Воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Ребята, скажите, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них).
- Вспомните, что вы знаете об обобщающих словах?
(При о.ч. могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и о.ч. Обобщающие слова могут стоять впереди о.ч. и после о.ч.)
- Расскажите, какие знаки препинания ставятся при о.ч., если обобщающее слово стоит впереди них? И если обобщающее слово стоит после о.ч.?
(Если обобщающее слово стоит впереди о.ч., то перед о.ч. ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после о.ч., то за ними ставится тире).
- Какие знаки препинания ставятся, если обобщающее слово стоит перед о.ч., а после них предложение продолжается?
(Перед о.ч. ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения тире).
2. Индивидуальный опрос.
- 2 ученика будут работать на карточках
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2.Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
Остальные ученики открывают тетради с домашним упражнением № 283. Вам нужно было списать предложения, расставить знаки препинания и начертить схемы 2, 3, 8 предложений. Их мы сейчас и проверим.
Прочитайте 2-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О, О - О].
Прочитайте 3-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О: иО,иО,иО,иО].
Прочитайте 8-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О: О, О, О -...].
(Ученики, работавшие на карточках, сдают свои работы).
III. Сообщение темы и цели урока.
(Учащиеся записывают в тетради число, классная работа, тему).
Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над темой «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Будем учиться находить обобщающие слова при о.ч. в разных предложениях, правильно ставить знаки препинания при о.ч. и обобщающих словах; составлять предложения с обобщающими словами при о.ч. и чертить схемы таких предложений.
IV. Закрепление материала.
1. Занимательное задание «Собери предложение».
- Ребята, составьте предложение, выполнив ряд действий.
1) Из предложения взять обстоятельство места.
Хорошо летом в лесу!
(где? в лесу).
2) Из предложения
взять сказуемое.
Он поражает всех своим талантом.
(поражает).
3) Из предложения
взять подлежащее.
Всё озарилось вдруг.
(всё).
- Расставьте слова по порядку. Какое предложение у вас получилось?
В лесу поражает всё.
Дополните его однородными членами. Какие у вас получились предложения? (Спрашиваю 3-4 учеников). Какие знаки препинания вы поставили?
2. Работа у доски. (На доске заранее написаны предложения).
- Продолжите данные предложения, включив в них о.ч., расставьте знаки препинания.
1. И крыши домов и__________и_________всё стало белым от выпавшего снега.
[иО,иО,иО-О].
2. На столе лежали письменные принадлежности______ _____ _____.
[О:О,О,О-].
3. Множество разных животных_____ ____ ____водится в наших лесах.
[О: О, О, О-...].
3. Перестройте устно предложение (запись предложения под диктовку).
И лесные3 дали, и широкие луга, и бескрайние поля – всё1 зазеленело2 вокруг.
Перестройте предложение, поставив обобщающее слово впереди о.ч.
(Всё зазеленело вокруг: и лесные дали, и широкие луга, и бескрайние поля).
Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните разборы:
1) фонетический разбор:
Всё1 - 1 слог [фс'о]
в - [ф] - согл., глух., парн,, тв. парн.
с - [с'] - согл., глух., парн., мягк.парн.
ё - [о] - гласи., ударн.
3 буквы, 3 звука
2). морфемный разбор:
зазеленело2
3) морфологический разбор:
лесные3 (дали) - прилаг.
Дали (какие) лесные.
Н.ф, лесной
Пост.- относительное; непост.- в им.п., мн.ч.
Дали (какие) лесные.
4.Работа с учебником.
Выполнение упражнения 285 - комментирование с места.
Ребята, прочитайте задание к упражнению 285.
Что от нас требуется в упражнении?
(Вместо точек вставить обобщающие слова, расставить знаки препинания, где надо, изменить окончание).
Из-за тумана не было видно ... ни впереди идущего буксира ни берега (ничего).
На вокзале меня ...не встретил ни друзья ни родные (никто).
4) Я побывал ... в музеях и театрах в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке (всюду).
5)... комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры (разные аттракционы).
5. Творческая работа.
(На доске картинки).
- Посмотрите на пейзажи и скажите, какое время года изображено на них.
(Зима).
- Придумайте небольшой текст о зиме из нескольких предложений, чтобы обязательно были однородные члены и обобщающие слова при них.
(Примерный текст: Пришла долгожданная зима. Она принесла с собой всё: и морозы, и вьюги, леса, поля, реки, улицы городов и деревень - все покрыто белым пушистым снегом. У ребят появились разные забавы: катание с горки, лыжные прогулки, игра в снежки.)
6. Проверочная работа по вариантам.
№ 1
Расставьте знаки препинания.
составьте схему второго предложения.
Какому предложению соответствует схема:
[О: и О, и О -…]?
1) Снег лежал везде на скалах гор на ветвях деревьев.
2) Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало путешественников2.
3) Всюду и наверху и внизу кипела работа.
№ 2
Расставьте недостающие знаки препинания.
Составьте схемы 1, 4 предложений.
Какому предложению соответствует схема:
[О: О, О, О,О - …]?
1) Мы запасали на зиму разные лечебные травы ромашку подорожник2 березовые почки.
2) Теперь уже ни гор ни земли ни неба ничего не было видно.
3) В Сибири родилось много талантливых2 людей географ Ремезов композитор Алябьев художник Перов.
4) И лес и вода и стены хижин и песчаные холмы все горит точно багровым заревом.
5) Все лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в ней.
(Проверка карточек учащихся).
V. Подведение итогов урока.
Над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?
Что учились делать?
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание.
§ 28 повторить, упражнение 286 (п.), повторить словарные слова к диктанту (с.98-125)