Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное"
Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное"
Цели:
• формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";
• расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
• закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Ходурока
1. Организационныймомент (звучит музыка). Сообщение темы и целей урока, запись даты и темы. Слайд № 1
2. Объяснениеновогоматериала. Слайд № 2
3. Повторение. Слайд № 4 - 7
• Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение).
• Что такое описание?( описание - это тип речи, основа которого перечень признаков
предмета, явления).
• Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка).
• Какие вы знаете стили речи?
4. Сравнимдватекста. Слайд № 8
- Определите задачи художественного стиля. Слайд № 9
Учащиеся по одному выходят к доске, берут по одной карточке, читают загадку, отгадывают и отгадку (название животного) записывают на доске, подчеркнув буквы - орфограммы, объясняя орфограмму. Выберите со стола этого животного.
Любит играть в мяч; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке;
катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя
вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и
бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего
хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку.
формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";
расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Ходурока
Организационныймомент(звучит музыка). Сообщение темы и целей урока, запись даты и темы. Слайд № 1
Объяснениеновогоматериала. Слайд № 2
• расшифровка темы урока
Какое слово главное в названии? (Любимая)
Что означает это слово? Обратимся к словарю. (Любимый - пользующийся наибольшей любовью)
Подберите синонимы к этому слову. (Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный.)
Какие чувства, эмоции несет это слово? ( Положительные, позитивные)
А слово "моя" о чем говорит? (О личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, проявляться эмоции и чувства владельца).
3. Повторение. Слайд № 4 - 7
• Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение).
• Что такое описание?( описание - это тип речи, основа которого перечень признаков
предмета, явления).
• Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка).
• Какие вы знаете стили речи?
4. Сравнимдватекста. Слайд № 8
Щенок-детёныш собаки, а также лисы, волчицы, норки, соболя.
Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета, лишь животик беленький. Из-под шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок очень симпатичный. Так и хочется с ним поиграть!
Какой текст соответствует нашей теме и почему? (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор о щенке вообще, а не о любимом животном, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.к. есть описание и оценка животного).
В каком стиле должно быть наше сочинение?
Определите задачи художественного стиля. Слайд № 9
Учащиеся по одному выходят к доске, берут по одной карточке, читают загадку, отгадывают и отгадку (название животного) записывают на доске, подчеркнув буквы - орфограммы, объясняя орфограмму. Выберите со стола этого животного.
Загадки:
На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк).
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода
- А вот ещё на столе, ребята, у меня осталась одна загадка, давайте её отгадаем и этого животного мы вместе опишем: Надвореморозтрещит, Под сугробомшубаспитБеззаботнодовесныИомёдевидитсны. Стоит солнышкупригреть- Ипробудится... (Медведь).
- 1 учащийся выходит к доске и записывает слово на доске, подчеркнув орфограмму, объяснив её.
1) У вас на столах лежат листики, возьмите лист № 1, по табличке выберите и запишите те слова, которые подходят для описания медведя. (2 минуты). Проверяем.
2) А для того, чтобы у вас получился рассказ, вы должны свои мысли разместить по плану. Он напечатан у вас на листе №3. Там же размещены опорные фразы (клише), которые помогут вам в сочинении.
Работа над планом сочинения. Первый пункт плана какой? Как вы начнёте своё сочинение? Где это возьмёте? Дальше о чём будете писать? Где возьмёте подсказки, если встретите затруднения в работе? Какие словосочетания помогут вам выразить своё отношение к животному?
3) А нам же надо ещё озаглавить своё сочинение. Давайте подберём название сочинению на листе №2. Обратите внимание, ребята, на то, что эти слова- названия пишутся через дефис (чёрточку). Но вы, ребята, можете выбрать и своё название, подумайте.
А теперь письменно по плану описать медведя. Проверяем: 1 читает, остальные слушают и дополняют, исправляя неточности (особенно обратить внимание на синонимы, чтобы не было повторяющихся слов).
8.Физкультминутка (проводитподготовленныйученик).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо - влево).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают - разжимают
пальцы).
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Скачут).
Любит играть в мяч; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке; катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку.
Презентацияученицы (образецсочинения).
Чтениепамяткисочинителю. Слайд № 30
1.Выберите для описания то, что хорошо знаете.
2.Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.
3.Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.
4.Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.
5.Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?
6.Описание животного выполните в художественном стиле (определите основную мысль описания, скажи сначала что-то обобщающее о животном, например, о впечатлении, которое оно производит, а потом уж о тех отдельных приметах, которые раскрывают основную мысль.