kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку 5 класс. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Стили речи»



Тема урока. Стили речи

Тип урока. Урок объяснения нового материала

Цель урока: начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи

Задачи урока:

Предметные: иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, худо­жественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование: интерактивная доска, учебник.


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (1 мин.)


  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Упр.7


  1. Актуализация опорных знаний (4 мин.)

С какими текстами вы познакомились на прошлом уроке?

О чём они были? отличались, кроме содержания? (Набором слов, построением предложений, наличием или отсутствием образности)

  1. Мотивация учебной деятельности

Ребята, когда мы с вами общаемся, то выбираем из словарного запаса подходящие, к речевой ситуации слова, фразы. Представьте такую ситуацию. Ученик пишет объяснительную записку директору по поводу опоздания в школу.

Несравненная Мария Ивановна! Я очень люблю рассматривать витрины поэтому сегодня остановился у магазина с игрушками. Там было столько интересных самолётов на управлении, что я не заметил, как пролетело простите меня за опоздание. Уважающий Вас Вася.

Как вы считаете, примет директор такую объяснительную записку? Почему? Объяснительную записку пишут по определённым правилам.)

V.Постановка целей и задач

VI. Работа над темой урока

  1. Слово учителя

Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. Один конец стержня — «стиль» - был заострённым, им писали (на сырых глиняных дощечках, на бересте); другим — в виде лопаточки — написанное. Происхождение слова стиль тесно связано: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Наука найти лучший вариант выражения мыслей в определённой ситуации.

  1. Ознакомление с материалом учебника

Используя учебник, закончите заполнение таблицы.

О каких стилях речи вы не смогли найти информацию?

Допишите сведения об этих стилях.

Стили русского литературного языка


Сферы общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический

Научная деятельность (научные ста­тьи, работы)

Научный

В художественных произведениях

Художественный

Обратимся к упражнению 15.

Распознавание стилей речи.

1. Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны
два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить,
но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разго­ворный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам

с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря -научный.)

3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый
Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?
Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?
Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова (Художественный.)

3. Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

- Определите стиль речи (разговорный стиль).

- Где употребляется данный стиль? (в жизни, в бытовом общении)

С какой целью употребляется данный стиль речи? (люди делятся своими мыслями и чувствами)

- Какие слова, помогают нам понять, что это разговорный стиль речи?

В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем. В современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.

Пришло письмишко мне.

Гляжу - из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить

- Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко»?

- Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.(Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь).



4.Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -…

5. Официально – деловой стиль

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.


VII. Физкультминутка (2 мин.)

Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения.


Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть


VIII. Рефлексия и выставление оценок

- Для чего нужно знать и уметь разграничивать стили речи?

- Что произойдет, если они смешиваются в нашей речи?

Что нового узнали на уроке?

- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

IX. Домашнее задание (2 мин.)

§5 (читать). Упр. 16 (устно). Подобрать небольшие тексты разных стилей

(письменно)

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока. Стили речи

Автор: Шиндина Анастасия Николаевна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока "Стили речи" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-stili-riechi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "217050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433227529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета."
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-v-4-klassie-po-tiemie-publitsistichieskii-stil-gazieta"
    ["file_id"] => string(6) "326712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463299279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokarazvitiiariechipodghotovkaksochinieniiumoioliubimoiezhivotnoie"
    ["file_id"] => string(6) "296429"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455993375"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать""
    ["seo_title"] => string(66) "urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie-poviestvovat-znachit-rasskazyvat"
    ["file_id"] => string(6) "276413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452711848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства