Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"
Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"
Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена несклоняемым именам существительным.
Цели урока:
углублять знания учащихся об имени существительном;
познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"»
Баянова Л.А.
ОГБОУ «Центр образования
для детей с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
Конспект урока
1. Название модуля: «Несклоняемые имена существительные».
2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о несклоняемых именах существительных и их особенностях.
3. Целевой план действий для учащихся:
углублять знания учащихся об имени существительном;
познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к слову.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Какие существительные называются разносклоняемыми? (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения -и: к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).
Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).
Уровень В.
Какие существительные называются разносклоняемыми? Приведите примеры. (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения -и: к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
Чем разносклоняемые существительные отличаются от обычных имен существительных? Приведите примеры. (Разносклоняемые имена существительные — десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения -и: к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём]).
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Несклоняемые имена существительные
Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (В.п.), (передать) по радио (Д.п.).
К несклоняемым именам существительным относятся:
а) многие существительные иноязычного происхождения — собственные и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным -а: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, опера Верди, пьеса Шоу; через Паде-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи;
б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич; к знакомой мисс;
в) русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): у Сухих, с Дурново, о Шевченко;
г) сложносокращённые слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: наше ТОО, из ЦДРИ, для самбо, в СМИ.
Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова. Составьте с ними предложения.
Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, филе, седло, горе, море.
Ответ. Метро, пальто, кафе, какао, филе. Я ехал в метро. Мне купили новое пальто. Я знаю прекрасное кафе! Мама варит какао. В магазине не было филе рыбы.
Задание 2.
Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
Цель: совершенствовать умение выделять несклоняемые существительные среди других имен существительных.
Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.
а) кенгуру, какаду, подругу, рагу;
б) поле, море, солнце, шоссе;
в) трюмо, окно, манто, радио;
г) огни, парики, пари, прически.
Ответ. А. Подругу. Б. Шоссе. В. Окно. Г. Пари.
Задание 4.
Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте в предложениях на месте пропуска слово «кино» в нужном падеже (падеж существительного укажите в скобках).
Вчера мы ходили _______. В ______ было много людей. Из ______ мы пришли поздно. Мы все время вспоминали про ______. Мы были очень довольны _____. Мы всем рассказывали о _____.
Ответ. Вчера мы ходили кино (В.п.). В кино (П.п.) было много людей. Из кино (Р.п.) мы пришли поздно. Мы все время вспоминали про кино (В.п.). Мы были очень довольны кино (Т.п.). Мы всем рассказывали о кино (П.п.).
Задание 5.
Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
http://learningapps.org/display?v=pa3s4fn3301
Ответ. 1) нарицательные несклоняемые имена существительные: депо, пальто, плато, кафе, шоссе; 2) несклоняемые имена существительные, обозначающие иноязычные фамилии: Гюго, По, Войнич; 3) несклоняемые имена существительные, обозначающие русские и украинские фамилии: Руденко, Коваленко, Черных; 4) сложносокращенные слова: ГАИ, НИИ, МГУ, ГЭС.
Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова в предложениях.
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Ответ. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафефиле осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Задание 2.
Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные словосочетания (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли. Запишите правильный вариант.
Работать на фабрике, выйти без пальта, гордиться учеником, по широкой улице, светится на таблу, фотографироваться с кенгурой.
Ответ. Работать на фабрике, выйти без пальтО, гордиться учеником, по широкой улице, светится на таблО, фотографироваться с кенгурУ.
Задание 4.
Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте в предложениях на месте пропуска слово «пальто» в нужном падеже (падеж существительного укажите в скобках).
В магазине продаются разные _____. Мне купили новое зимнее _____. У _____ меховой воротник. К _____ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ______. Я доволен своим _____.
Ответ. В магазине продаются разные пальто (И.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.п.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (П.п.). Я доволен своим пальто (Т.п.).
Задание 5.
Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
http://learningapps.org/display?v=paay0uuac01
Ответ. 1) нарицательные несклоняемые имена существительные: депо, пальто, плато, кафе, шоссе, пианино, ателье; 2) несклоняемые имена существительные, обозначающие иноязычные фамилии: Гюго, По, Войнич, Гейне, Шоу; 3) несклоняемые имена существительные, обозначающие русские и украинские фамилии: Руденко, Коваленко, Черных, Живаго, Шевченко; 4) сложносокращенные слова: ГАИ, НИИ, МГУ, ГЭС, МЭИ, РАН.
Методический комментарий для учащихся: Выделите неизменяемые (несклоняемые) слова. Устно исправьте ошибки в употреблении несклоняемых существительных. Как не допускать подобных ошибок?
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут пальта выдавать!
Ответ.
Как-то рано по утру с другом сели мы в метро,
И поехали в метро фильм смотреть о кенгуру,
Вот сидим мы с ним в кино без пальто и без кашне…
А вернее – я и ты без кашне и без пальто.
Кенгуру в кафе зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за домино с шимпанзе и какаду.
Вдруг огромнАЯ обезьянА сталА играть на фортепьяно.
Тут и взрослый, сняв пенсне, хохотал на всЁ кино.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут пальто выдавать!
Задание 2.
Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли. Запишите правильный вариант.
1. Сидим мы с ним в кине.
2. Я очень люблю какао.
3. Мы пошли смотреть новый фильм.
4. Кенгуру в кафу ушел.
5. Мой брат поступил учиться в МГУ.
6. После долгих раздумий мы поехали в метру.
Ответ. 1. Сидим мы с ним в кинО. 2. Я очень люблю какао. 3. Мы пошли смотреть новый фильм. 4. Кенгуру в кафЕ ушел. 5. Мой брат поступил учиться в МГУ. 6. После долгих раздумий мы поехали в метрО.
Задание 4.
Цель: совершенствовать умение определять, к какой группе относится несклоняемое имя существительное.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
Цель: развивать умение правильно использовать несклоняемые имена существительные в речи, совершенствовать умение определять падеж имен существительных.
Методический комментарий для учащихся: Придумайте и запишите 6 предложений с разными несклоняемыми именами существительными (с каждым из падежей).
Возможный ответ. В магазине продаются разные пальто (И.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.п.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (П.п.). Я доволен своим пальто (Т.п.).
5. Выходной контроль.
Уровень А.
Найдите несклоняемые имена существительные:
а) домино;
б) кофе;
в) повидло;
г) какаду;
д) коридор;
е) драже.
2. В каждой строчке найдите «4-е лишнее».
а) бра, трава, халва, сумма;
б) какао, пальто, окно, бюро;
в) интервью, ручью, тишью, ночью;
г) фоей, ателье, пюре, море.
3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.
а) Абхазия;
б) Баку;
в) Конго;
г) Канада;
д) Сочи;
е) Килиманджаро.
4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.
а) романы Дюма;
б) позвоню Белых;
в) вызови такси;
г) пользуюсь пенсне;
д) письмо кенгуру;
е) расскажи о кино.
5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.
а) пользуюсь метро;
б) еду в такси;
в) новое пенсне;
г) восхищаюсь меню;
д) играю на пианино;
е) покупаю кофе.
Ответы. 1 – а, б, г, е. 2 – бра, окно, интервью, море.3 – б, в, д, е. 4 – б, д.5 – а, г, д.
Уровень В
1. Найдите несклоняемые имена существительные:
а) домино;
б) кофе;
в) повидло;
г) какаду;
д) коридор;
е) драже.
2. В каждой строчке найдите «4-е лишнее».
а) бра, трава, халва, сумма;
б) какао, пальто, окно, бюро;
в) интервью, ручью, тишью, ночью;
г) фоей, ателье, пюре, море.
3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.
а) Абхазия;
б) Баку;
в) Конго;
г) Канада;
д) Сочи;
е) Килиманджаро.
4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.
а) романы Дюма;
б) позвоню Белых;
в) вызови такси;
г) пользуюсь пенсне;
д) письмо кенгуру;
е) расскажи о кино.
5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.
а) пользуюсь метро;
б) еду в такси;
в) новое пенсне;
г) восхищаюсь меню;
д) играю на пианино;
е) покупаю кофе.
6. Из данных предложений выпишите несклоняемые имена существительные.
Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого так только не было! Важные какаду качались на ветках, крохотные колибри порхали между цветами. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинку. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. Всё было очень интересно!
3. Найдите среди данных названий несклоняемые существительные.
а) Абхазия;
б) Баку;
в) Конго;
г) Канада;
д) Сочи;
е) Килиманджаро.
4. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Д.п.
а) романы Дюма;
б) позвоню Белых;
в) вызови такси;
г) пользуюсь пенсне;
д) письмо кенгуру;
е) расскажи о кино.
5. Найдите строчки с несклоняемыми именами существительными в Т.п.
а) пользуюсь метро;
б) еду в такси;
в) новое пенсне;
г) восхищаюсь меню;
д) играю на пианино;
е) покупаю кофе.
6. Из данных предложений выпишите несклоняемые имена существительные.
Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого так только не было! Важные какаду качались на ветках, крохотные колибри порхали между цветами. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинку. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. Всё было очень интересно!
7. Выберите строчку, в которой последовательно расположены буквы, которые должны находиться на месте пропусков.
Нет пальт_, около метр_, на пианин_, о кин_.
а) а, а, е, е;
б) о, о, е, е;
в) о, о, о, о;
г) а, а, о, о.
Ответы. 1 – а, б, г, е. 2 – бра, окно, интервью, море.3 – б, в, д, е. 4 – б, д.5 – а, г, д. 6– какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру. 7– в.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».