Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие публичной речи"»
Понятие публичной речи. Особенности публичной речи
ЦЕЛИ:
- дать понятие «публичная речь»;
- познакомить с основными требованиями к публичной речи;
- познакомить с образцами публичной речи;
- проанализировать речь литературного героя;
- развивать устную монологическую речь, учить выступать с публичной речью.
Оборудование: презентация учителя.
ХОД УРОКА:
- Ребята, мы с вами говорили о научном, официально-деловом и публицистическом стилях, их особенностях.
Тема сегодняшнего урока «Понятие публичной речи. Особенности публичной речи». Мы с вами познакомимся с понятием публичной речи, с образцами этого стиля речи, поговорим об особенностях публичной речи и попробуем самостоятельно выступить с одним из жанров такой речи.
- Скажите, пожалуйста, что означает слово «публичный»?
(«общественный, государственный»)
- Подберите однокоренные слова к слову публичный.
(публицистика – общественно - политическая литература на современные, актуальные темы
публицист - автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.
- Какова цель публицистических высказываний?
(Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям).
- Как вы думаете, каким критериям должно соответствовать публичное высказывание, чтобы была достигнута цель воздействовать на публику, внушить ей определённые идеи, побудить к определённым поступкам?
- Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность , а также остроумие, находчивость, мгновенная реакция на реплики противника, к месту проявленный сарказм.
- Какова сфера использования публицистического стиля?
(статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы).
- Слышали ли вы когда-нибудь об адвокате Фёдоре Николаевиче Плевако?
Его знала вся Россия, а журнал "Право" за 1908 год сравнил его с Пушкиным:
"Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для русской поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором".
Народная молва превратила слово "Плевако" в символ высочайшего профессионализма. И если кому-то требовался хороший адвокат, то говорили "найду себе Плеваку".
О покоряющей силе плевакинского слова писал А.П. Чехов: "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна... Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество... Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь... Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно..."
А в доказательство ораторского мастерства Плевако приведу вам пример его защитной речи в деле о старушке, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. На суде прокурор, зная, что защищать старушку будет Плевако, решил заранее парализовать воздействие его предстоящей речи и сам высказал все, что можно было использовать для смягчения приговора: старая больная женщина, горькая нужда, кража незначительная, обвиняемая вызывает жалость, а не негодование. И все же собственность, подчеркнул прокурор, является священной, и, если позволить посягать на нее, страна погибнет.
Выслушав речь прокурора, Плевако поднялся и сказал: "Много бед и испытаний пришлось претерпеть России более чем за тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".
- Как вы думаете, какой вердикт вынесли присяжные заседатели?
По свидетельству современников, главная сила его речей заключалась в воздействии на чувства слушателей, его умении "увидеть" присяжных и судей и заставить их следовать за собой, вызвать у них восторг или слезы, подтверждая тем самым правильность выражения Горация: "Плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал".
- Вспомните, пожалуйста, литературного героя, обладавшего способностью, если не вызывать слёзы и восторг, то заставлять бледнеть своего оппонента, разбивая его доводы и железными аргументами, и силой убеждения, и красноречием?
- Можете вспомнить приёмы, при помощи которых Базаров выходил победителем из споров?
Но сегодня я хочу выступить в защиту поверженной стороны, в защиту ораторских способностей Павла Петровича.
«Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся.
— Да, сила — так и не дает отчета, — проговорил Аркадий и выпрямился.
— Несчастный! — возопил Павел Петрович; он решительно не был в состоянии крепиться долее, — хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлою сентенцией! Нет, это может ангела из терпения вывести! Сила! И в диком калмыке, и в монголе есть сила — да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь, нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны: последний пачкун, … тапер, которому дают пять копеек за вечер, и те полезнее вас, потому что они представители цивилизации, а не грубой монгольской силы! Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!
— Коли раздавят, туда и дорога, — промолвил Базаров. — Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.
— Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?
— От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, — ответил Базаров.
— Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше «Девушки у фонтана» не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?
— По-моему, — возразил Базаров. — Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.
— Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
- Соответствуют ли высказывания Павла Петровича требованиям к публичной речи?
- Логичны ли его доводы?
- Обладает ли его речь образностью, оценочностью? Давайте последим за его речью (эпитеты, оценочные слова, фразеологизм, гипербола, литота, сравнение, высокая лексика, противопоставление).
- Отличается эмоциональностью (обратите внимание на синтаксические фигуры), призывностью? (Как Аркадий реагирует на слова дяди?)
- Доступна ли речь слушателям и нам, читателям?
- Отличается ли остроумием, находчивостью, мгновенной реакцией на реплики Базарова?
- сарказмом?
Задание:
Попробуйте составить небольшую речь, соответствующую разобранным требованиям, в защиту своего одноклассника, который опоздал на урок из столовой. Или, наоборот, заставьте его согласиться с вами в том, что опаздывать не только невежливо, но и непродуктивно.