3. | Мотивация Повторение этой знакомой темы, которую вы назовете сами, я начну со сказки, придуманной И. Постниковой и опубликованной в её книге «Это непростое простое предложение» Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специальность да ещё смежная профессия (и не одна). Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Шла я однажды в школу и увидела группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство — догнала я эти слова и обратилась к первому: — Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете? — Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер. — А вы, уважаемое слово? — обратилась я ко второму. — Я глагол постучать и работаю сказуемым в том же самом предложении. — Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер! — Да, и я. Да ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции, потому и называемся __________ . — Но вас так много! Не будете ли вы мешать друг другу? — Что ты! Работать так очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай: Осторожно ветер Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И, расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью. (С. Есенин.) — Действительно, неплохо получается. А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется? — В том-то и дело, — сказал третий глагол, — что среди нас нет главных и зависимых слов: мы синтаксически равноправны и находимся по отношению друг к другу не в подчинительных, а в сочинительных отношениях. — Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом? — Мы связаны друг с другом интонацией, и нередко нам помогают в этом сочинительные связи. Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Тема «Однородные члены предложения» записывается в тетради и на доске) - Используя материал сказки, запишите в Рабочем листе определение понятия «Однородные члены предложения». -Сравните определение, которое дали вы с тем правилом, которое расположено на с.91 учебника.
| Слушание и адекватное понимание текста, извлечение информации по заданной проблеме Опознавание однородных членов по их признакам Формулирование темы урока Построение умозаключения на основе наблюдений. Сопоставление своего определения с образцом | |
4. | Целеполагание. Прочитайте интервью однородных членов предложения. Неродивый журналист не опубликовал свои вопросы, восстановите их. - Мы произносимся с интонацией перечисления. - На любые вопросы мы отвечаем только вместе. - Выполняем работу одного из членов предложения. - Любого-хоть главного, хоть второстепенного. - Мы абсолютно равноправны, подчиняемся нашему руководителю, одному из членов предложения. - Ставь между нами запятую, если нет опасного союза и. Как вы думаете, о чём предстоит узнать и чему научиться? (Учащиеся отвечают, что предстоит узнать, с какой интонацией произносятся, на какие вопросы отвечают, есть ли среди однородных членов главный, что делают однородные члены в предложении, как ставить знаки препинания при однородных членах.) Запишите цели в рабочих листах. | Прогнозирование и формулирование цели своей учебной деятельности. | |
5. 6. | Работа по теме урока. 1- Как же в предложении найти однородные члены? (Нужно знать их признаки). -Расположите признаки однородных членов предложения в правильном порядке в рабочих листах.
2.Групповое выполнение задания в рабочих листах. Расставьте знаки препинания, учитывая, что всё это - одно предложение. Соотнеси с ответом. (20 запятых) Мелькают мимо будки бабы Мальчишки лавки фонари Дворцы сады монастыри Бухарцы сани огороды Купцы лачужки мужики Бульвары башни казаки Аптеки магазины моды Балконы львы на воротах И стаи галок на кустах -Какие затруднения у вас возникли? Почему многие из вас поставили лишние знаки? (Не учли, что подлежащее может быть выражено словосочетанием). 3. Чтение материала на с.92 Обратимся к диалогу учителя и учеников на с. 92 и сравним его с нашим умозаключением. (1 ученик читает вслух правило). Какой вывод можно сделать? - При расстановке знаков препинания следует учитывать, чем выражены однородные члены? Закрепление материала. У.199 (УСТНО)-комментирует 1 ученик. У. 200 ( самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Образец правильной расстановки знаков препинания учитель кладет на парту) У.201(работа в парах) Учитель дополняет задание к упражнению. Задание к тексту : Определи основную мысль текста. Составь план текста. Выпиши из текста предложения с однородными членами. Подчеркни однородные члены предложения. Пронумеруй в рабочем листе задания по степени сложности, а затем выполни их. | Развитие и совершенствование мыслительных навыков анализа и классификации. Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Актуализация знаний Самопроверка и коррекция (сравнение с эталоном) Сотрудничество в парах Анализ заданий по степени сложности | |
5. | Физкультминутка. Ребята, а теперь встаньте и приготовьтесь под музыку за мной повторять движения. Жило на свете Чудо-юдо! Никто не знал, взялось оно откуда. Его завидев, люди хохотали. Его дразня, за ним все повторяли. Одной рукой оно махало, Другой рукой живот чесало, Одной ногой снежок топтало, На другой ноге скакало. Попой весело виляло, Сильно головой мотало! И все сначала повторяло! Как вы думаете, почему именно эту песенку я сегодня выбрала? | Простые физические упражнения для снятия общего утомления. Извлечение информации из различных источников | |
6. | Подведение итогов (рефлексия) Сегодня нам надо было вспомнить всё, что знали об однородных членах предложения из начальной школы. Достигли ли мы с вами этой цели? Что вспомнили? Что узнали нового? Кто испытал затруднения на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, с чем они были связаны? Отметьте ваши затруднения на полях рабочего листа. Оцените уровень ваших знаний и умений. | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. | |