kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

•      формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";

•      расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;

•      закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока

1.   Организационный момент (звучит музыка). Сообщение темы и целей урока, запись даты и темы. Слайд № 1

2.   Объяснение нового материала. Слайд № 2

3. Повторение. Слайд № 4 - 7

•   Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение).

        •  Что такое описание?( описание - это тип речи, основа которого перечень признаков

            предмета, явления).

        •  Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка).

        •  Какие вы знаете стили речи?

4.  Сравним два текста. Слайд № 8

-  Определите задачи художественного стиля. Слайд № 9

5. Работа с текстом. (Описание петуха). Слайд № 10 - 12

6.      Заочная экскурсия в удивительный мир природы. Слайд № 13 - 20

7.      Словарная работа. Слайд № 22 - 24

Учащиеся по одному выходят к доске, берут по одной карточке, читают загадку, отгадывают и отгадку (название животного) записывают на доске, подчеркнув буквы - орфограммы, объясняя орфограмму. Выберите со стола этого животного.

Загадки:

8. Коллективная работа над описанием медведя. Слайд № 24 - 25

8.   Физкультминутка (проводит подготовленный ученик).

9.    Тест «Укажите лишнюю фразу». Слайд № 26

10.    Проблемная ситуация «Пропала собака».  Слайд № 27 - 28

Любит играть в мяч; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке;
катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя
вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и
бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего
хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку.

11.         Презентация ученицы (образец сочинения).

12.         Чтение памятки сочинителю.  Слайд № 30

13. Составление плана сочинения.

План сочинения.   

  I.  Вступление. Животное.

II.  Главная часть. Описание животного.

1.    Внешний вид животного: размер, окрас, величина туловища, хвост, глаза, лапы.

2.    Характер, повадки.

3.    Места обитания.

4.    Как добывают пищу (Чем питаются).

III.   Заключение. Моё отношение к этому животному.

14. Итог урока. Слайд № 31

15. Домашнее  задание. Слайд № 32

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное"»

Урок русского языка в 5 классе (урок развития речи)

«Подготовка к сочинению-описанию «Моё любимое животное»

Цели:

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";

  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;

  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока

  1. Организационный момент (звучит музыка). Сообщение темы и целей урока, запись даты и темы. Слайд № 1

  2. Объяснение нового материала. Слайд № 2

• расшифровка темы урока

  • Какое слово главное в названии? (Любимая)

  • Что означает это слово? Обратимся к словарю. (Любимый - пользующийся наибольшей любовью)

  • Подберите синонимы к этому слову. (Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный.)

  • Какие чувства, эмоции несет это слово? ( Положительные, позитивные)

  • А слово "моя" о чем говорит? (О личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, проявляться эмоции и чувства владельца).

3. Повторение. Слайд № 4 - 7

• Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение).

• Что такое описание?( описание - это тип речи, основа которого перечень признаков

предмета, явления).

• Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка).

• Какие вы знаете стили речи?

4. Сравним два текста. Слайд № 8

Щенок-детёныш собаки, а также лисы, волчицы, норки, соболя.


Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета, лишь животик беленький. Из-под шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок очень симпатичный. Так и хочется с ним поиграть!

  • Какой текст соответствует нашей теме и почему? (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор о щенке вообще, а не о любимом животном, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.к. есть описание и оценка животного).

  • В каком стиле должно быть наше сочинение?

  • Определите задачи художественного стиля. Слайд № 9

5. Работа с текстом. (Описание петуха). Слайд № 10 - 12

  • Понравилось ли вам описание?

  • Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему?

(Писатель смог подметить у петуха детали, отличающие его от других: огненное ожерелье на шее, в хвосте серпообразные перья. И манера ходить у него особая, словно на параде. Так и видишь этого гордо шагающего петуха.)

-Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ?

-К какому стилю отнесём этот текст? По каким признакам?

(Текст художественного стиля, в котором используются различные языковые средства выразительности.)

-Давайте найдём их. (Огненное ожерелье, серпообразные перья, отливающей бронзой грудью - это метафора, пышный хвост - эпитет, будто на параде - сравнение. С их помощью описание становится выразительным и красочным.)

-Все ли части описания присутствуют в этом тексте? (Есть представление (Петух был...). Есть его описание.

- Выражено ли авторское отношение?

(Оно скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им.)

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорам».

(По Н.Носову.)

  1. Заочная экскурсия в удивительный мир природы. Слайд № 13 - 20

  2. Словарная работа. Слайд № 22 - 24

Учащиеся по одному выходят к доске, берут по одной карточке, читают загадку, отгадывают и отгадку (название животного) записывают на доске, подчеркнув буквы - орфограммы, объясняя орфограмму. Выберите со стола этого животного.

Загадки:

  1. На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк).

  2. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода

- кора. (Заяц).

3. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост- краса. Кто это? (Лиса).

4. На завтрак, на обед и ужин мне с малолетства хлеб не нужен.
Предпочитаю мошкару: Без мошек с голоду помру.

По нраву мне на них охота. Мой дом родительский - болото. (Лягушка).

5. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь).

- А вот ещё на столе, ребята, у меня осталась одна загадка, давайте её
отгадаем и этого животного мы вместе опишем: На дворе мороз трещит, Под
сугробом шуба спит Беззаботно до весны И о мёде видит сны. Стоит
солнышку
пригреть- И пробудится ... (Медведь).

- 1 учащийся выходит к доске и записывает слово на доске, подчеркнув
орфограмму, объяснив её.

8. Коллективная работа над описанием медведя. Слайд № 24 - 25

1) У вас на столах лежат листики, возьмите лист № 1, по табличке выберите и
запишите те слова, которые подходят для описания медведя. (2 минуты).
Проверяем.

2) А для того, чтобы у вас получился рассказ, вы должны свои мысли
разместить по плану. Он напечатан у вас на листе №3. Там же размещены
опорные фразы (клише), которые помогут вам в сочинении.

Работа над планом сочинения. Первый пункт плана какой? Как вы начнёте своё сочинение? Где это возьмёте? Дальше о чём будете писать? Где возьмёте подсказки, если встретите затруднения в работе? Какие словосочетания помогут вам выразить своё отношение к животному?

3) А нам же надо ещё озаглавить своё сочинение. Давайте подберём название
сочинению на листе №2. Обратите внимание, ребята, на то, что эти слова-
названия пишутся через дефис (чёрточку). Но вы, ребята, можете выбрать и
своё название, подумайте.

А теперь письменно по плану описать медведя. Проверяем: 1 читает, остальные слушают и дополняют, исправляя неточности (особенно обратить внимание на синонимы, чтобы не было повторяющихся слов).

8. Физкультминутка (проводит подготовленный ученик).

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо - влево).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают - разжимают

пальцы).

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Скачут).

Кто - то зайку напугал -

Зайка - прыг- и убежал. (Садятся).

9. Тест «Укажите лишнюю фразу». Слайд № 26

10. Проблемная ситуация «Пропала собака». Слайд № 27 - 28

Любит играть в мяч; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке;
катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя
вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и
бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего
хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку.

  1. Презентация ученицы (образец сочинения).

  2. Чтение памятки сочинителю. Слайд № 30

1.Выберите для описания то, что хорошо знаете.

2.Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.

3.Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.

4.Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.

5.Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?

6.Описание животного выполните в художественном стиле (определите основную мысль описания, скажи сначала что-то обобщающее о животном, например, о впечатлении, которое оно производит, а потом уж о тех отдельных приметах, которые раскрывают основную мысль.

13. Составление плана сочинения.

План сочинения.

I. Вступление. Животное.

II. Главная часть. Описание животного.

  1. Внешний вид животного: размер, окрас, величина туловища, хвост, глаза, лапы.

  2. Характер, повадки.

  3. Места обитания.

  4. Как добывают пищу (Чем питаются).

III. Заключение. Моё отношение к этому животному.

14. Итог урока. Слайд № 31

15. Домашнее задание. Слайд № 32





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока развития речи "Подготовка к сочинению "Моё любимое животное"

Автор: Носенко Лариса

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296429


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства