Конспект урока литературы 10 класс на тему "К истории русской литературы XIX века"
Конспект урока литературы 10 класс на тему "К истории русской литературы XIX века"
Цели:
- выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи.
-во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке, дать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы 10 класс на тему "К истории русской литературы XIX века"»
Класс: 10
Предмет: литература (урок 1)
Тема: «К истории русской литературы 19 века»:
Цели:
выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи.
во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке, дать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
Ход урока
До безумной гордости волнует не только
обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке,
но и поражает разнообразие их.
М. Горький
I). Повторение основных сведений, изученных в 9 классе.
1). Работа с эпиграфом
- Прочитайте эпиграф к уроку – это слова М. Горького – замечательного русского писателя.
- Как вы их понимаете?
- О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?
1. Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
3. Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Назовите русских писателей XVIII-XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
5). Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
6). Как вы понимаете выражение "общечеловеческие ценности"?
II). Знакомство с учебником литературы 10 класса.
III). Русская литература XIX века.
1). Составление опорной схемы
2). Обзорная лекция
В конце XVIII -- начале XIX вв. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к его серьёзным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича "Державин" и из автобиографических "Записок" самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя, прежде всего, не своей государственной службой, а литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение "На смерть князя Мещерского", в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде "Бог" поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, "червём", но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы "богоподобную" Екатерину II (ода "Фелица"), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человечески порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник "Анакреонтические песни", в который включено стихотворение "Русские девушки", наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье человека в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии "Певец во стане русских воинов" Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении "Море" живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении "Вечер" Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от её образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского -- обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни -- воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берёт начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового, и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
В балладе "Светлана" Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее "Людмилы", так и "Леноры" Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От её духовных сил зависит её счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти, сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но "страшная" история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. "Маленькая философия" молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира, народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807--1808 гг.), война 1812 года. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении "Вакханка" он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха -- вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении "Мои пенаты", адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нём читатель может также уловить проявления "маленькой философии". Жанр стихотворения -- послание. В нём воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести её не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает её в своем воображении, поэтизируя античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Пе.ти.на. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет всё. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле всё изменчиво, при этом ведёт к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
Лирический сюжет элегического послания "К другу" представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 20-х годов психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
Итог лекции. Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.
IV). Домашнее задание
Схема
Развитие литературы I половины XIX века
Периодизация русской литературы
I пол. XIX в.
Важнейшие
исторические
события в Европе и России
Общая характеристика
развития
русской литературы
Основные
литературные жанры
1795--1815 гг.
Великая французская ре.во.люция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций
Светский характер литературы. Освоение европейско.го культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народ.ным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в твор.честве Дер.жавина. Специфика рус.ско.го сен.ти.мен.та.лиз.ма и за.рож.дающегося ро.ман.тиз.ма. Рас.цвет журналистики. Литературные общества и кру.жки
Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия
1916--1925 гг.
Нарастание революционных и национально-осво.бо.дительных движений в Европе. Возникновение тай.ных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Бай.рона. Восстание декабристов (1825)
Господствующее направление -- романтизм. Его психологическое и социальное течения. "Школа гармонической точности". Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.
Поражение восстания де.каб.рис.тов. "Но.вый цен.зурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Фран.ции (1830). По.дав.ление Поль.ского восстания (1831). Го.нения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Ре.ак.ци.он.ные охра.ни.тель.ные меры правительства в свя.зи с ре.волюци.ями в Европе
Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет ро.мантизма Лермонтова. Пе.ре.ход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей тво.рят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы -- расцвет повести. Теория "офи.циальной народности". Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борь.ба прогрес.сивных и демократических сил в жур.налистике. Идейная борьба сла.вянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проб.ле.ма.ти.ки. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской шко.лы" и поэтов-лириков романтического плана
Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-кри.ти.чес.кая статья. Основные жанры "на.тураль.ной школы": фи.зио.ло.ги.че.ский очерк, социаль.ная повесть, социально-пси.хо.ло.гиче.ский роман, поэма. Пей.зажная, любовно-эсте.ти.че.ская и фи.ло.соф.ская лирика поэ.тов-роман.тиков