Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Стили речи»
Тема урока. Стили речи
Тип урока. Урок объяснения нового материала
Цель урока: начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи
Задачи урока:
Предметные: иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Оборудование: интерактивная доска, учебник.
ХОД УРОКА
Оргмомент (1 мин.)
Проверка домашнего задания (5 мин.)
Упр.7
Актуализация опорных знаний (4 мин.)
С какими текстами вы познакомились на прошлом уроке?
О чём они были? отличались, кроме содержания? (Набором слов, построением предложений, наличием или отсутствием образности)
Мотивация учебной деятельности
Ребята, когда мы с вами общаемся, то выбираем из словарного запаса подходящие, к речевой ситуации слова, фразы. Представьте такую ситуацию. Ученик пишет объяснительную записку директору по поводу опоздания в школу.
Несравненная Мария Ивановна! Я очень люблю рассматривать витрины поэтому сегодня остановился у магазина с игрушками. Там было столько интересных самолётов на управлении, что я не заметил, как пролетело простите меня за опоздание. Уважающий Вас Вася.
Как вы считаете, примет директор такую объяснительную записку? Почему? Объяснительную записку пишут по определённым правилам.)
V.Постановка целей и задач
VI. Работа над темой урока
Слово учителя
Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. Один конец стержня — «стиль» - был заострённым, им писали (на сырых глиняных дощечках, на бересте); другим — в виде лопаточки — написанное. Происхождение слова стиль тесно связано: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Наука найти лучший вариант выражения мыслей в определённой ситуации.
Ознакомление с материалом учебника
Используя учебник, закончите заполнение таблицы.
О каких стилях речи вы не смогли найти информацию?
Допишите сведения об этих стилях.
Стили русского литературного языка
Сферы общения
Стиль
Общение людей в быту
Разговорный
Общение граждан в учреждении
Официально-деловой
Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)
Публицистический
Научная деятельность (научные статьи, работы)
Научный
В художественных произведениях
Художественный
Обратимся к упражнению 15.
Распознавание стилей речи.
1. Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)
2.Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам
с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря -научный.)
3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву? Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить? Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова (Художественный.)
3. Разговорный стиль
Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»
- Определите стиль речи (разговорный стиль).
- Где употребляется данный стиль? (в жизни, в бытовом общении)
С какой целью употребляется данный стиль речи? (люди делятся своими мыслями и чувствами)
- Какие слова, помогают нам понять, что это разговорный стиль речи?
В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем. В современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.
Пришло письмишко мне.
Гляжу - из лагеря, от Мишки.
«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить
- Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко»?
- Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.(Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь).
4.Научный стиль
Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья.
Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -…
5. Официально – деловой стиль
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.
VII. Физкультминутка (2 мин.)
Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения.
Раз - подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
VIII. Рефлексия и выставление оценок
- Для чего нужно знать и уметь разграничивать стили речи?
- Что произойдет, если они смешиваются в нашей речи?
Что нового узнали на уроке?
- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
IX. Домашнее задание (2 мин.)
§5 (читать). Упр. 16 (устно). Подобрать небольшие тексты разных стилей