kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Добро и зло в сказке Алёнушка ..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по технологии РКМЧП по литературному чтению для 5 кл национальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Добро и зло в сказке Алёнушка ..."»

Тема. Добро и зло в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель урока:

  • Продолжить знакомство с закономерностями волшебной сказки, рассмотреть их в народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.

  • Развивать КМ через творческие задания в группе.

  • Воспитывать в детях нравственные качества, доброе отношение к старшим, друг другу, к фольклору; ФГ (Какой урок извлекли для себя?)

Задачи урока:

  • показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра (своего и чужого);

  • научить детей видеть обязательные композиционные элементы волшебной сказки;

  • обнаружить в сказке древнюю числовую магию;

  • во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" , 5 класс, авт. К.Х.Жаданова;

  • репродукция картины В.Васнецова "Алёнушка" (на слайде);

  • карточки, иллюстрации к сказкам, задания;

  • проектор или интерактивная доска.

Тип урока : комбинированный

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Ход урока

I. Оргмомент.

1) Приветствие друг друга.

Здравствуй друг! (здороваются)

У меня плечи (показывают свои плечи), у тебя плечи (своими плечами касаются другого);

У меня глазки, у тебя глазки (показывают у себя, у друга)

Мы с тобою любим сказки


2) Ситуация успеха. (вспоминаем)

- Здравствуйте, садитесь!

-Говорите, что любите сказки? А что такое сказка? Какие виды сказок знаете? (Сказка- жанр фольклора, устного народного творчества. Сказка от слова сказывать, сказать… Виды: волшебная, о животных, бытовая, кумулятивные)


2. Проверка домашней работы.

- Какую сказку изучили? Что было задано? (рисунки, композицию, маршрут Ивана- царевича)

II. Вызов.

А теперь послушайте музыкальное произведение. (Музыка М.Мусоргского "Прогулка"; "Избушка на курьих ножках" (Баба-Яга).)

Представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.

Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Высказывание детей).

Что же общего у этих двух произведений?

(волшебство, сказочный сюжет, сказочные герои, лес, Баба Яга)

Сказочные приёмы в авторском стихотворении и в музыке.

В чём различие этих произведений?

1 - музыкальное произведение мы слышим;

2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.

Различными средствами можно изобразить сказку.

III. Осознание.

1. Тема урока. Добро и зло в сказке «Сестрица   Алёнушка и братец Иванушка».

(рассмотреть ключевые слова, поставить себе цели)

Работа над сказкой «Сестрица   Алёнушка и братец Иванушка».

2.Работа по содержанию текста. (читают в группах, вспоминают)

3.Один из группы читает всем (показывает умение )

4. Ответьте на вопросы :

Анализ произведения.

- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?

- Что ему говорила сестра?

- Что предложил Алёнушке купец?

- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

- Что произошло, пока купца не было дома?

- Что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.

- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?

-  Как поступили с ведьмой?

- В сказке нет описания Алёнушки ,а какой вы себе её представляете? -Художник Васнецов поможет нам сегодня  увидеть Аленушку.



5. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"



Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка

-Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

-Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

-А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события сказки)

-Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

(найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. стр.60. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. стр.61. Ведьма привязала ей на шею камень и утопила в реке . Стр. 62 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобно закричал: : .).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

-Так что же роднит сказку и картину?

Грустное настроение, лирическая тональность.

( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

Какими же средствами переданы эти два произведения?

Литературное произведение - словом.

Картина - красками.



6. Организация и проведение работы в группах.

- А теперь, чтобы справиться с поставленной задачей в течение урока, предлагаю работать в группах.

- Каждая группа имеет своё название. Прочитайте название вашей группы («Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи», «Актёры».)

- Как вы думаете, какую работу будет выполнять каждая из групп? (Ответы детей)

- Кто такие «Аналитики»? (Аналитик – это человек, который умеет анализировать.)

(Названия остальных групп не вызывает у детей затруднения)

- Помните, что результат вашей работы будет зависеть от результата работы каждой группы. Успех зависит от умелой организации работы в группе, умения выслушать друг друга.

Распределение групповых обязанностей, определение целей работы в группе, обговаривание времени для самостоятельной работы. Учащиеся должны выбрать того, кто будет представлять результат работы группы («спикер»)

Каждой группе предлагаются задания, которые они должны будут выполнить за определённый промежуток времени.

1) Задания для «Аналитиков».

  1. Проанализируйте записанные группы предложений из сказок. Определите, к каким частям сказки они относятся. (Приложение)

  2. Соедините части сказки с группами предложений, пронумеруйте их.

  3. Найдите эти части в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  4. Все ли сказки начинаются с зачина?

2) Задания для «Экспериментаторов»

  1. Обратите внимание на выделенные слова. Среди них есть повторы, эпитеты, просторечные слова.

  2. Замените эти слова современными.

  3. Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она, жить, ест и пьёт.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

-О чём, красная девица плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

-Как эти изменения повлияли на язык сказки?

-Выберите верное утверждение:

- Выразительные средства не украшают сказку. Без выразительных средств сказка не утратит яркости, а станет ещё интереснее.

- Выразительные средства украшают сказку, более реально отображают события, делают её ярче, интереснее.

3)Задания для «Исследователей»

  1. Исследуйте наличие этих признаков в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и выпишите вкраце: Повтор, испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия, магия цифры «3».

4) Задание для «Иллюстраторов» и «Художников»

1. Нарисуйте «свой» и «чужой» мир в сказке.

2. Где граница этих миров?

Представители «своего» мира: старик со старухой, Алёнушка и Иванушка, купец и т.д.

Представители и предметы «чужого» мира: копытца коровье, лошадиное, козье; ведьма, вода (река)



5) Задание для «Актеров»

1. Инсценируйте 3 главу (стр.64)

(А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу: «Пойди, найди козлёнка, приведи его ко мне». Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобно зовет: «Алёнушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезать!»и т.д.)



7. «Спикеры» представляют работу своих групп, а одна группа инсценирует.



IV. А теперь вернемся к понятию «добро» и «зло».

    1. - Где здесь добро, а где зло?

    2. Синквейн к понятию «Добро» (в группах)

Рефлексия.

-Чему учит нас эта сказка? (Запись вывода)

- В какой момент вы особенно переживали?



V. Взаимооценивание. (Клеют стикеры на ватмане, выбирают ту группы, которая на их взгляд выступала лучше, ярче)

- Но истинную оценку вам поставит жизнь, добрые вы или нет, нарушите запрет или нет, будете любить братьев или сестер и т.д.

VI. Домашнее задание.

1.Найти казахскую сказку с волшебными превращениями, подготовить пересказ, где добро побеждает зло.

2.Сочинение эссе на поговорку «Доброе братство милее богатства».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Добро и зло в сказке Алёнушка ..."

Автор: Касимова Карлыгаш Файзулловна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация и конспект урока на тему: Звук [a].Буквы "А,а" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuk-a-bukvy-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "124849"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414822515"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературному чтению "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_moroz_ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "393548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487517243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_na_tiemu_v_f_odoievskii_moroz_ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "393556"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487518172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока  "Путешествие в замок сказочного принца Ударение" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-zamok-skazochnogho-printsa-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "162058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422296367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока "Добро и зло в сказке Алёнушка ...""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokadobroizlovskazkiealionushka1"
    ["file_id"] => string(6) "323912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462264260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства