Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Употребление местоимений в речи"»
Тема урока: «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи.
Тип урока:обобщение и закрепление материала
Вид урока: комбинированный
Форма организации урока: урок-игра
Технология: традиционная с элементами развивающего обучения
Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи.
Задачи:
обучающая: закрепление умения употреблять в речи местоимения;
развивающая: развитие внимательного отношения к слову, к родному языку;
воспитательная: воспитывать культуру речи,любовь к языку, слову, совершенствовать культуруповедения.
Оборудование:проектор, карточки для самостоятельной работы, тесты.
План урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока, постановка цели.
III. Работа по учебнику.
IV. Работа по теме урока. Повторение и обобщение.
V. Работа с текстом.
VI. Проверка работы у доски.
VII. Устная работа с текстом.
VIII. Физкультминутка.
IX. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Х.Сеанс одновременной игры.
XI. Тест.
XII. Творческое задание.
XIII. Итог урока.
XIV. Домашнее задание (по выбору).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II.Объявление темы урока, постановка цели.
Ребята, мы завершаем работу по теме «Местоимение. Культура речи».
Цель нашего занятия – обобщить и закрепить полученные знания об этой части речи, проверить умения употребления местоимений в устной и письменной речи. Тема урока: «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи. (Презентация. Слайд №1)
Мы сегодня обратимся за помощью в фирму «Местоимение». Вот ее сотрудники размещают рекламный щит и предлагают свои услуги по замещению в тексте любые имена. Высокое качество обслуживания гарантируется. (слайд №2 )
III. Работа по учебнику.
Начнем урок с истории, которую поведал Януш Корчак – чтение и работа по упр.456 (учебник) ( слайд №3)
Название: Кто – местоимение.
Тип речи: рассуждение
Тезис: «…одно слово, маленькое, но до того умное – прямо невероятно».
Аргументы:
Вывод: «И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете».
Как доказывается выделенный тезис?
Как он связан с выводом?
(Как длинна и неудобна, утомительна была бы наша речь без местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные )
IV. Работа по теме урока. Повторение и обобщение.
Местоимение о себе громко заявляет:
Я о себе такого мнения: (слайд №4)
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
1. Вопросы:
- Дайте определение местоимения. (слайд №5)
- Какие основные признаки имеют местоимения? (род, число, падеж) (слайд №6)
- Какую синтаксическую роль может выполнять местоимение? (те же функции, что и существительные, прилагательные и числительные, которые оно заменяет) (слайд № 6 )
- Сколько разрядов у местоимения? Перечислите. (слайд № 7 )
Известный лингвист А.А.Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова, они не могут при себе иметь характеризующего эпитета…» Они «как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». (слайд №8 )
2.Индивидуальные задания:
1) Расшифровать фонетическую запись, расставить ударения, определить разряд местоимения
[й’а], [самай’о], [н’экта], [скол’к’им’и] (работа у доски)
2) Тренажер. Распределите местоимения по строкам таблицы. (Виртуальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия) (слайд № )
3) Записать предложение, выполнить синтаксический разбор: Вежливость собеседника зависит от твоей вежливости.
V.Работа с текстом.
Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… (И.Ильин) (слайд №9 )
Вопросы по тексту:
- Что объединяет эти предложения? (общая тема; это текст)
- Как соединяются предложения в тексте? (предложения соединяются в тексте по смыслу и грамматически)
- Какие языковые средства использованы для связи предложений? (местоимения)
- Установите способ связи 1,2,3,4-го предложений.
( 1-е и 2-е – последовательный; 2-е и 3-е – последовательный; 3-е и 4-е – параллельный)
VI.Проверка работы у доски.
VII.Устная работа с текстом. (читает учитель)
Осторожно слово! (карточки у учащихся)
Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь, что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!». А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое». Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?» Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться. (С. Львов)
Вопросы по тексту
Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо слова «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
Общаясь друг с другом, люди очень часто употребляют вместо ты вежливое Вы. Так, например, вы говорите со взрослыми, делая исключения для родных.
Словарная работа
Этикет – (фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения (слайд №10)
ты, твой
Вы, Ваш
- по отношению к хорошо знакомому человеку;
- в неофициальной обстановке;
- при дружеских отношениях;
- по отношению к равному или младшему
- по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;
- в официальной обстановке;
- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;
- по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)
Слайд №11
VII.Тренировочные упражнения.
Прочитайте примеры и обратите внимание, в каком числе ( единственном или множественном) ставятся глагол, полное и краткое прилагательное.
Вы __________________ мне взять книгу? (употребите глагол разрешить во мн.ч.)
Вы очень ________________ всеми. (употребите прилагательное любимый в кр. ф.мн.ч.)
Приятно, что Вы, Танечка, _______________. ( употребите прилагательное вежливый в ед.ч. полн. прил.) (слайд № )
Вы разрешите (глагол мн.ч.) мне взять книгу?
Вы очень любимы (кр.пр. мн. ч.) всеми.
Приятно, что Вы, Танечка, вежливая (ед.ч. полное прил.)
Вежливое Вы требует мн. числа глагола
мн. числа краткого прилагательного
ед. числа полного прилагательного (слайд № 12)
VIII.Физкультминутка.
IХ. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
1.Тренажер. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.5 класс).
Укажите, как пишутся местоимения в следующих примерах:
Негде отдохнуть, не у кого спросить, вечером некуда пойти, какой-нибудь прохожий, нигде не видно, стул негде поставить, я никуда не выходил, никогда не забуду.
1. Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями. – Кто сегодня опоздал? ( Никто). – Какой пример тебя затруднил? (Никакой). – Чей ответ был плохим? (Ничей). – Кого винить, если сам виноват? (Некого). – Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).
2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.
- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).
- Как вы справляетесь с домашними заданиями?
- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).
- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).
ХI.Тест. (устный опрос) (слайд №13)
В предложениях допущены речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений. 1). Исправьте:
Ихние тетради лежали на столе. (их) (слайд № 14)
Говорите: их (не «ихний»!) (слайд №15)
2).Исправьте:
Мы ничего не знали о этой истории.
Об этом – о том (слайд №15 )
Об этой – о той
Об этих – о тех
3). Объясните разницу в значении местоимения его:
его подвиг (чей? – притяж., определение)
наградили его (кого? – личн., дополнение) (слайд №17 )
Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её,их.
Личное местоимение
Притяжательное местоимение
- отвечает на вопросы косвенных падежей
- в предложении является дополнением
- после предлога пишется начальная буква Н
- отвечает на вопросы чей?, чья?,чьё?, чьи?
- в предложении является определением
- после предлога начальной буквы Н нет
4).Исправьте:
Мы решили пойти к ему в гости. (к нему – личн. 3л.)
5) В каком случае нет грамматической ошибки. (слайд № 20)
а) у ей (у нее)
б) тоскуешь по нам (по нас)
в) об этом доме
ХII.Творческое задание.
- Ребята, назовите определительные местоимения, которые близки по значению, но выражают различные смысловые оттенки. (всякий, любой, каждый)
Ребята! ____________ из вас после окончания школы может выбрать профессию. Нужно только помнить, что _______________ работа требует упорства, и учиться уже в школе преодолевать ______________ трудности.
Придумать рекламу местоимения
Образец: «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь» (слайд №23)
ХIII. Итог.
– Что было для вас интересно?
– Каким творчеством мы занимались сегодня?
– Чему вы научились?
– Что вы узнали на уроке?
Вывод: Эти разнообразные по значению слова достойны того, чтобы их считали самостоятельной частью речи. Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них. (слайд № 25)
ХIV.Домашнее задание (по выбору): (слайд № 24)
1. Написать благодарственное письмо местоимению.
2. Дополнить высказывание, определить разряд и падеж местоимения:
... дан во владение ... богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Всегда ли ... обращаемся с ... языком так, как ... ... заслуживает?
По отношению ... человека к ...языку можно совершенно точно судить не только о ... культурном уровне, но и о ... гражданской ценности. К. Паустовский
(Слова для справки: нам, самый, мы, этим, он, того, каждого, своему, его)
Используемая литература:
Русский язык: учебник для 6кл. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение,2009
Уроки русского языка в 6кл. Г.А.Богданова. – М.: 2005
Журналы «Русский язык в школе»
Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-7 классов/ И.И.Постников и др. – М.: Просвещение, 2007
Интернет-ресурсы
Данный урок, урок-закрепление и обобщение, основная цель - проверить насколько качественно обучающиеся выполняют основные виды лингвистических работ, предусмотренных в программе по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова для 6 класса.
По форме работы урок комбинированный, т.к. использовались фронтальный опрос, коллективная и индивидуальная работа, взаимопроверка, тренажер; по организации использована нестандартная игровая форма, которая помогла активно привлечь внимание обучающихся к теме, вызвать познавательный интерес к русскому языку.