kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Знакомство с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью / неодушевлённостью;

  • наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы) и грамматическими показателями – совпадением падежных форм в определённых падежах;

  • развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

учить сохранять своё здоровье во время урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НЕРЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Учитель начальных классов: Мариничева Светлана Валентиновна

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии)

Цель:


Задачи:

  • Создать условия для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения темы.

  • Знакомство с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью / неодушевлённостью;

  • наблюдение за лексическими признаками одушевлённости/ неодушевлённости (называют живые или неживые предметы) и грамматическими показателями – совпадением падежных форм в определённых падежах;

  • развивать умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

  • учить сохранять своё здоровье во время урока.

Формируемые УУД

















Планируемые результаты


Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.


Предметные:

- Знать лексико-грамматические признаки имён существительных – одушевлённость / неодушевлённость.

- Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости / неодушевлённости и грамматическими показателями – совпадение падежных форм в определённых падежах.

Метапредметные:

Личностные УУД: 

- Проявлять интерес к новому учебному материалу, высказывать свою точку зрения, выражать положительное отношение к процессу познания: уметь проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, стремиться к достижению успехов в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться коллективной работе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Межпредметные связи

Окружающий мир

Основные понятия

 Имя существительное, падежи, одушевлённое / неодушевлённое, число имён существительных

Ресурсы:


- Учебник «Русский язык» 3 класс , часть 2 / С.В. Иванов и др. М.: Вентана-Граф», 2013;

-Интерактивная доска, компьютер, карточки  для работы в группах

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

Методы обучения:

- создание проблемной ситуации;

- поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.











Приветствие учителя.

Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя.

- Скажем «Здравствуйте!» - руками

Скажем «Здравствуйте!» - глазами

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом.

- Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья).

- Что надо делать, чтобы быть здоровыми?

- А - на уроке? (Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д.) Сегодня мы будем учиться сохранять своё здоровье во время урока. Я знаю одно стихотворение, которое поможет вам правильно и красиво сидеть при письме.

Говорите его вместе со мной.

- Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою. Ручку я вот так держу.

Сяду прямо. Не согнусь!

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа



Проверяют рабочее место, настраиваются на урок.



Произносят слова, выполняют движения.






Отвечают на вопросы.











Произносят слова, открывают тетради, записывают число.

Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

М.: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Цели: актуализировать опорные знания и умения.















- У каждого из вас есть таблицы с этапами урока. В нашем уроке 4 этапа. За работу на каждом этапе вы будете ставить себе «плюс» или «минус». В конце урока поставите себе оценку за урок. На своём листочке укажите фамилию, имя. Образец самооценки прикрепить к доске.

Итак, первый этап нашего урока.

Словарная работа.

Минутка красивого письма.

На доске слова. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и красиво, правильно, аккуратно записать эти буквы в тетрадь. Слайд 1

Учит . ль газ . та

За . ц м . рковь

В . рона б . рёза

Р . бята ин . й

К . рова м . шина

П . тух с . пог

- Какой частью речи являются слова?

- Докажите, что это имена существительные.

- Что ещё вы знаете об имени существительном?


Выкладываю кластер

- Оцените первый этап нашего урока.







Выполняют каллиграфическую минутку, работают со словарными словами.








Фронтальная работа












Это имена существительные


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?



Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества.

М.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение.








3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Цели: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


- Разделите слова на две группы: кто? что?




Что объединяет слова первой группы?

- Что объединяет слова второй группы?




-Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными?

- Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными?


- Определите тему урока.

Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Проверим по учебнику с. 53 урок 94

Что сегодня нового узнаем об имени существительном?

- Чему будете учиться на уроке?




Индивидуальная работа

Дети выходят к доске и передвигают карточки со словами.


- Отвечают на вопрос кто?

называют людей, животных

Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения


Вопрос кто?

Называют живые предметы.


Вопрос что?

Называют неживые предметы.









-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые

-Будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



Р.: умение определять и формулировать проблему, тему урока, цель

П.: извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; анализируют, сравнивают, обобщают, умеют находить рациональные пути решения.

К.: включаются в диалог с учителем, с одноклассниками, уважают чужую точку зрения.

4.Открытие новых знаний.

Цели: решение проблемы детьми; формулировка вывода


- Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными.

- Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54

- Оцените свою работу на втором этапе нашего урока.

- Поработали вы хорошо, надо отдохнуть. Физминутка называется «Привал». Как сказать по-другому? (Отдых). Смотрите на животных и вместе с ними выполняйте движения.

Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике.

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности.

Динамическая музыкальная физкультминутка «Привал»







Организация физкультминутки.


Выполнение физкультминутки.






М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений.

Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни.



6.Самостоятельное применение полученных знаний. Закрепление.

Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике.


Диск «Русский язык» 3 класс Игра «Группы слов»

- Поиграем в игру «Группы слов». Распределите имена существительные в две группы: одушевлённые и неодушевлённые. (Открываю диск)

-Ребята, проговорим последовательность (алгоритм) действия.

1.Читаем слово.

2.Ставим вопрос

3.Кто? одушевлённое имя существительное

Что? Неодушевлённое имя существительное.

(На кластере)


- Прочитайте слова

- Понятны ли значения слов?

-Первый вариант – запишите одушевлённые имена существительные.

-Второй вариант – неодушевлённые имена существительные.

Проверим у сенсорной доски.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, поставьте оценку, объясните, почему вы её поставили.

- Оцените свою работу на третьем этапе нашего урока.




Распределяют слова по группам: одушевлённые / неодушевлённые. Применяют изученный алгоритм действия.


Проверка у сенсорной доски. Пара оценивает свою совместную работу.


М.: умение выполнять установленный алгоритм действия.

Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в парах.


Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике, накапливают опыт в применении изученного алгоритма действия.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





- Как можно определить одушевлённое имя существительное или неодушевлённое?

Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости.

Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе.

Будете работать в группах. Но сначала повторим правила работы в группе. Слайд 2

Раздаю карточки каждой группе.

- Прочитайте слова, которые написаны на карточке.

- Определите в форме какого числа стоят имена существительные.

- 1 и 2 группы определите одушевлённое имя существительное или неодушевлённое.

- Просклоняйте имена существительные.

- Обозначь окончания во всех словах.

- Понаблюдайте, в каких падежах у существительных одинаковые окончания.

1 группа – просклонять существительное кошки

2 группа – книги

3 группа – снеговики, куклы.

Проверка работы 1 и 2 групп.

- Формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён существительных? (у В. п и Р. п) Слайд 3

- Формы каких падежей совпадают у неодушевлённых имён существительных? (у В. п и И. п) слайд 4

Делаем вывод:

Одушевлённые: В. п. мн. ч.= Р. п. мн. Ч.

Неодушевлённые: В. п. мн. Ч. = И. п. мн.ч.

Прочитаем правило в учебнике с. 55

Выкладываю кластер

- Ребята, вы много читали, писали. Глаза устали. Надо помочь вашим глазам .Выполним специальную зрительную гимнастику, которая поможет вам сохранить хорошее зрение.

Работу 3 группы проверим после зрительной гимнастики.


- По вопросу. Кто? – одушевлённые имена существительные.

Что? – неодушевлённые имена существительные













Работают в группах























У доски проверяем работу групп. Командиры групп читают результаты работы.

Сверяют с верным ответом.

Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в группах.

М.: развивают способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учитывают разные мнения, развивают умение формулировать собственное мнение.

П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки.

Физкультминутка для глаз «Снеговик»





Организация физкультминутки.





Выполнение физкультминутки.





М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни.




- Теперь вы знаете два способа проверки имён существительных на одушевлённость. Как вы думаете существительные снеговик и кукла одушевлённые или нет? (слушаю предположения детей)

- Сейчас мы постараемся это выяснить.

- Послушаем отчёт о работе третьей группы.

И. п. снеговики, куклы

Р. п. снеговиков, кукол

В. п. снеговиков, кукол

Что вы заметили?

(совпадают окончания у В. п. и Р. п.) Слайд 5

- А у каких существительных они совпадают? (у одушевлённых)

- На какой вопрос отвечают эти слова?


Какой вывод можно сделать? Чтение вывода в учебнике с. 56

Посмотрите какие ещё имена существительные называются в русском языке одушевлёнными.

Показ слайда 6.

-Оцените четвёртый этап нашего урока.



Думают, рассуждают, высказывают своё мнение








Командир третьей группы выходит к доске и рассказывает о работе.




Самомассаж


- Молодцы, ребята. Вы сегодня много и хорошо работали.

Давайте похвалим себя:

- погладим по голове;

- глазки нарисуем;

- носик;

- улыбочку;

- по ушкам проведём;

- потянемся.

Выполняют самомассаж. Ладошками гладят себя по голове, пальчиками массажируют область глаз, нос, губы, уши, потягиваются.

М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7.Рефлексия. Итог урока.

Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

Чему учились на уроке?

Что узнали нового?

Как определить одушевлённость существительного?

Работа с кластером

-Поставьте в таблице себе оценку за урок. (Собираю листочки)

Оценивают урок и свою деятельность на уроке.








Л.: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

М.: умение сравнивать, делать выводы.

П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия.

8.Домашнее задание.

Задание по выбору

- уч. с. 54 № 2

- Придумать и записать в тетрадь 7 одушевлённых и 7 неодушевлённых имён существительных. Слайд 7


Записывают домашнее задание.



- Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа.

Теперь вы знаете как отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

- На уроке мы ещё учились сохранять своё здоровье.

Перед вами красивая здоровая крепкая яблоня.

Её плоды - яблоки очень полезны для здоровья.

Ребята, кто запомнил, как сохранить своё здоровье на уроках, перенесите яблочки в крону дерева.

Кто сомневается – оставьте яблочко на земле.

- Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 3 класс

Автор: Мариничева Светлана Валентиновна

Дата: 02.06.2016

Номер свидетельства: 332157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "106558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403031041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»"
    ["seo_title"] => string(69) "imiena_sushchiestvitiel_nyie_odushievlionnyie_i_nieodushievlionnyie_2"
    ["file_id"] => string(6) "411913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493230699"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_odushievlionnyie_i_nieodushievlionnyie_imiena_sushchie"
    ["file_id"] => string(6) "367801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481306928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_odushevlionnye_i_neodushevlionnye_imena_sushchestvitelnye"
    ["file_id"] => string(6) "500620"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550635291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "258154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448453829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства