Государственное учреждение образования
«Озереченская средняя школа Клецкого района»
Конспект урока по русскому языку
«Составное глагольное сказуемое»,
8 класс
Подготовил
учитель русского языка
и литературы
Мурашко Лидия Михайловна
Цели урока:
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое; учить определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи; различать простое и составное глагольное сказуемое.
2. Формировать умение сравнивать, анализировать и различать виды сказуемых; развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, строить связное устное высказывание; развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Наш урок я хочу начать с небольшой притчи. (СЛАЙД 1)
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы учащихся)
Актуализация опорных знаний
С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?
Что такое сказуемое?
Какие типы сказуемых вы знаете?
Что такое простое глагольное сказуемое?
Введение в новую тему
Обратите внимание на экран (СЛАЙД 2) . Перед вами предложения. Прочитайте их.
Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.
Докажите, что перед вами текст.
Определите его тему, основную мысль.
Чего не хватает в этих предложениях?
В каких предложениях? Почему?
Давайте проверим, правильно ли мы все сказали (СЛАЙД 3).
Выделите грамматические основы каждого предложения. Какие это сказуемые?
«Корзина идей»
Соберем в корзине идей все, что вы можете рассказать о сказуемом последнего предложения.
Сформулируйте тему нашего урока.
Сообщение темы и цели урока
Тема сегодняшнего урока - «Составное глагольное сказуемое» (СЛАЙД 4).
Опираясь на опорные слова, которые вы видите на экране, сформулируйте цели урока (СЛАЙД 5).
Новая тема
Обратите внимание на экран (СЛАЙД 6). Данная формула показывает, из каких слов состоит составное глагольное сказуемое. Запишите, пожалуйста, эту схему в тетради.
Давайте с вами разберем каждый компонент составного глагольного сказуемого.
Что такое неопределенная форма глагола? Приведите примеры.
Второй компонент составного глагольного сказуемого-вспомогательный глагол. Обратите внимание на название данного глагола. О чем оно нам говорит?
Вспомогательный глагол — это глагол, функцией которого является передача дополнительной грамматической информации в сочетании со смысловым глаголом. Смысловым глаголом у нас будет инфинитив, он передает лексическое значение слова, а вспомогательный глагол передает грамматическое значение, т.е. помогает нам определить число, род, лицо.
Что же собою представляют вспомогательные глаголы? Какие части речи могут выступать в роли вспомогательных глаголов? Откройте учебник на странице 73. Ваша задача: в течении пяти минут ознакомиться с материалом таблицы и рассказать соседу по парте, чем может быть выражен вспомогательный глагол (работа в парах).
Итак, в роли вспомогательных глаголов могут выступать….
Формирование новых зун
Запишите, пожалуйста, следующие предложения (Три учащихся работают у доски по очереди).
Густой снег стал валить сплошной мокрой лавиной.
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Назовите вспомогательный глагол в сказуемом.
Какое значение имеет вспомогательный глагол стал?
Гудок продолжал реветь.
Выполните разбор по составу глагола продолжал.
Подчеркните сказуемое.
Какое значение имеет вспомогательный глагол продолжал?
Никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить.
Выполните морфологический разбор слова никто.
Подчеркните сказуемое.
Какое значение имеет вспомогательный глагол не умеет?
8.Физкультминутка (СЛАЙД 7)
9. Закрепление изученного материала
Давайте проверим, умеете ли вы находить составные глагольные сказуемые. Внимание на экран. (СЛАЙД 8)
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Сирень начинает отцветать в начале лета.
Б) Он казался образованным человеком.
В) В путешествии мы узнали много интересного.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
Выпишите в столбик грамматические основы в каждом предложении.
В каком предложении сказуемое составное глагольное?
Значение глагола начинает? (начало действия)
Молодцы! Теперь мы будем учиться находить сказуемые в тексте, определять их вид. (Работа с карточками). Прочитайте задание. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните сказуемое, обозначьте его вид.
С раннего де__ства мой отец любил играть в фу__бол. По вечерам мы папой готовы были заниматься на фу__больном поле до темноты пр__думывали новые обводки с мяч__м. Я рад занимат__ся этим видом спорта. Фу__бол пом__гает найти общий язык с ребятами. Я буду сов__ршенствоват__ся в этом виде спорта.
Проверьте правильность выполнения задания. (СЛАЙД 9)
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными, определите значение вспомогательного глагола (задание на карточках) Запишите полученные предложения, подчеркните грамматические основы.
а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)
б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)
в) Она водит машину. ( умеет водить)
А теперь я предлагаю вам самим составить предложения с составными глагольными сказуемыми. (Сильные учащиеся работают самостоятельно, остальные– у доски со сказуемыми начал бежать (1 вариант), мечтал одержать (2 вариант).
Проверка результатов работы.
10. Обобщение изученного на уроке.
Сказуемое может быть … и …
Составное глагольное сказуемое состоит из … и …
Грамматическое значение сказуемого выражается …
Неопределенная форма глагола выражает …
11. Домашнее задание (СЛАЙД 10)
§16,
0-5 – упражнение 121
6-8 – упражнение 124
9-10 - составить текст на тему «Я в будущем», используя СГС
12. Комментированное выставление отметок
13. Рефлексия.
«Дерево успеха» (СЛАЙД 11)
На доске вы видите дерево, а у вас на партах лежат разноцветные листочки. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, эмоциональное состояние и настроение.
Спасибо, ребята, за прекрасную работу. До свидания!