II. Актуализация зхнаний. | Языковая разминка: Нам даны слова, необходимо распределить их по двум колонкам, в зависимости от их состава. Домом, проход, зажимы, трава, стол, подъезд, весна, стульчик. | | Домом, трава, стол, весна | проход, зажимы, подъезд | -Какое слово оказалось лишним? Стульчик. | Познавательные УУД 1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, графический образец), соотносить информацию, представленную в разных формах. 2.Анализировать, синтезировать, делать выводы. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Почему мы не записали это слово в первую колонку? (В нём есть суффикс) – Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что такое суффикс, зачем он нужен и что обозначает?) Что мы должны сделать, чтобы ответить на него? сравнить суффикс с другими морфемами; выяснить, зачем нужны суффиксы и что они обозначают; познакомиться с теоретическим материалом учебника. - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Суффикс. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Побуждающий к решению проблемы диалог. Актуализация изученного. -С какими морфемами мы с вами уже познакомились? (окончание, корень, приставка) - Что вы можете сказать об этих частях слова? (короткий фронтальный опрос) - Что уже знаете о суффиксе? (значимая часть слова, которая стоит после корня, графически обозначается ˄) - Давайте понаблюдаем, какую функцию в слове выполняет суффикс. Задание: от каких слов, при помощи какой морфемы образовались данные слова. Ноготок-ноготь; ягодка – ягода, фигурист – фигура, строитель – строить, сибиряк – Сибирь. - Сделайте вывод, для чего в слове нужен суффикс? ( с его помощью образуются новые слова). Т.о., суффикс - это какая морфема? (словообразовательная). -У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию (приставка) - Что общего в значении слов: ноготок, ягодка? (они имеют значение "МАЛЕНЬКИЙ") - Что придает им такое значение? (суффиксы) - Дополните вывод, какую еще функцию выполняют суффиксы? (привносят в слова дополнительные значения). 2. - Продолжаем наблюдение дальше. ДУМАЮ Разберите глагол по составу. Поставьте его в нач. форму и в форму прош. времени м.р. Выделите суффиксы. ДУМАЮ-ДУМАТЬ-ДУМАЛ - Изменили ли данные суффиксы лексическое значение данного слова? (нет, изменилась только форма) - Следовательно, какую еще функцию могут выполнять суффиксы в слове? (формообразовательную). -Какая ещё морфема выполняет такую функцию? (окончание). 3. Чтение § учебника "Теория" стр. 53-54. – Проверьте свои выводы. | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, преобразовывать информацию (составлять графическую модель). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 3.Владеть приёмами изучающего чтения. Личностные результаты Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. |
V. Развитие орфографических и речевых умений. | Ну а теперь пришло время закрепить полученные знания. Распределите слова по группам в зависимости от значения, которое придает слову суффикс, выделите изучаемую морфему. Заучить, гармонист, доченька, подводник, летчик, рассказали, украинец, смотрела, синеватый, снежок, догонять. Образование нового слова | Предание дополнительных оттенков слову | Образование новых форм слова | гармонист, подводник, летчик, украинец. | доченька,синеватый,снежок. | заучить,рассказали, смотрела,догонять. | С этим заданием мы справились, приступим к следующему. У вас на столах лежат карточки с заданиями, каждый из вас за сегодняшний урок получит оценку, а вот какую зависит от вас самих. Задание 1. Найдите суффиксы в словах, предварительно выделив все изученные морфемы. Рыжик, соломинка, игрушка, ягодный, беленький, тягучий, сырный. Задание 2. Образуйте от слов: стакан, корова, Сергей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. От слов: гитара, водить, трактор - существительные, обозначающие профессию человека. Выделите суффиксы. Задание 3. Замените данные определения одним словом. Выделите суффикс. С одним из слов составьте предложение и выполните его синтаксический разбор. 1. Спортсмен с винтовкой, стреляющий по мишеням. (Биатлонист). 2. Обучающийся школы. (Школьник) 3. Водитель грузового автомобиля, выполняющий рейсы на дальние расстояния. (Дальнобойщик) | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (правило в алгоритм). Регулятивные УУД Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |