л.Н.Толстого,   «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,  «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,  «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,  «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,  «Живые и мертвые» К.М.Симонова. «Живые и мертвые» К.М.Симонова. «Живые и мертвые» К.М.Симонова. «Живые и мертвые» К.М.Симонова.

Произведения в названиях которых есть антонимы :

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстого,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстого,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстого,

  • «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
  • «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
  • «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
  • «Толстый и тонкий» А.П.Чехова,

  • «Живые и мертвые» К.М.Симонова.
  • «Живые и мертвые» К.М.Симонова.
  • «Живые и мертвые» К.М.Симонова.
  • «Живые и мертвые» К.М.Симонова.

Произведения : Толстый и тонкий ВОЙНА И МИР

Произведения :

Толстый и тонкий

ВОЙНА И МИР

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.

  • Правой рукой строит,а левой разрушает.
  • Ученье - свет,неученье – тьма.
  • Сытый голодного не разумеет
Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко спать ) Мягко стелет , да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль , а ( назад оглядывайся )

Творческий диктант

Легко сказать, да

( видит поперек )

Впереди беги , а

( жестко спать )

Мягко стелет , да

( трудно доказать )

Смотрит вдоль , а

( назад оглядывайся )

Музыкальные отрывки : Тихая – громкая,  быстрая – медленная,  грустная – веселая,  успокаивающая - возбуждающая

Музыкальные отрывки :

Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - возбуждающая

Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко , А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну,отвечай …

Игра в мяч

И нам с тобой пришел черед:

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово высоко ,

А ты ответишь …

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …

Скажу я слово потерял

И скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус

Ответишь ты …

Теперь начало я скажу

Ну,отвечай …

СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?  Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

Задания на дом:
  • Задания на дом:

1) Упражнения 6, 8.

2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Антонимы"

Автор: Капакова Алтынкуль Кипатшаевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства