kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена несклоняемым именам существительным.

Цели урока:

  • углублять знания учащихся об имени существительном;

  • познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"»

Баянова Л.А.

ОГБОУ «Центр образования

для детей с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»


Конспект урока

1. Название модуля: «Несклоняемые имена существительные».

2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о несклоняемых именах существительных и их особенностях.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • углублять знания учащихся об имени существительном;

  • познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к слову.


4. Банк информации: а) входной контроль.


Уровень А.

Какие существительные называются разносклоняемыми? (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).


Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).


Уровень В.

Какие существительные называются разносклоняемыми? Приведите примеры. (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).

Альтернативный вопрос: задание уровня А.


Уровень С.

Чем разносклоняемые существительные отличаются от обычных имен существительных? Приведите примеры. (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).

Альтернативный вопрос: задание уровня В.


б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).


Несклоняемые имена существительные


Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (В.п.), (передать) по радио (Д.п.).

К несклоняемым именам существительным относятся:

а) многие существительные иноязычного происхождения — собственные и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным : без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, опера Верди, пьеса Шоу; через Паде-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи;

б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич; к знакомой мисс;

в) русские и украинские фамилии на и -их (-ых): у Сухих, с Дурново, о Шевченко;

г) сложносокращённые слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: наше ТОО, из ЦДРИ, для самбо, в СМИ.


в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: развивать навык нахождения несклоняемых существительных; совершенствовать умение составлять предложения.

Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова. Составьте с ними предложения.


Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, филе, седло, горе, море.


Ответ. Метро, пальто, кафе, какао, филе. Я ехал в метро. Мне купили новое пальто. Я знаю прекрасное кафе! Мама варит какао. В магазине не было филе рыбы.


Задание 2.

Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=pk0z9p2ka01


Ответ. Несклоняемые существительные: какаду, такси, домино, пианино, пюре, бюро, жюри. Склоняемые существительные: взморье, поле, горе, молоко, золто, окно, солнце.


Задание 3.

Цель: совершенствовать умение выделять несклоняемые существительные среди других имен существительных.

Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.


а) кенгуру, какаду, подругу, рагу;

б) поле, море, солнце, шоссе;

в) трюмо, окно, манто, радио;

г) огни, парики, пари, прически.


Ответ. А. Подругу. Б. Шоссе. В. Окно. Г. Пари.


Задание 4.

Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте в предложениях на месте пропуска слово «кино» в нужном падеже (падеж существительного укажите в скобках).


Вчера мы ходили _______. В ______ было много людей. Из ______ мы пришли поздно. Мы все время вспоминали про ______. Мы были очень довольны _____. Мы всем рассказывали о _____.


Ответ. Вчера мы ходили кино (В.п.). В кино (П.п.) было много людей. Из кино (Р.п.) мы пришли поздно. Мы все время вспоминали про кино (В.п.). Мы были очень довольны кино (Т.п.). Мы всем рассказывали о кино (П.п.).


Задание 5.

Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=pa3s4fn3301


Ответ. 1) нарицательные несклоняемые имена существительные: депо, пальто, плато, кафе, шоссе; 2) несклоняемые имена существительные, обозначающие иноязычные фамилии: Гюго, По, Войнич; 3) несклоняемые имена существительные, обозначающие русские и украинские фамилии: Руденко, Коваленко, Черных; 4) сложносокращенные слова: ГАИ, НИИ, МГУ, ГЭС.


Уровень В.

Задание 1.

Цель: развивать навык нахождения несклоняемых существительных.

Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова в предложениях.


Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.


Ответ. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.


Задание 2.

Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=p1rqyim2k01


Ответ. Несклоняемые существительные: какаду, такси, домино, пианино, пюре, бюро, жюри, ателье, купе. Склоняемые существительные: взморье, поле, горе, молоко, золто, окно, солнце, чудо, варенье.


Задание 3.

Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи.

Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные словосочетания (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли. Запишите правильный вариант.


Работать на фабрике, выйти без пальта, гордиться учеником, по широкой улице, светится на таблу, фотографироваться с кенгурой.


Ответ. Работать на фабрике, выйти без пальтО, гордиться учеником, по широкой улице, светится на таблО, фотографироваться с кенгурУ.


Задание 4.

Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте в предложениях на месте пропуска слово «пальто» в нужном падеже (падеж существительного укажите в скобках).


В магазине продаются разные _____. Мне купили новое зимнее _____. У _____ меховой воротник. К _____ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ______. Я доволен своим _____.


Ответ. В магазине продаются разные пальто (И.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.п.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (П.п.). Я доволен своим пальто (Т.п.).


Задание 5.

Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=paay0uuac01


Ответ. 1) нарицательные несклоняемые имена существительные: депо, пальто, плато, кафе, шоссе, пианино, ателье; 2) несклоняемые имена существительные, обозначающие иноязычные фамилии: Гюго, По, Войнич, Гейне, Шоу; 3) несклоняемые имена существительные, обозначающие русские и украинские фамилии: Руденко, Коваленко, Черных, Живаго, Шевченко; 4) сложносокращенные слова: ГАИ, НИИ, МГУ, ГЭС, МЭИ, РАН.


Уровень С.

Задание 1.

Цель: развивать навык нахождения несклоняемых существительных; развивать орфографическую зоркость.

Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова. Устно исправьте ошибки в употреблении несклоняемых существительных. Как не допускать подобных ошибок?


Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут пальта выдавать!


Ответ.

Как-то рано по утру с другом сели мы в метро,

И поехали в метро фильм смотреть о кенгуру,

Вот сидим мы с ним в кино без пальто и без кашне

А вернее – я и ты без кашне и без пальто.

Кенгуру в кафе зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за домино с шимпанзе и какаду.

Вдруг огромнАЯ обезьянА сталА играть на фортепьяно.

Тут и взрослый, сняв пенсне, хохотал на всЁ кино.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут пальто выдавать!


Задание 2.

Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=p3wdnnsuj01


Ответ. Несклоняемые существительные: какаду, такси, домино, пианино, море, бюро, жюри, ателье, купе, драже, интервью. Склоняемые существительные: взморье, поле, горе, молоко, золто, окно, солнце, чудо, варенье, лето, мнение.


Задание 3.

Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи.

Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли. Запишите правильный вариант.


1. Сидим мы с ним в кине.

2. Я очень люблю какао.

3. Мы пошли смотреть новый фильм.

4. Кенгуру в кафу ушел.

5. Мой брат поступил учиться в МГУ.

6. После долгих раздумий мы поехали в метру.


Ответ. 1. Сидим мы с ним в кинО. 2. Я очень люблю какао. 3. Мы пошли смотреть новый фильм. 4. Кенгуру в кафЕ ушел. 5. Мой брат поступил учиться в МГУ. 6. После долгих раздумий мы поехали в метрО.


Задание 4.

Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.


http://learningapps.org/display?v=p7933ih4201


Ответ. 1) нарицательные несклоняемые имена существительные: депо, пальто, плато, кафе, шоссе, пианино, ателье, жалюзи, кашне; 2) несклоняемые имена существительные, обозначающие иноязычные фамилии: Гюго, По, Войнич, Гейне, Шоу, Крузо, Дефо; 3) несклоняемые имена существительные, обозначающие русские и украинские фамилии: Руденко, Коваленко, Черных, Живаго, Шевченко, Сухих, Дурново; 4) сложносокращенные слова: ГАИ, НИИ, МГУ, ГЭС, МЭИ, РАН, МГИМО, ФНС.


Задание 5.

Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.

Методический комментарий для учащихся: Придумайте и запишите 6 предложений с разными несклоняемыми именами существительными (с каждым из падежей).


Возможный ответ. В магазине продаются разные пальто (И.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.п.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (П.п.). Я доволен своим пальто (Т.п.).


5. Выходной контроль.

Уровень А.

  1. Найдите несклоняемые имена существительные:

а) домино;

б) кофе;

в) повидло;

г) какаду;

д) коридор;

е) драже.


2. В каждой строчке найдите «4-е лишнее».

а) бра, трава, халва, сумма;

б) какао, пальто, окно, бюро;

в) интервью, ручью, тишью, ночью;

г) фоей, ателье, пюре, море.


3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.

а) Абхазия;

б) Баку;

в) Конго;

г) Канада;

д) Сочи;

е) Килиманджаро.



4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.

а) романы Дюма;

б) позвоню Белых;

в) вызови такси;

г) пользуюсь пенсне;

д) письмо кенгуру;

е) расскажи о кино.


5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.

а) пользуюсь метро;

б) еду в такси;

в) новое пенсне;

г) восхищаюсь меню;

д) играю на пианино;

е) покупаю кофе.


Ответы. 1 – а, б, г, е. 2 – бра, окно, интервью, море. 3 – б, в, д, е. 4 – б, д. 5 – а, г, д.


Уровень В

1. Найдите несклоняемые имена существительные:

а) домино;

б) кофе;

в) повидло;

г) какаду;

д) коридор;

е) драже.


2. В каждой строчке найдите «4-е лишнее».

а) бра, трава, халва, сумма;

б) какао, пальто, окно, бюро;

в) интервью, ручью, тишью, ночью;

г) фоей, ателье, пюре, море.


3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.

а) Абхазия;

б) Баку;

в) Конго;

г) Канада;

д) Сочи;

е) Килиманджаро.



4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.

а) романы Дюма;

б) позвоню Белых;

в) вызови такси;

г) пользуюсь пенсне;

д) письмо кенгуру;

е) расскажи о кино.


5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.

а) пользуюсь метро;

б) еду в такси;

в) новое пенсне;

г) восхищаюсь меню;

д) играю на пианино;

е) покупаю кофе.


6. Из данных предложений выпишите несклоняемые имена существительные.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого так только не было! Важные какаду качались на ветках, крохотные колибри порхали между цветами. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинку. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. Всё было очень интересно!


Ответы. 1 – а, б, г, е. 2 – бра, окно, интервью, море. 3 – б, в, д, е. 4 – б, д. 5 – а, г, д. 6 какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру.


Уровень С.

1. Найдите несклоняемые имена существительные:

а) домино;

б) кофе;

в) повидло;

г) какаду;

д) коридор;

е) драже.


2. В каждой строчке найдите «4-е лишнее».

а) бра, трава, халва, сумма;

б) какао, пальто, окно, бюро;

в) интервью, ручью, тишью, ночью;

г) фоей, ателье, пюре, море.


3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.

а) Абхазия;

б) Баку;

в) Конго;

г) Канада;

д) Сочи;

е) Килиманджаро.



4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.

а) романы Дюма;

б) позвоню Белых;

в) вызови такси;

г) пользуюсь пенсне;

д) письмо кенгуру;

е) расскажи о кино.


5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.

а) пользуюсь метро;

б) еду в такси;

в) новое пенсне;

г) восхищаюсь меню;

д) играю на пианино;

е) покупаю кофе.


6. Из данных предложений выпишите несклоняемые имена существительные.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого так только не было! Важные какаду качались на ветках, крохотные колибри порхали между цветами. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинку. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. Всё было очень интересно!


7. Выберите строчку, в которой последовательно расположены буквы, которые должны находиться на месте пропусков.

Нет пальт_, около метр_, на пианин_, о кин_.

а) а, а, е, е;

б) о, о, е, е;

в) о, о, о, о;

г) а, а, о, о.


Ответы. 1 – а, б, г, е. 2 – бра, окно, интервью, море. 3 – б, в, д, е. 4 – б, д. 5 – а, г, д. 6 какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру. 7 в.



Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"

Автор: Баянова Лариса Александровна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Русский язык. 4 класс. Несклоняемые имена сществительные. "
    ["seo_title"] => string(66) "russkii-iazyk-4-klass-nieskloniaiemyie-imiena-sshchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "118260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413093338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему: "Род несклоняемых име?н существительных""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokanatiemurodnieskloniaiemykhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "318689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460636339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства