kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Суффиксы в различных частях речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является ознокомительным для пятиклассников. Они узнают о роли суффикса как словообразовательной и формообразующей морфемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Суффиксы в различных частях речи"»

Тема: Суффикс.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализация зхнаний.


Языковая разминка:

Нам даны слова, необходимо распределить их по двум колонкам, в зависимости от их состава.

Домом, проход, зажимы, трава, стол, подъезд, весна, стульчик.

Домом, трава, стол, весна

проход, зажимы, подъезд


-Какое слово оказалось лишним?



Стульчик.


Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, графический образец), соотносить информацию, представленную в разных формах.


2.Анализировать, синтезировать, делать выводы.


Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Постановка проблемного вопроса урока.


Почему мы не записали это слово в первую колонку? (В нём есть суффикс)

– Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что такое суффикс, зачем он нужен и что обозначает?)

Что мы должны сделать, чтобы ответить на него?

  1. сравнить суффикс с другими морфемами;

  2. выяснить, зачем нужны суффиксы и что они обозначают;

  3. познакомиться с теоретическим материалом учебника.


- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Суффикс.



Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.



IV. Открытие новых знаний.


1. Побуждающий к решению проблемы диалог.

Актуализация изученного.

-С какими морфемами мы с вами уже познакомились?

(окончание, корень, приставка)

- Что вы можете сказать об этих частях слова? (короткий фронтальный опрос)

- Что уже знаете о суффиксе? (значимая часть слова, которая стоит после корня, графически обозначается ˄)

- Давайте понаблюдаем, какую функцию в слове выполняет суффикс.


Задание: от каких слов, при помощи какой морфемы образовались данные слова.

Ноготок-ноготь; ягодка – ягода, фигурист – фигура, строитель – строить, сибиряк – Сибирь.


- Сделайте вывод, для чего в слове нужен суффикс? ( с его помощью образуются новые слова). Т.о., суффикс - это какая морфема? (словообразовательная).

-У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию (приставка)

- Что общего в значении слов: ноготок, ягодка?

(они имеют значение "МАЛЕНЬКИЙ")

- Что придает им такое значение? (суффиксы)

- Дополните вывод, какую еще функцию выполняют суффиксы? (привносят в слова дополнительные значения).

2. - Продолжаем наблюдение дальше.

ДУМАЮ

Разберите глагол по составу. Поставьте его в нач. форму и в форму прош. времени м.р. Выделите суффиксы.

ДУМАЮ-ДУМАТЬ-ДУМАЛ

- Изменили ли данные суффиксы лексическое значение данного слова? (нет, изменилась только форма)

- Следовательно, какую еще функцию могут выполнять суффиксы в слове? (формообразовательную).

-Какая ещё морфема выполняет такую функцию? (окончание).

3. Чтение § учебника "Теория" стр. 53-54.

– Проверьте свои выводы.


Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (составлять графическую модель).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

3.Владеть приёмами изучающего чтения.


Личностные результаты

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.



V. Развитие орфографических и речевых умений.



Ну а теперь пришло время закрепить полученные знания.


Распределите слова по группам в зависимости от значения, которое придает слову суффикс, выделите изучаемую морфему.


Заучить, гармонист, доченька, подводник, летчик, рассказали, украинец, смотрела, синеватый, снежок, догонять.


Образование нового слова

Предание дополнительных оттенков слову

Образование новых форм слова

гармонист, подводник, летчик, украинец.



доченька,синеватый,снежок.

заучить,рассказали, смотрела,догонять.



С этим заданием мы справились, приступим к следующему. У вас на столах лежат карточки с заданиями, каждый из вас за сегодняшний урок получит оценку, а вот какую зависит от вас самих.


Задание 1.

Найдите суффиксы в словах, предварительно выделив все изученные морфемы.


Рыжик, соломинка, игрушка, ягодный,


беленький, тягучий, сырный.


Задание 2.

Образуйте от слов: стакан, корова, Сергей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. От слов: гитара, водить, трактор - существительные, обозначающие профессию человека. Выделите суффиксы.

Задание 3.

Замените данные определения одним словом. Выделите суффикс. С одним из слов составьте предложение и выполните его синтаксический разбор.

1. Спортсмен с винтовкой, стреляющий по мишеням. (Биатлонист).

2. Обучающийся школы. (Школьник)

3. Водитель грузового автомобиля, выполняющий рейсы на дальние расстояния. (Дальнобойщик)



Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (правило в алгоритм).

Регулятивные УУД

  1. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.



VI. Итог урока.

Рефлексия.


Суффиксы служат для:

-образования новых слов; Пермь - пермяк

- образования форм слова; читают-читать-читали

- придания дополнительных оттенков значения слову. Корова -коровушка.





Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.


ТОУУ


VII. Домашнее задание.


§ 46 упр. 527








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Суффиксы в различных частях речи"

Автор: Ревнивцева Ольга Александровна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(72) "plan-konspiekt-uroka-pravopisaniie-n-i-nn-v-razlichnykh-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "144001"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418642107"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "124353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687811"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "План- конспект урока литературы "Идея сказки и  поэтичность ее стиля" по произведению О.Уайльда "
    ["seo_title"] => string(101) "plan-konspiekt-uroka-litieratury-idieia-skazki-i-poetichnost-ieie-stilia-po-proizviedieniiu-o-uail-da"
    ["file_id"] => string(6) "133346"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416498028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства