МОУ Михалёвская средняя
общеобразовательная школа
План – конспект урока по русскому языку
по теме «Обобщение и закрепление знаний о глаголе»
с использованием технологии развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, ИКТ
в рамках Дня открытых дверей
2-а класс
Учитель: Умбетова Надежда Николаевна
Цели урока:
1. Совершенствовать знания учащихся по теме: находить глаголы в предложениях и
тексте; определять число глагола; ставить глагол в нужное число; точно употреблять
глагол в речи.
2. Воспитывать уважение к каждому слову русского языка и внимательного отношения
к нему.
3. Учить работать в парах, помогать друг другу, уважительно относиться к мнению
товарищей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для работы в
парах и индивидуально.
Ход урока
I. Организационный момент
- Мы рады сегодня приветствовать родителей на нашем уроке русского языка.
- Проверьте ещё раз готовность к уроку.
II. Психологический настрой
-Соберите пословицу, слова которой видите на слайде №2:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы поняли смысл этой пословицы?
III. Введение в тему урока
(сл.3) –Что видите на слайде? (части речи)
- Какой знакомой вам части речи здесь не хватает? (глагола)
- Сформулируйте тему урока.
- Какие действия будем совершать с глаголом? (находить его в предложениях, тексте, определять и изменять число глагола, задавать к нему вопросы)
IV. Актуализация знаний
(сл.4) Запишите ответы мини-теста:
1.Глагол – это:
а) часть речи;
б) второстепенный член предложения;
в) часть слова;
2. Глагол изменяется по…
3. Глагол обозначает…
4. Глагол отвечает на вопросы…
5. Глагол в предложении является…
-Проверим ваши ответы (сл.4 по щелчку)
V. Работа по теме урока
1.- Проблемный вопрос: Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
-Прочитайте запись на слайде:
По полям_____________ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро____________муравьи
После зимней стужи.
__________медведь сквозь густой валежник,
Стали птицы песни_____________
И _____________подснежник.
-Так какую же роль выполняют глаголы в нашей речи?
-Запишите в тетрадь пропущенные глаголы.
-Проверим, совпадает ли ваше предположение с замыслом поэта С.Маршака (сл.6)
2. Упражнения в изменении числа глагола.
-Вы верно сказали в начале урока, что глаголы изменяются по числам.
Проблемный вопрос: А для чего нужно изменять число глагола?
-Тогда прочитаем текст на слайде:
В лесу очень шумно, лишь один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
-Какую же роль выполняет число глагола в предложении?
-Выпишите глаголы вместе со словами, которые связаны с ними по смыслу.
-Проверим, что у вас получилось (сл.7: родничок журчал, я подошёл, он был, пели птицы, он пел)
Муз.физминутка
3. Упражнения в точном подборе глаголов
- На уроках, посвящённых глаголу, мы учились точно подбирать их к словам в предложении. Ещё раз вернёмся к этой работе, и я приглашаю вас на лексическую полянку (сл.8), чтобы ещё раз понаблюдать, как точно глаголы передают действия предметов:
На лесной полянке_____________ромашки, ___________колокольчики, ________ спелая ягодка земляника. На макушке берёзы громко____________кукушка. В глухой еловой чаще тихо_______________рябчик. ______________неугомонные пчёлы.
-Попробуем точно подобрать пропущенные глаголы (белеют, синеет, алеет, кукует, попискивает, жужжат).
Психологическая минутка:
Послушаем звуки на этой полянке. Закройте глаза и насладитесь пением птиц.
4. Орфоэпическая минутка
-На уроках русского языка мы учимся не только грамотно писать, но и правильно произносить слова, то есть правильно ставить в них ударение. Прочитайте правильно данные глаголы (сл.9):
Звонит, звонят, облегчить, баловаться, избаловать, включишь, сыплют, дремлют.
5.Замените фразеологизмы глаголами
-Что видите на слайде? («Крылатые выражения») Верно, это фразеологизмы, из которых ни одного слова нельзя «выбросить». Я читаю фразеологизм, а вы записывайте вместо него всего один глагол, который точно передаст суть фразеологизма.
Зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать, пропустить мимо ушей – прослушать, делать из мухи слона – преувеличивать, держать язык за зубами – молчать.
6. Минутка объяснения орфограмм
-Весна – прекрасное время года. Весной всё пробуждается: набухают почки и появляются листочки, появляются подснежники, прилетаю перелётные птицы (всё это на фоне слайдов говорю).
-Чем заняты птицы, вернувшись в родные края?
-Какой глагол точнее передаст их хлопоты? (хлопочут)
-Составьте об этом распространённое предложение (Весной птицы хлопочут над своими гнёздами.)
-Прежде, чем его запишите под диктовку, назовите орфограммы и докажите их.
-Подчеркнём основу предложения. Укажем части речи.
-Чем в предложении является глагол?
VI. Итог урока
-Итак, подведём итог урока, составим кластер:
-Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Чем является в предложении?
-Как изменяется?
(в результате составили кластер на слайде)
VI. Рефлексия
-Продолжите любое из этих предложений:
-Я работал с _____________настроением.
Я___________доволен собой, потому что…
-Я испытывал затруднения, когда…
VII. Домашнее задание
Из словарика выпишите 8 имён существительных и образуйте от них однокоренные глаголы.