деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки, навыков работы с толковым словарем;
содержательная: осознание и осмысление учебной информации о слове и его лексическом значении, пополнение словарного запаса обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Слово и его лексическое значение»
Тема. Слово и его лексическое значение
Класс: 5
Предмет: русский язык
Цели:
деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки, навыков работы с толковым словарем;
содержательная: осознание и осмысление учебной информации о слове и его лексическом значении, пополнение словарного запаса обучающихся.
Планируемые результаты:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков;
метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; строить речевое высказывание; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группах, находить общие решения;
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; уметь определять лексическое значение слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Сценарий урока.
Мотивационно - ориентационный этап.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Списать загадки, отгадать их, вставить пропущенные буквы и знаки препинания (взаимопроверка).
Летним утром блестит на тр…винке
На цв…тах на л…стах на былинке.
Со..нце выйдет – алмазом св..ркнет
А потом до утра проп…дет. (Роса)
Походил в лесу немно…ко
погл…дел в свое лукошко.
К шля…ке бронзовой прилип
мурав…ишка. Вкусен ….?(Гриб)
2. Вопросы к обучающимся.
- Какие разделы науки о языке, которые мы изучали, вам пришлось вспомнить, чтобы выполнить предыдущее задание?
- Вспомните, что является предметом изучения в каждом из этих разделов? Ответ начинайте словами «Я знаю, что……»
III. Формулирование проблемы (основного вопроса урока).
- Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке. О нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Первая подсказка.
- Прочитайте стихотворение Якова Козловского «Слова умеют плакать и смеяться», определите его тему. (Это стихотворение о словах).
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Вторая подсказка.
- Решите лингвистическую задачу. Прочитайте пары слов. Почему в корне они имеют разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (От лексического значения слова).
Посветить посвятить
Примерить примирить
Поласкать полоскать
- Какова тема нашего урока? ( Слово и его лексическое значение).
- Какие цели мы поставим перед собой?
Узнать, что такое «слово», лексическое значение слова.
Выяснить, есть ли у слова, помимо лексического, еще какое-либо значение.
Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением словарного состава языка.
Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
IV. Открытие нового знания.
1. Обращение к теоретическому материалу учебника. Использование приема «Инсерт». Записать слова, которые сегодня на уроке будут ключевыми. Дать определение каждому понятию.
Слово
Лексика
Лексикология
Лексическое значение слова
Грамматическое значение слова
2.Составление таблицы (работа в парах).
Слово = лексическое значение + грамматическое значение
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Чудный остров навещу, у Гвидона погощу. (А.С. Пушкин)
Часть суши, окруженная со всех сторон водой.
Имя существительное 2-го склонения, мужского рода, в винительном падеже, в единственном числе.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.(А.С.Пушкин)
Ярко светиться, сверкать.
Глагол в настоящем времени, во множественном числе.
Работа с текстом.
- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав текст.
«Словарь великого английского драматурга В. Шекспира, по подсчетам исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - так писали Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «12 стульев».
В русском языке около 500 тысяч слов. Все слова помещены в словари. Крупнейшим словарем русского языка можно считать «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля, который насчитывает около 200 тысяч слов.
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?
- Сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов, человек с высшим образованием знает порядка 8000 слов, словарный запас А.С. Пушкина – 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 356 тысяч!)
- Что же нужно делать, чтобы не быть похожим на Эллочку Щукину – героиню романа «12 стульев» , словарный запас которой ограничивался 30 словами.
V. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи.
1. Списать пословицы, вставив пропущенные буквы. Определить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Слово не стр..ла, а пуще стр..лы разит.
От одного слова – да навек ссора.
Малое слово б…льшую обиду творит.
- Испытывали ли вы затруднение при определении лексического значения выделенных слов?
- К какому словарю необходимо обратиться, если возникают трудности при определении лексического значения слова? ( Ознакомление обучающихся со структурой толкового словаря).
2. Кроссвордный диктант. По лексическому значению определить слово и записать его (взаимопроверка).
Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай).
Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац).
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг).
Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата).
Круглая площадка в цирке. (Арена).
VI. Самостоятельная работа.
Проведем небольшой эксперимент. Представьте, что вы составители словарей. Выберите любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Составьте словарные статьи к этим словам и представьте свой маленький толковый словарь.
VII. Подведение итогов. Составить кластер по теме урока.
VIII. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я научился ….
- Своей работой на уроке я …..
- Урок заставил меня задуматься….
- Особенно мне удалось …..
- На уроке я понял, что ….
- Мне было интересно, потому что….
- Мне показалось важным…
IX. Домашнее задание. Выучить теоретический материал по теме « Слово и его лексическое значение»; пользуясь толковым словарем, составить кроссворд из 10-15 слов.