kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 4 класс. Несклоняемые имена сществительные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен с учетом внедрения 7 модулей. 

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Цель урока: Формирование умения правильно употреблять несклоняемые существительные в речи через групповое взаимодействие.

Цель исследования: Создание условий для погружения учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах.

На этапе А:

 Девизом урока стала пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Дети объяснили, как они понимают эти слова. Это помогло мотивировать ребят на поиск новой информации – новых знаний.Для поднятия настроения и духа дети сделали  зарядку. Для создания ситуации успеха и определения темы урока был предложен  ребус. Это заинтересовало ребят. Для определения уровня усвоения пройденной темы использовалась методика «Взаимотренаж». Дети  проверили друг друга (своего соседа по парте, потом выбрали ученика с другого ряда) по теме. Сначала в оценочный лист  выставляли + и - , потом оценивали баллами по критериям, данным учителем. Дети адекватно отнеслись к полученной оценке. Ученикам  понравился вид работы. Для работы на данном уроке рассадку детей организовала по уровням мышления (высокий, средний, низкий).На базе словарного диктанта для активизации познавательной деятельности была организована «проблемная задача» через поиск «лишнего слова».

Задание «лишнее слово» мотивировало детей на работу. Сначала они  выбрали слово «лопата», объясняя, что оно относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению. Чтобы это доказать, им пришлось просклонять слова. После того, как просклоняли слова, вышли на разные варианты – разные окончания. Опять проблема. Выйти из ситуации помогает стихотворение- подсказка.  Проблемная ситуация решена: определяют «лишнее слово» - пальто, так как несклоняемое. Отсюда выход на новую тему и цели урока.  Чтобы снять напряжение, дети выполняют зарядку для глаз. Для определения эмоционального состояния (по критериям ЛОО) использовались сигнальные карточки. Дети чувствовали себя комфортно, тревожность не отметили.

На этапе В:

 Формирование понятия «Несклоняемые существительные» происходило через сравнение склонений двух слов, а именно дети должны были найти сходства и  отличия. Изучив правило и справочную информацию, учащимся было предложено «Моделирование». Спикеры защищали работы. Остальные внимательно слушали.При формативном  оценивании ребята через стикеры  выразили свое отношение к качеству работы групп и уровню собственного понимания темы.

 Выполнение разноуровневых заданий  проходило в группах. Ребята пользовались словарями. С заданиями справились. Работы получились хорошими.

    На этапе С:

 Домашнее задание было дано по уровням. Но дети могли по желанию выбрать и задание другой группы. При заполнении рефлексивного листа у детей вопросов не возникло. Для рефлексии выбрана стратегия «Чемодан, мясорубка, корзина». Дети, проанализировав назначение каждого предмета, поместили свои  рефлексивные листы на картинках. 

Целью моего исследования на данном уроке было создание условий для погружения учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах.

Я считаю, что подобранные  проблемные ситуации и разноуровневые задания «вынуждали» учащихся слушать собеседника, задавать вопросы, сообща работать в группе, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, выступать перед классом. Рассадка учащихся оказалась правильной.

Формы работы:  Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа.

Используемые приемы развития критического мышления и методы АО:«Взаимотренаж» в парах сменного состава. Решение проблемной задачи.

Используемые типы бесед: Кумулятивная и исследовательская.

Оценивание: Взаимооценка по ключу, самооценка.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 4 класс. Несклоняемые имена сществительные. »

ГУ «Средняя общеобразовательная школа –гимназия № 9 города Павлодара»

Учитель начальных классов: Садыкова Гульмира Жакслыковна


Урок русского языка в 4 классе


Тема урока: Несклоняемые имена существительные.


Цель обучения (когнитивная): Формирование умения правильно употреблять несклоняемые существительные в речи через групповое взаимодействии.


Результаты обучения:

А. Знают склоняемые и несклоняемые имена существительные

В. Умеют правильно употреблять несклоняемые существительные в речи, анализировать употребление несклоняемых существительных

С. Умеют использовать альтернативу или замену одних существительных на несклоняемые существительные


Этап мотивационный:

- Создание благоприятного психологического климата «Бодрячок»

- Определение темы урока: Ребус

- Ситуация успеха:

«Взаимотренаж»

- Решение проблемной задачи. Выход на новую тему.

- Определение темы и цели урока


Этап операционный:

Формирование понятия «Несклоняемые существительные»

- Моделирование.

- Выполнение разноуровневых заданий


Этап рефлексивный:

- Метод «5 пальцев

- Заполнение рефлексивного листа

- Стратегия «Чемодан, мясорубка, корзина»


Формы работы: Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа.

Используемые приемы развития критического мышления и методы АО:«Взаимотренаж» в парах сменного состава. Решение проблемной задачи.

Используемые типы бесед: Кумулятивная и исследовательская.

Оценивание: Взаимооценка по ключу, самооценка.


этап

моменты урока

Со Де У

ф

Де у

Мотивационно- целевой

1.Организационный момент.

Психологический настрой.



- Начинаем урок.

Девизом нашего урока будут слова:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

- Как понимаете?


фр


Объясняют, как понимают

2. Создание благоприятного психологического климата «Бодрячок» (ИКТ)

- Для поднятия настроения и духа предлагаю сделать зарядку.



3.Ситуация успеха.



А. Определение темы: Ребус

Б. «Взаимотренаж»

Карточка № 1

1.Какого склонения слово «теплица»? (1 скл)

2. Какого склонения «перед зеркалом»? (2 скл)

3.Какого склонения «на скатерти»? (3 скл)

4.Какое слово лишнее – лук, тело, помощь? (помощь – 3 скл)

5. По какому признаку определяется склонение? (по роду и окончанию)

Карточка № 2

1.Какого склонения слово «король»? (2 скл)

2. По какому признаку определяется склонение? (по роду и окончанию)

3.Какого склонения «на горе»? (1 скл)

4.Какое слово лишнее – коробка, тело, полёт? (коробка – 1 скл)

5. Какого склонения «перед костром»? (2 скл)

Карточка № 3

1.Какого склонения слово «беркут»? (2 скл)

2. Какого склонения «в тетради»? (3 скл)

3. По какому признаку определяется склонение? (по роду и окончанию)

4.Какое слово лишнее – коробка, Петя, полёт? (полёт – 2 скл)

5. Какого склонения «увидел картинку»? (1 скл)



пары

смен

сос

тава


4.Деление на группы (рассадка по уровням знаний)

Учитель зачитывает списки групп


Дети рассаживаются

5.Проблемная задача

и ее решение


1.Словарный диктант: железо, завтрак, пальто, лопата, народ, календарь.

- Назовите лишнее слово. Почему?

- А какого склонения остальные слова? Почему?

Как доказать, что 2 склонение?

Что такое склонение имён существительных?

Что такое окончание?

Что нужно помнить про окончания существительных 2 склонения?



2. Измените по падежам слова железо и пальто.

3.Выброс.

- Какие окончания в каждом падеже при изменении слова железо? (ИКТ)

- А в слове пальто? (ИКТ)

4. Прочитайте стихотворение. Какое новое знание получили?

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, пальто.

Слов этих ты не забывай

И никогда их не склоняй!

- Как могут называться такие существительные? (ИКТ)

5. Решение ПЗ




пар


гр








Гр






пар

Дети работают в тетради.

Отвечают на вопросы.




Изменение формы слова, изменение по падежам, изменение окончаний.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

В П.п. пишется окончание -е.







- Слово «пальто» не склоняется.

Не изменяется форма.





Предположения детей.

Лишнее слово «пальто», склоняемые и несклоняемые

6.Формулирование темы и целей урока


- Сформулируйте тему и цели урока.

гр

Несклоняемые имена существительные.

Узнать из особенности. Научиться различать, правильно употреблять в устной и письменной речи.

7. Зарядка для глаз


слайд



8.Оценка эмоционального состояния (по критериям ЛОО)

- Отметьте карточкой свое эмоциональное состояние при выполнении задания, при оценивании.

инд

Показывают карточки:

Желтый – радость, удовлетворение

Синий – спокойствие

Красный - тревога

Опперационный

1.Формирование понятия

«Несклоняемые существительные»


1.Сравнение склонений двух слов:

- Сходства

-Отличия


гр

Сходства: род, число, падеж определяется

Отличия несклоняемых: нет окончания, форма слова не изменяется, по числам не изменяется, но число определяется в контексте

- Моделирование.


1.Учебник, с.63 – правило

2. Справочная информация: По грамматическим свойствам все имена существительные делятся на склоняемые и несклоняемые. Это противопоставление важно для проявления всех морфологических категорий существительных. Большинство русских имен существительных - склоняемые: стена, школа, стол, студент, окно и др.; при изменении по падежам они не изменяются, меняется только форма слова ( только окончание): стол, стола, столу, столом и т.д. Несклоняемые имена существительные (кофе, пальто, фортепиано и др.) - заимствованные из других языков. Для них характерны те же категории - одушевленность ~ неодушевленность, род, число, падеж.

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом:

К мужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье); 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов(пальто, кашне, декольте, депо, метро).

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду(фламинго, кенгуру, какаду, шим­панзе, пони).

Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгу­рёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жере­бёнком.

3. Создать модель правила (таблица, кластер, схема)

4. Классифицировать сущ и аргументировать выбор.

Слайд


гр



- Применение


- задание уровня А:

Раскрой скобки. Подчеркните неизменяемые существительные. Определи род, падеж, выдели окончание.

Гулял по улице без (шляпа, пальто), вышел из (кафе, магазин), рассказал о (театр, кино),ехал по (шоссе, дорога), приготовил (пюре, яичница),пил (кофе, простокваша).

Взаимопроверка по ключу (ИКТ)

- задание уровня В:

А) Вставьте в предложения несклоняемые существительные, определите их род, падеж.

1)Утром я выпил две чашки сладкого ….

2)Я восхищаюсь новым Мишиным …..

3)На …… лежали ноты.

4)Из ….сделали лекарство.

5)Я люблю мультфильм про грустного…..

Взаимопроверка по ключу

Б) Составить 3 словосочетания с несклоняемыми существительными.

Взаимопроверка (ИКТ


- задание уровня С:

Определите род несклоняемых существительных. Поставьте окончания имен прилагательных

Свеж…салями

Забавн…кенгуру

Консервированн..иваси

Маршрутн…такси

Шерстян… кашне

Солнечн…Сухуми

Широк…Миссисипи

Решающ…пенальти

Вкусн…кольраби

Бел…какаду

Целебн…алоэ

Разрушительн….торнадо

- Оценка по ИКТ



Гулял по улице без (шляпа, пальто), вышел из (кафе, магазин), рассказал о (театр, кино),ехал по (шоссе, дорога), приготовил (пюре, яичница),пил (кофе, простокваша).







ключ

(1 –какао, кофе

2 – пальто,кашне

3 – пианино

4 – алоэ

5 – пони, шимпанзе, какаду)





Использование толкового словаря и словаря иностранных слов


1. Формативное оценивание

1. Метод «пять пальцев»

2.Рефлексивный лист


Заполняют

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / недоволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

тало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен /

не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно


2. Рефлексия

Стратегия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Разместите на картинке свой « Рефлексивный лист» с учетом смыла картинки.





3. Домашнее задание:

Выбрать уровень по желанию:

А) упр. 190,191

В) Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

Составить 4 предложения с несклоняемыми существительными.

Определить у них падеж.

С) Составить сказку, используя несклоняемые существительные.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 4 класс. Несклоняемые имена сществительные.

Автор: Садыкова Гульмира Жакслыковна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства