kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Инфляция и семейная экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:    Изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.

Цель :познакомить учащихся со способами эффективного ис­пользования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике.

Задачи:

 1. Рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;

2. Развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.

План изучения нового материала

I. Номинальные и реальные доходы.

II. Формы сбережения граждан.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам.

  1. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
  2. Какова связь между доходом и потреблением?
  3. Назовите различные виды страховых услуг.
  4. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья.

3 Переход к новой теме.

Вспомни:

  1. В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
  2. Почему возникает неравенство доходов?
  3. Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?

Как вы думаете:

  1. От чего зависит благополучие домашнего очага?
  2. Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?

4. Изучение новой темы

I. В рыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост.

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.

Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учителю полезно поставить и обсудить следую­щие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в ры­ночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфля­ция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственни­ков, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.

Россияне последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.

Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека? (Работа с учебником. Стр. 156-157.)

Ответ: Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.

 II. Формы сбережения граждан.

Сообщение учащегося.

Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Работа с текстом учебника стр. 160-162.

Составить развернутый план по теме "Виды банковских услуг"

1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?

2. Открытие и ведение банковского счета.

3. Предоставление кредитов.

4. Формы кредита.

5. Закрепление

Разбор ситуаций:

  1. Инженер приборостроительного завода жалуется со­седу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?
  2. Три старшеклассника копили деньги на туристичес­кую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Анд­рей купил новый велосипед, а Егор решил хранить день­ги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен со­ставил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распоря­дился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного по­может выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих за­даний:

1)  Выбери верное утверждение.
Инфляция — это

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уров­ня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сби­вания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды това­ров

2)  Какие социальные группы несут потери от инфля­ции?

а)  представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г)  собственники фирм, занимающихся добычей и пере­работкой природного сырья

д) работники страховой компании

6. Домашнее задание.

§ 20; написать мини – сочинение:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Инфляция и семейная экономика" »

Тема: «Инфляция и семейная экономика». 8 класс Обществознание.

Тип урока:    Изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.

Цель :познакомить учащихся со способами эффективного ис­пользования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;

2. Развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.


План изучения нового материала

I. Номинальные и реальные доходы.

II. Формы сбережения граждан.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам.

  1. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

  2. Какова связь между доходом и потреблением?

  3. Назовите различные виды страховых услуг.

  4. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья.

3 Переход к новой теме.

Вспомни:

  1. В чём заключаются рыночные отношения в экономике?

  2. Почему возникает неравенство доходов?

  3. Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?

Как вы думаете:

  1. От чего зависит благополучие домашнего очага?

  2. Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?

4. Изучение новой темы

I. В рыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост.

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.

Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учителю полезно поставить и обсудить следую­щие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в ры­ночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфля­ция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственни­ков, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.

Россияне последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.

Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека? (Работа с учебником. Стр. 156-157.)

Ответ: Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.





II. Формы сбережения граждан.

Сообщение учащегося.

Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Работа с текстом учебника стр. 160-162.

Составить развернутый план по теме "Виды банковских услуг"

1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?

2. Открытие и ведение банковского счета.

3. Предоставление кредитов.

4. Формы кредита.

5. Закрепление

Разбор ситуаций:

  1. Инженер приборостроительного завода жалуется со­седу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

  2. Три старшеклассника копили деньги на туристичес­кую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Анд­рей купил новый велосипед, а Егор решил хранить день­ги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен со­ставил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распоря­дился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного по­может выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих за­даний:

1) Выбери верное утверждение.
Инфляция — это

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уров­ня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сби­вания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды това­ров

2) Какие социальные группы несут потери от инфля­ции?

а) представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г) собственники фирм, занимающихся добычей и пере­работкой природного сырья

д) работники страховой компании

6. Домашнее задание.

§ 20; написать мини – сочинение:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Инфляция и семейная экономика"

Автор: Пешкова Ирина Владимировна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 188112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока в 8 классе по теме Инфляция и семейная экономика"
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_v_8_klasse_po_teme_infliatsiia_i_semeinaia_ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "516746"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563109055"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства