Конспект урока составлен с учетом внедрения 7 модулей.
Тема урока: Несклоняемые имена существительные.
Цель урока: Формирование умения правильно употреблять несклоняемые существительные в речи через групповое взаимодействие.
Цель исследования: Создание условий для погружения учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах.
На этапе А:
Девизом урока стала пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Дети объяснили, как они понимают эти слова. Это помогло мотивировать ребят на поиск новой информации – новых знаний.Для поднятия настроения и духа дети сделали зарядку. Для создания ситуации успеха и определения темы урока был предложен ребус. Это заинтересовало ребят. Для определения уровня усвоения пройденной темы использовалась методика «Взаимотренаж». Дети проверили друг друга (своего соседа по парте, потом выбрали ученика с другого ряда) по теме. Сначала в оценочный лист выставляли + и - , потом оценивали баллами по критериям, данным учителем. Дети адекватно отнеслись к полученной оценке. Ученикам понравился вид работы. Для работы на данном уроке рассадку детей организовала по уровням мышления (высокий, средний, низкий).На базе словарного диктанта для активизации познавательной деятельности была организована «проблемная задача» через поиск «лишнего слова».
Задание «лишнее слово» мотивировало детей на работу. Сначала они выбрали слово «лопата», объясняя, что оно относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению. Чтобы это доказать, им пришлось просклонять слова. После того, как просклоняли слова, вышли на разные варианты – разные окончания. Опять проблема. Выйти из ситуации помогает стихотворение- подсказка. Проблемная ситуация решена: определяют «лишнее слово» - пальто, так как несклоняемое. Отсюда выход на новую тему и цели урока. Чтобы снять напряжение, дети выполняют зарядку для глаз. Для определения эмоционального состояния (по критериям ЛОО) использовались сигнальные карточки. Дети чувствовали себя комфортно, тревожность не отметили.
На этапе В:
Формирование понятия «Несклоняемые существительные» происходило через сравнение склонений двух слов, а именно дети должны были найти сходства и отличия. Изучив правило и справочную информацию, учащимся было предложено «Моделирование». Спикеры защищали работы. Остальные внимательно слушали.При формативном оценивании ребята через стикеры выразили свое отношение к качеству работы групп и уровню собственного понимания темы.
Выполнение разноуровневых заданий проходило в группах. Ребята пользовались словарями. С заданиями справились. Работы получились хорошими.
На этапе С:
Домашнее задание было дано по уровням. Но дети могли по желанию выбрать и задание другой группы. При заполнении рефлексивного листа у детей вопросов не возникло. Для рефлексии выбрана стратегия «Чемодан, мясорубка, корзина». Дети, проанализировав назначение каждого предмета, поместили свои рефлексивные листы на картинках.
Целью моего исследования на данном уроке было создание условий для погружения учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах.
Я считаю, что подобранные проблемные ситуации и разноуровневые задания «вынуждали» учащихся слушать собеседника, задавать вопросы, сообща работать в группе, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, выступать перед классом. Рассадка учащихся оказалась правильной.
Формы работы: Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа.
Используемые приемы развития критического мышления и методы АО:«Взаимотренаж» в парах сменного состава. Решение проблемной задачи.
Используемые типы бесед: Кумулятивная и исследовательская.
Оценивание: Взаимооценка по ключу, самооценка.