МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НЕРЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Скажем «Здравствуйте!» - руками Скажем «Здравствуйте!» - глазами Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом. - Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья). - Что надо делать, чтобы быть здоровыми? - А - на уроке? (Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д.) Сегодня мы будем учиться сохранять своё здоровье во время урока. Я знаю одно стихотворение, которое поможет вам правильно и красиво сидеть при письме. Говорите его вместе со мной. - Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою. Ручку я вот так держу. Сяду прямо. Не согнусь! За работу я возьмусь. - Запишите число, классная работа | Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Произносят слова, выполняют движения. Отвечают на вопросы. Произносят слова, открывают тетради, записывают число. | Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. М.: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Цели: актуализировать опорные знания и умения. | - У каждого из вас есть таблицы с этапами урока. В нашем уроке 4 этапа. За работу на каждом этапе вы будете ставить себе «плюс» или «минус». В конце урока поставите себе оценку за урок. На своём листочке укажите фамилию, имя. Образец самооценки прикрепить к доске. Итак, первый этап нашего урока. Словарная работа. Минутка красивого письма. На доске слова. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и красиво, правильно, аккуратно записать эти буквы в тетрадь. Слайд 1 Учит . ль газ . та За . ц м . рковь В . рона б . рёза Р . бята ин . й К . рова м . шина П . тух с . пог - Какой частью речи являются слова? - Докажите, что это имена существительные. - Что ещё вы знаете об имени существительном? Выкладываю кластер - Оцените первый этап нашего урока. | Выполняют каллиграфическую минутку, работают со словарными словами. Фронтальная работа Это имена существительные Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества. М.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. |
3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Цели: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Разделите слова на две группы: кто? что? Что объединяет слова первой группы? - Что объединяет слова второй группы? -Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? - Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными? - Определите тему урока. Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Проверим по учебнику с. 53 урок 94 Что сегодня нового узнаем об имени существительном? - Чему будете учиться на уроке? | Индивидуальная работа Дети выходят к доске и передвигают карточки со словами. - Отвечают на вопрос кто? называют людей, животных Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения Вопрос кто? Называют живые предметы. Вопрос что? Называют неживые предметы. -Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые -Будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Р.: умение определять и формулировать проблему, тему урока, цель П.: извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; анализируют, сравнивают, обобщают, умеют находить рациональные пути решения. К.: включаются в диалог с учителем, с одноклассниками, уважают чужую точку зрения. |
4.Открытие новых знаний. Цели: решение проблемы детьми; формулировка вывода | - Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными. - Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54 - Оцените свою работу на втором этапе нашего урока. - Поработали вы хорошо, надо отдохнуть. Физминутка называется «Привал». Как сказать по-другому? (Отдых). Смотрите на животных и вместе с ними выполняйте движения. | Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности. |
Динамическая музыкальная физкультминутка «Привал» | Организация физкультминутки. | Выполнение физкультминутки. | М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений. Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
6.Самостоятельное применение полученных знаний. Закрепление. Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике. | Диск «Русский язык» 3 класс Игра «Группы слов» - Поиграем в игру «Группы слов». Распределите имена существительные в две группы: одушевлённые и неодушевлённые. (Открываю диск) -Ребята, проговорим последовательность (алгоритм) действия. 1.Читаем слово. 2.Ставим вопрос 3.Кто? одушевлённое имя существительное Что? Неодушевлённое имя существительное. (На кластере) - Прочитайте слова - Понятны ли значения слов? -Первый вариант – запишите одушевлённые имена существительные. -Второй вариант – неодушевлённые имена существительные. Проверим у сенсорной доски. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, поставьте оценку, объясните, почему вы её поставили. - Оцените свою работу на третьем этапе нашего урока. | Распределяют слова по группам: одушевлённые / неодушевлённые. Применяют изученный алгоритм действия. Проверка у сенсорной доски. Пара оценивает свою совместную работу. | М.: умение выполнять установленный алгоритм действия. Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в парах. Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике, накапливают опыт в применении изученного алгоритма действия. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| - Как можно определить одушевлённое имя существительное или неодушевлённое? Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости. Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе. Будете работать в группах. Но сначала повторим правила работы в группе. Слайд 2 Раздаю карточки каждой группе. - Прочитайте слова, которые написаны на карточке. - Определите в форме какого числа стоят имена существительные. - 1 и 2 группы определите одушевлённое имя существительное или неодушевлённое. - Просклоняйте имена существительные. - Обозначь окончания во всех словах. - Понаблюдайте, в каких падежах у существительных одинаковые окончания. 1 группа – просклонять существительное кошки 2 группа – книги 3 группа – снеговики, куклы. Проверка работы 1 и 2 групп. - Формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён существительных? (у В. п и Р. п) Слайд 3 - Формы каких падежей совпадают у неодушевлённых имён существительных? (у В. п и И. п) слайд 4 Делаем вывод: Одушевлённые: В. п. мн. ч.= Р. п. мн. Ч. Неодушевлённые: В. п. мн. Ч. = И. п. мн.ч. Прочитаем правило в учебнике с. 55 Выкладываю кластер - Ребята, вы много читали, писали. Глаза устали. Надо помочь вашим глазам .Выполним специальную зрительную гимнастику, которая поможет вам сохранить хорошее зрение. Работу 3 группы проверим после зрительной гимнастики. | - По вопросу. Кто? – одушевлённые имена существительные. Что? – неодушевлённые имена существительные Работают в группах У доски проверяем работу групп. Командиры групп читают результаты работы. Сверяют с верным ответом. | Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в группах. М.: развивают способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учитывают разные мнения, развивают умение формулировать собственное мнение. П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки. |
Физкультминутка для глаз «Снеговик» | Организация физкультминутки. | Выполнение физкультминутки. | М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
| - Теперь вы знаете два способа проверки имён существительных на одушевлённость. Как вы думаете существительные снеговик и кукла одушевлённые или нет? (слушаю предположения детей) - Сейчас мы постараемся это выяснить. - Послушаем отчёт о работе третьей группы. И. п. снеговики, куклы Р. п. снеговиков, кукол В. п. снеговиков, кукол Что вы заметили? (совпадают окончания у В. п. и Р. п.) Слайд 5 - А у каких существительных они совпадают? (у одушевлённых) - На какой вопрос отвечают эти слова? Какой вывод можно сделать? Чтение вывода в учебнике с. 56 Посмотрите какие ещё имена существительные называются в русском языке одушевлёнными. Показ слайда 6. -Оцените четвёртый этап нашего урока. | Думают, рассуждают, высказывают своё мнение Командир третьей группы выходит к доске и рассказывает о работе. | |
Самомассаж | - Молодцы, ребята. Вы сегодня много и хорошо работали. Давайте похвалим себя: - погладим по голове; - глазки нарисуем; - носик; - улыбочку; - по ушкам проведём; - потянемся. | Выполняют самомассаж. Ладошками гладят себя по голове, пальчиками массажируют область глаз, нос, губы, уши, потягиваются. | М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
7.Рефлексия. Итог урока. Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. | Чему учились на уроке? Что узнали нового? Как определить одушевлённость существительного? Работа с кластером -Поставьте в таблице себе оценку за урок. (Собираю листочки) | Оценивают урок и свою деятельность на уроке. | Л.: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. М.: умение сравнивать, делать выводы. П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия. |
8.Домашнее задание. | Задание по выбору - уч. с. 54 № 2 - Придумать и записать в тетрадь 7 одушевлённых и 7 неодушевлённых имён существительных. Слайд 7 | Записывают домашнее задание. | |
| - Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа. Теперь вы знаете как отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. - На уроке мы ещё учились сохранять своё здоровье. Перед вами красивая здоровая крепкая яблоня. Её плоды - яблоки очень полезны для здоровья. Ребята, кто запомнил, как сохранить своё здоровье на уроках, перенесите яблочки в крону дерева. Кто сомневается – оставьте яблочко на земле. - Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен. | | |