kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Путешествие в замок сказочного принца Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Тема  урока: ""Путешествие в замок сказочного принца Ударение"

Цели урока:
- систематизировать и уточнить знания об ударении, ударных и безударных гласных;
- сформировать представление о смыслоразделительной роли ударения в словах;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать  интерес к родному языку.

Оборудование:  карточки «Проверь себя»

Тип урока: сказочное путешествие.

                           Ход урока

I.Сообщение темы  Мотивация.

1.Организационный момент.

-Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут вы сейчас догадаетесь сами.

2.Чистописание 

(На доске записаны буквы) Уу  Дд  Аа  Рр  Ее  Нн  Ии  Ее

-Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

-Как же его зовут? 

-Запишите по два словарных слова, начинающиеся на каждую из этих букв.

3.Сообщение темы  и задач урока.

Сегодня мы с вами узнаем для чего же нужно ударение, какова его роль в речи, будем  формировать умение орфоэпически правильно произносить слова;

Ваша задача: быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Хотите узнать, что произошло со словами, которые забыли про ударение?

II. Работа над новым материалом

4. Слушание сказки

   -В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие все они полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение и оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова, конечно, не поверили.

 Вышел вперёд замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением без труда. Ведь ударение – это просто чёрточка!»

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

- Как вы думаете какое слово получилось? (замок)

-А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(белки) . Читайте сами (дети читают следующее слово).

- «Да мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

-Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
- Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку… 
- Потом вышли вперёд стрелки и сказали: - «Мы умеем стрелять и сможем защитить себя». Ударение их выслушало и перешло на первый слог.
- Что получилось?

Затем Ударение превратило кружки в кружки, а гвоздики в гвоздики.
- Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Вывод: Слова поняли, что они не могут жить без Ударения. В каждом слове есть Ударение .

5.  Принц предлагает вам выполнить следующее задание: Спишите предложения. Поставьте правильно ударение в словах.

       Рыбаки на костре варили уху.

       Комар подлетел к самому уху.
       Собака сидела у ворот и ждала хозяина.

       У рубахи вышит ворот.

  Вывод: По предложению можно понять о чём идёт речь.

6. (продолжение сказки)

    Как - то раз в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник.

    Навстречу ему вышли гласные буквы. Их - то он и заколдовал. Да

    так, что стали они друг на друга похожими. 

 Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называют БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ. Они еще заколдованы и ждут своего часа.

Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:

«Ударение над гласной может сделать букву ясной»

  Запомните правило: «Если буква гласная вызвала сомнение

                                       Непременно ты её ставь под ударение.»

7.Задание в тетради: подобрать проверочные слова

Река-…(реки), вода-…(воды), мосты-…(мост), сова-…(совы), коза-..(козы), зима-…(зимы).

8. Упражнение на внимание (самопроверка) 

Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание:

- Я называю слова, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук:

пенал(а), учитель(и), портфель(е), альбом(о), ручка(у), доска(а), тетрадь(а), дневник(и), парта(а).

9. Работа в тетрадях (комментированное письмо) 
- Ребята, а вы хотите увидеть принцессу? Но для этого необходимо  правильно выполнить  упражнение, и понаблюдать  как  ударение меняет смысл слов в предложениях. Ребята, которые будут комментировать, не забывайте правило:

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!
Принцесса любит фруктовый ирис. На клумбе зацвёл ирис.
У зайца два длинных уха. В котле варилась уха.
В парке Саша видел белок. В яйце есть белок и желток.
Принц подарил принцессе на праздник гвоздики.

Сапожник ловко вбивал в каблук мелкие гвоздики.
Стрелки часов показывали полночь.

Метко бьют стрелки из лука.

На своём пути принц увидел сорок резво скачущих сорок.

Самопроверка 

10.  Ребята, а принцессу нашу зовут Алёнушка. Давайте её позовём.

Какой слог в её имени мы произнесли под  удареним? Оказывается:

Буква Ё всегда стоит в ударном слоге.

В словах  с буквой Ё ударение не ставится. 

11. Прекрасная принцесса хочет проверить хорошо ли вы усвоили правила, которые вам преподнёс принц

                  Продолжите предложение:

Знак ударение ставится только...(на гласные буквы.)

Слог, который произносится сильнее других, называется… (ударным)

Слог, на который не падает ударение , называется… ( безударным.)

   От места ударения иногда зависит…(смысл слова.)

12. Проблемный вопрос:

Если в слове один слог, то ударение ставится  или нет?

  Если в слове один слог, то ударение не ставится, так как в слове один гласный и произносится он чётко и  Ударение уже не превратит его в другое слово
III. Обобщение изученного материала

(работа по карточке «Проверь себя»)
1.Ударных слогов в слове может быть:
а)сколько угодно;   б)один;   в)два.
2.В каких словах не ставится ударение:
а)ванна;  б)ночь;  в)метро;  г)крыша.
3.Какая буква обозначает звук, который
всегда стоит под ударением?
а) я;  б) ё;  в) ю;  г) а
IV. Итог урока 
Солнце село за село
 нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
 и все его секреты мы раскрыли.

-Что же это за секреты? (Ответы детей)
Ударение ставится если в слове несколько слогов.
Буква Ё всегда ударная.
Любая буква гласного звука может быть под ударением.
Слоги бывают ударными и безударными.
Ударение может изменить смысл слова.

И на прощание принц Ударение  даёт вам последнее испытание:
я называю слова, а вы должны изменить ударение.
Хлопок -…, пары-…, мука-…, Поля-…,   полки-…, плачу-…,стоит-…


                                   Литература:

1. «Русский язык» Э.С.Сильнова, Н.Г.Каневская, В.Ф.Олейник 2012г, «Генеза»

2. «Русский язык» В.Волина  «Учимся играя»  1996г., Екатеринбург

 

---------------------------------------------------------------------------------------

                          Карточка  «Проверь себя»

1.Ударных слогов в слове может быть:
а) сколько угодно;  

     б) один;   

     в) два.
 

2.В каких словах не ставится ударение:
а) ванна;

 б) ночь;

 в) метро;  

г) крыша.
 

3.Какая буква обозначает звук, который всегда стоит под ударением?
а) я; 

б) ё; 

в) ю; 

г) а

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Путешествие в замок сказочного принца Ударение" »

Тема урока: Ударение

Цели урока:
- систематизировать и уточнить знания об ударении, ударных и безударных гласных;
- сформировать представление о смыслоразделительной роли ударения в словах;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки

«Проверь себя»

Тип урока: сказочное путешествие.

Ход урока

I.Сообщение темы Мотивация.

1.Организационный момент.

-Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут вы сейчас догадаетесь сами.

2.Чистописание (слайд 2)

(На доске записаны буквы) Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее

-Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

-Как же его зовут? (слайд 1)

-Запишите по два словарных слова, начинающиеся на каждую из этих букв.

3.Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы с вами узнаем для чего же нужно ударение, какова его роль в речи, будем формировать умение орфоэпически правильно произносить слова;

Ваша задача: быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Хотите узнать, что произошло со словами, которые забыли про ударение?

II. Работа над новым материалом

4. Слушание сказки

-В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие все они полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение и оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова, конечно, не поверили.

(слайд 3) Вышел вперёд замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением без труда. Ведь ударение – это просто чёрточка!»

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

- Как вы думаете какое слово получилось? (замок)

-А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(белки) (слайд 4). Читайте сами (дети читают следующее слово).

- «Да мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

-Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
- Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку… (слайд 5)
- Потом вышли вперёд стрелки и сказали: - «Мы умеем стрелять и сможем защитить себя». Ударение их выслушало и перешло на первый слог.
- Что получилось?(слайд 6 - 7)

Затем Ударение превратило кружки в кружки, а гвоздики в гвоздики.
- Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Вывод: Слова поняли, что они не могут жить без Ударения. В каждом слове есть Ударение ( слайд 8).

5. Принц предлагает вам выполнить следующее задание: (слайд 9) Спишите предложения. Поставьте правильно ударение в словах.

Рыбаки на костре варили уху.

Комар подлетел к самому уху.
Собака сидела у ворот и ждала хозяина.

У рубахи вышит ворот.

Вывод: По предложению можно понять о чём идёт речь.

6. (продолжение сказки)

Как - то раз в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник.

Навстречу ему вышли гласные буквы. Их - то он и заколдовал. Да

так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называют БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ. Они еще заколдованы и ждут своего часа.

Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:

«Ударение над гласной может сделать букву ясной»

Запомните правило: «Если буква гласная вызвала сомнение

Непременно ты её ставь под ударение.»

7.Задание в тетради: подобрать проверочные слова

Река-…(реки), вода-…(воды), мосты-…(мост), сова-…(совы), коза-..(козы), зима-…(зимы).

8. Упражнение на внимание (самопроверка) (слайд 10)

Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание:

- Я называю слова, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук:

пенал(а), учитель(и), портфель(е), альбом(о), ручка(у), доска(а), тетрадь(а), дневник(и), парта(а).

9. Работа в тетрадях (комментированное письмо) (слайд 11)
- Ребята, а вы хотите увидеть принцессу? Но для этого необходимо правильно выполнить упражнение, и понаблюдать как ударение меняет смысл слов в предложениях. Ребята, которые будут комментировать, не забывайте правило:

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!


Принцесса любит фруктовый ирис. На клумбе зацвёл ирис.
У зайца два длинных уха. В котле варилась уха.
В парке Саша видел белок. В яйце есть белок и желток.
Принц подарил принцессе на праздник гвоздики.

Сапожник ловко вбивал в каблук мелкие гвоздики.
Стрелки часов показывали полночь.

Метко бьют стрелки из лука.

На своём пути принц увидел сорок резво скачущих сорок.


Самопроверка (слайд 11)


10. Ребята, а принцессу нашу зовут Алёнушка. Давайте её позовём.

Какой слог в её имени мы произнесли под удареним? Оказывается:

Буква Ё всегда стоит в ударном слоге.

В словах с буквой Ё ударение не ставится. (слайд 12)

11. Прекрасная принцесса хочет проверить хорошо ли вы усвоили правила, которые вам преподнёс принц (слайд 13)

Продолжите предложение:

Знак ударение ставится только...(на гласные буквы.)

Слог, который произносится сильнее других, называется… (ударным)

Слог, на который не падает ударение , называется….

( безударным.)

От места ударения иногда зависит…(смысл слова.)

12. Проблемный вопрос:

Если в слове один слог, то ударение ставится или нет?

Если в слове один слог, то ударение не ставится, так как в слове один гласный и произносится он чётко и Ударение уже не превратит его в другое слово (слайд 14).

III. Обобщение изученного материала

(работа по карточке «Проверь себя»)
1.Ударных слогов в слове может быть:
а)сколько угодно; б)один; в)два.
2.В каких словах не ставится ударение:
а)ванна; б)ночь; в)метро; г)крыша.
3.Какая буква обозначает звук, который
всегда стоит под ударением?
а) я; б) ё; в) ю; г) а


IV. Итог урока (слайд 15 - 16)
Солнце село за село
нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
и все его секреты мы раскрыли.

-Что же это за секреты? (Ответы детей)
Ударение ставится если в слове несколько слогов.
Буква Ё всегда ударная.
Любая буква гласного звука может быть под ударением.
Слоги бывают ударными и безударными.
Ударение может изменить смысл слова.


И на прощание принц Ударение даёт вам последнее испытание:
я называю слова, а вы должны изменить ударение.
Хлопок -…, пары-…, мука-…, Поля-…, полки-…, плачу-…,стоит-…


Литература:

1. «Русский язык» Э.С.Сильнова, Н.Г.Каневская, В.Ф.Олейник 2012г, «Генеза»

2. «Русский язык» В.Волина «Учимся играя» 1996г., Екатеринбург



---------------------------------------------------------------------------------------

Карточка «Проверь себя»


1.Ударных слогов в слове может быть:
а) сколько угодно;

б) один;

в) два.

2.В каких словах не ставится ударение:
а) ванна;

б) ночь;

в) метро;

г) крыша.

3.Какая буква обозначает звук, который всегда стоит под ударением?
а) я;

б) ё;

в) ю;

г) а





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Путешествие в замок сказочного принца Ударение"

Автор: Панина Ирина Александровна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства