Разработка урока физики в 9 классе по теме
«Свет. Распространение света в однородной среде»
(продолжительность урока 45 минут)
Проблемно-мотивационный блок.
Тема: Свет. Распространение света в однородной среде
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Педагогическая технология: проблемное обучение.
Метод: исследование.
Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Цели урока:
- образовательная:
· приобретение обучающимися специальных знаний и умений (понятие свет, тень, полутень, источник света, световой луч; закон прямолинейного распространения света;
· приобретение обучающимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).
- развивающая:
· развитие способности к исследовательскому типу мышления;
· развитие умений проводить мини-исследования физических явлений, процессов;
· предоставление обучающимся возможности выступать публично, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её;
· развитие умений работать с учебником, справочной литературой, практическими материалами;
· развитие навыков коллективного труда, взаимопомощи, ответственности;
· приобщение обучающихся к процессу получения новых знаний.
- воспитательная:
· формирование интереса к физике;
· активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе;
· развитие монологической речи с использованием физических терминов;
· предоставление обучающимся возможности осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ;
· воспитание человека, способного видеть и осмысливать окружающий мир с научной точки зрения.
Проблемные вопросы:
- Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?
- С помощью каких тел можно остановить свет?
- Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?
Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.
Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:
- Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
- Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
- Объяснить полученный результат.
- Сделать вывод.
- Ответить на поставленные вопросы.
- Презентовать работу группы перед классом.
- Дать оценку работы группы.
Информационный блок.
Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:
- Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);
- Оформитель – делает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;
- Докладчик – презентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;
- Организатор – отслеживает и оценивает работу каждого члена группы.
Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.
Аналитический блок.
1 часть.
Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.
Инструктивная карточка № 1
Проблемный вопрос: Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?
Гипотеза:
___________________________________________________________________________________________________
Для проведения исследования необходимо:
- бумажный профиль с контурными фигурами;
- свеча;
- тёмная комната.
Ход работы:
- Проведите исследование:
- сделайте кольцо из бумажного профиля;
- зажгите свечу и расположите её в центре кольца.
- Какой результат вы получили?
________________________________________________________________________________
- Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30).
________________________________________________________________________________
- Подтвердилась ли ваша гипотеза?
________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
- Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы (для этого прочтите §29):
- Что такое свет?
- Какие ещё электромагнитные излучения известны? Чем они отличаются от света?
Инструктивная карточка № 2
Проблемный вопрос: С помощью каких тел можно остановить свет?
Гипотеза:
________________________________________________________________________________
Для проведения исследования необходимо:
- фонарик;
- чашка;
- книга;
- стакан с водой;
- тёмная комната.
Ход работы:
- Проведите исследование:
- направьте световой пучок на чашку и посмотрите на противоположную стену;
- проведите тот же опыт, направив световой пучок на книгу, на стакан с водой.
- Какой результат вы получили?
________________________________________________________________________________
- Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30).
________________________________________________________________________________
- Подтвердилась ли ваша гипотеза?
________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
- Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:
- Что такое тень, полутень?
- Что называют источником света?
- Какие источники света известны?
Инструктивная карточка № 3
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью рук и света показать теневой спектакль.
Гипотеза:
________________________________________________________________________________
Для проведения исследования необходимо:
- фонарь;
- театральная ширма;
- фото теневых фигур;
- марионетки.
Ход работы:
- Проведите исследование:
- направьте луч света от фонаря на экран;
- на пути светового пучка расположите руки;
- покажите несколько теневых фигур;
- покажите мини-спектакль (можно использовать марионетки).
- Какой результат вы получили?
________________________________________________________________________________
- Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30)
________________________________________________________________________________
- Подтвердилась ли ваша гипотеза?
________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
- Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы (для этого прочтите §29, 30):
- Почему мы видим окружающие предметы?
- Какие источники света известны?
- Из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения?
2 часть.
Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.
3 часть.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.
Критерии оценивания:
Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка
1 балл
Исследование проведено в соответствии с планом
1 балл
Результаты исследований не противоречат теории
1 балл
Дано верное объяснение полученных результатов
1 балл
Даны верные ответы на вопросы, поставленные в п.6
2 балла
Публичное выступление: (логичность, правильная речь, наглядность демонстрации опыта)
1 балл, 1 балл, 1балл
Соблюдение временных рамок
1 балл
Итого
Перевод баллов в отметку:
9 - 10 баллов - отметка «5»
7 - 8 баллов - отметка «4»
5 - 6 баллов - отметка «3»
Оценка работы членов группы:
ФИ обучающегося, роль в группе, отметка
Работа в тетрадях.
- Запись темы урока.
- Запись выводов групп.
- Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).
- Решение задач №125 (устно), 127. Решают самостоятельно, затем объясняют полученный результат.
Подведение итогов урока учителем.
Домашнее задание. §29, 30 (прочитать, выучить определения), решить №128