образовательная - формирование умения распознавать глаголы, определять их значение, развитие представлений об употреблении глаголов в единственном и во множественном числе;развивающая -– развивать навыки, связанные с употреблением в речи глаголов;
воспитательная - воспитание внимательности, бережного отношения к природе.
Тип урока— изучение нового материала.
Методы - словесные (рассказ, беседа), наглядный.
Оборудование -- дидактический материал, (учебник, текст, слайды)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой (учитель читает стихотворение)
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку « пять».
III. Объяснение нового материала
-Я, думаю, все готовы к уроку. Ребята, обратите внимание, что в тексте стихотворения есть выделенные слова. Прочитаем их и определим, что они обозначают?
(Ответ: эти слова обозначают действия)
Для обозначения этих и ещё других действий и состояний мы используем такую часть речи как глагол.
глядят проверь
хочет получать начать
сидят
-А теперь, давайте приведем примеры глаголов употребляемых вами в повседневной жизни.
Например: глаголы устанавливаемые вами в статусах интернет сети.
(Ваши примеры)
Итак, глагол- это часть речи, которая обозначает действие или состояние.
Сравните глаголы в следующих предложениях:
В лесу школьники собирают ягоды.
В лесу школьники собирали ягоды.
В лесу школьники будут собирать ягоды.
1.Что делают? – собирают– этот глагол называет действие, которое
происходит в настоящий момент (настоящее время)
2.Что делали?— собирали- этот глагол называет действие, которое уже
произошло (прошедшее время).
3.Что будут делать?- этот глагол называет действие, которое произойдет в
будущем (будущее время).
Я читаю правило. Я играю футбол.
Я читал правило. Я играл футбол.
Я буду читать правило. Я буду играть футбол.
На какие вопросы отвечают они?
- Какой вывод мы можем сделать?
(ответ: глаголы имеют форму прошедшего, настоящего и будущего времени)
ІV. Работа над новым материалом
1. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.
У: Сверкает . На какой вопрос отвечает этот глагол(что делает?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Сделаем вывод о глаголах настоящего времени.
Глаголынастоящего временипоказывают, что действие происходит в момент речи.
2. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло.
У: Сверкал
У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делал?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол? (прошедшее время)
У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
3. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится.
У: Будет сверкать
У: На какой вопрос отвечает этот глагол?
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
- Итак, какой общий вывод мы можем сделать?
V. Вывод
?аза? тілі. Затты? ?имылын, іс-?рекеті мен амалын білдіретін с?з табын етістік деп атаймыз. Мысалы: 1. Балалар мектепке келді. 2. Асан досына барды.
VI. Списывание с заданием.
Задание: вставьте пропущенные глаголы в следующие предложения
Над водой … быстрые чайки.
Звонко … дятел.
По реке … лёд.
(ответ: 1 Над водой летают быстрые чайки. 2 Звонко стучит дятел.
3.По реке плывет лёд.).
VII. Связь с производственным обучением.
писали конспект отвечали на вопросы
разбирали мотор
знакомились с деталями
VIIІ. Самостоятельная работа.
Прочитайте. Выпишите из текста пары слов - «предмет и его действие».
(существительное и глагол)
Верность.
Летели над тайгой лебеди. Два лебедя отделились от стаи. Они опустились у озера. Это видел лесник. Он наблюдал за птицами. Наступили холодные дни. Пошёл снег.
Однажды ночью разыгралась вьюга. Утром она утихла. Лесник разыскал лебедей. Но они уже погибали от холода.
Лесник принес их домой. У лебедки было переломлено крыло. У лебедя
оба крыла были целые. Внук лесника спросил: « Почему не улетел здоровый лебедь?» Лесник ответил одним словом: « Верность».
(ответ: Лебеди летели, два лебедя отделились, они опустились, лесник видел, он наблюдал, дни наступили, снег пошел, вьюга разыгралась, она утихла, лесник разыскал, они погибали, лесник принес, внук спросил, лесник ответил).
IX. Игра «Ромашка»:
Столица нашей республики. Астана
Наш президент? Н.А.Назарбаев
Символы республики РК? Гимн, герб, флаг
Государственный язык в РК? Казахский
Для чего нужен язык? Как средство общения
Роль русского языка в РК? Язык межнационального общения
Ваша будущая профессия?
Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? 8
Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи? 2-ое
X. Итог урока.
Обобщим наши знания о глаголе. Учитель открывает схему, состоящую из карточек. Один из учеников у доски ведёт монологический рассказ о глаголе по схеме.
Что мы уже знаем о глаголе
самостоятельная…
обозначает…
вопросы…
время…
XI. Домашнее задание: Упр. 182
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекта урока Глагол »
Наурызбаева Карашаш Исаевна
Преподаватель русского языка и литературы
Кызылординский политехнический колледж
Тема: Глагол.
Цели:
образовательная - формирование умения распознавать глаголы, определять их значение, развитие представлений об употреблении глаголов в единственном и во множественном числе;
развивающая -– развивать навыки, связанные с употреблением в речи глаголов;
воспитательная - воспитание внимательности, бережного отношения к природе.
Тип урока— изучение нового материала.
Методы - словесные (рассказ, беседа), наглядный.
Оборудование -- дидактический материал, (учебник, текст, слайды)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой (учитель читает стихотворение)
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку « пять».
III. Объяснение нового материала
-Я, думаю, все готовы к уроку. Ребята, обратите внимание, что в тексте стихотворения есть выделенные слова. Прочитаем их и определим, что они обозначают?
(Ответ: эти слова обозначают действия)
Для обозначения этих и ещё других действий и состояний мы используем такую часть речи как глагол.
глядят проверь
хочет получать начать
сидят
-А теперь, давайте приведем примеры глаголов употребляемых вами в повседневной жизни.
Например: глаголы устанавливаемые вами в статусах интернет сети.
(Ваши примеры)
Итак, глагол- это часть речи, которая обозначает действие или состояние.
Сравните глаголы в следующих предложениях:
В лесу школьники собирают ягоды.
В лесу школьники собирали ягоды.
В лесу школьники будут собирать ягоды.
1.Что делают? – собирают– этот глагол называет действие, которое
происходит в настоящий момент (настоящее время)
2.Что делали?— собирали- этот глагол называет действие, которое уже
произошло (прошедшее время).
3.Что будут делать?- этот глагол называет действие, которое произойдет в
будущем (будущее время).
Я читаю правило. Я играю футбол.
Я читал правило. Я играл футбол.
Я буду читать правило. Я буду играть футбол.
На какие вопросы отвечают они?
- Какой вывод мы можем сделать?
(ответ: глаголы имеют форму прошедшего, настоящего и будущего времени)
ІV. Работа над новым материалом
1. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.
У: Сверкает . На какой вопрос отвечает этот глагол(что делает?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Сделаем вывод о глаголах настоящего времени.
Глаголынастоящего временипоказывают, что действие происходит в момент речи.
2. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло.
У: Сверкал
У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делал?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол? (прошедшее время)
У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
3. У: Образуем от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится.
У: Будет сверкать
У: На какой вопрос отвечает этот глагол?
У: В какое время происходит действие данного глагола?
У: Значит, какого времени будет этот глагол?
У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
- Итак, какой общий вывод мы можем сделать?
V. Вывод
Глагол
Часть речи
Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Обозначает действие предмета
4.
Время
Прошедшее Настоящее Будущее
Қазақ тілі. Заттың қимылын, іс-әрекеті мен амалын білдіретін сөз табын етістік деп атаймыз. Мысалы: 1. Балалар мектепке келді. 2. Асан досына барды.
VI. Списывание с заданием.
Задание: вставьте пропущенные глаголы в следующие предложения
Над водой … быстрые чайки.
Звонко … дятел.
По реке … лёд.
(ответ: 1 Над водой летают быстрые чайки. 2 Звонко стучит дятел.
3.По реке плывет лёд.).
VII. Связь с производственным обучением.
писали конспект отвечали на вопросы
разбирали мотор
знакомились с деталями
VIIІ. Самостоятельная работа.
Прочитайте. Выпишите из текста пары слов - «предмет и его действие».
(существительное и глагол)
Верность.
Летели над тайгой лебеди. Два лебедя отделились от стаи. Они опустились у озера. Это видел лесник. Он наблюдал за птицами. Наступили холодные дни. Пошёл снег.
Однажды ночью разыгралась вьюга. Утром она утихла. Лесник разыскал лебедей. Но они уже погибали от холода.
Лесник принес их домой. У лебедки было переломлено крыло. У лебедя
оба крыла были целые. Внук лесника спросил: « Почему не улетел здоровый лебедь?» Лесник ответил одним словом: « Верность».
(ответ: Лебеди летели, два лебедя отделились, они опустились, лесник видел, он наблюдал, дни наступили, снег пошел, вьюга разыгралась, она утихла, лесник разыскал, они погибали, лесник принес, внук спросил, лесник ответил).
IX. Игра «Ромашка»:
Столица нашей республики. Астана
Наш президент? Н.А.Назарбаев
Символы республики РК? Гимн, герб, флаг
Государственный язык в РК? Казахский
Для чего нужен язык? Как средство общения
Роль русского языка в РК? Язык межнационального общения
Ваша будущая профессия?
Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? 8
Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи? 2-ое
X. Итог урока.
Обобщим наши знания о глаголе. Учитель открывает схему, состоящую из карточек. Один из учеников у доски ведёт монологический рассказ о глаголе по схеме.