kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Слово и его лексическое значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

               деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки, навыков работы с толковым словарем;   

            содержательная: осознание и осмысление учебной информации о слове и его лексическом значении, пополнение словарного запаса обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Слово и его лексическое значение»

Тема. Слово и его лексическое значение

Класс: 5

Предмет: русский язык

Цели:

деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки, навыков работы с толковым словарем;

содержательная: осознание и осмысление учебной информации о слове и его лексическом значении, пополнение словарного запаса обучающихся.

Планируемые результаты:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков;

метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; строить речевое высказывание; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группах, находить общие решения;

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; уметь определять лексическое значение слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Сценарий урока.

  1. Мотивационно - ориентационный этап.

  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

  1. Списать загадки, отгадать их, вставить пропущенные буквы и знаки препинания (взаимопроверка).

Летним утром блестит на тр…винке

На цв…тах на л…стах на былинке.

Со..нце выйдет – алмазом св..ркнет

А потом до утра проп…дет. (Роса)



Походил в лесу немно…ко

погл…дел в свое лукошко.

К шля…ке бронзовой прилип

мурав…ишка. Вкусен ….?(Гриб)

2. Вопросы к обучающимся.

- Какие разделы науки о языке, которые мы изучали, вам пришлось вспомнить, чтобы выполнить предыдущее задание?

- Вспомните, что является предметом изучения в каждом из этих разделов? Ответ начинайте словами «Я знаю, что……»

III. Формулирование проблемы (основного вопроса урока).

- Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке. О нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Первая подсказка.

- Прочитайте стихотворение Якова Козловского «Слова умеют плакать и смеяться», определите его тему. (Это стихотворение о словах).

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Вторая подсказка.

- Решите лингвистическую задачу. Прочитайте пары слов. Почему в корне они имеют разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (От лексического значения слова).

Посветить посвятить

Примерить примирить

Поласкать полоскать

- Какова тема нашего урока? ( Слово и его лексическое значение).

- Какие цели мы поставим перед собой?

  • Узнать, что такое «слово», лексическое значение слова.

  • Выяснить, есть ли у слова, помимо лексического, еще какое-либо значение.

  • Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением словарного состава языка.

  • Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

IV. Открытие нового знания.

1. Обращение к теоретическому материалу учебника. Использование приема «Инсерт». Записать слова, которые сегодня на уроке будут ключевыми. Дать определение каждому понятию.

Слово

Лексика

Лексикология

Лексическое значение слова

Грамматическое значение слова

2.Составление таблицы (работа в парах).

Слово = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение


Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Чудный остров навещу, у Гвидона погощу. (А.С. Пушкин)

Часть суши, окруженная со всех сторон водой.

Имя существительное 2-го склонения, мужского рода, в винительном падеже, в единственном числе.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.(А.С.Пушкин)

Ярко светиться, сверкать.

Глагол в настоящем времени, во множественном числе.

  1. Работа с текстом.

- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав текст.

«Словарь великого английского драматурга В. Шекспира, по подсчетам исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - так писали Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «12 стульев».

В русском языке около 500 тысяч слов. Все слова помещены в словари. Крупнейшим словарем русского языка можно считать «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля, который насчитывает около 200 тысяч слов.

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?

- Сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов, человек с высшим образованием знает порядка 8000 слов, словарный запас А.С. Пушкина – 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 356 тысяч!)

- Что же нужно делать, чтобы не быть похожим на Эллочку Щукину – героиню романа «12 стульев» , словарный запас которой ограничивался 30 словами.

V. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи.

1. Списать пословицы, вставив пропущенные буквы. Определить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Слово не стр..ла, а пуще стр..лы разит.

От одного слова – да навек ссора.

Малое слово б…льшую обиду творит.

- Испытывали ли вы затруднение при определении лексического значения выделенных слов?

- К какому словарю необходимо обратиться, если возникают трудности при определении лексического значения слова? ( Ознакомление обучающихся со структурой толкового словаря).

2. Кроссвордный диктант. По лексическому значению определить слово и записать его (взаимопроверка).

Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай).

Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац).

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг).

Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата).

Круглая площадка в цирке. (Арена).

VI. Самостоятельная работа.

Проведем небольшой эксперимент. Представьте, что вы составители словарей. Выберите любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Составьте словарные статьи к этим словам и представьте свой маленький толковый словарь.

VII. Подведение итогов. Составить кластер по теме урока.

VIII. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я научился ….

- Своей работой на уроке я …..

- Урок заставил меня задуматься….

- Особенно мне удалось …..

- На уроке я понял, что ….

- Мне было интересно, потому что….

- Мне показалось важным…

IX. Домашнее задание. Выучить теоретический материал по теме « Слово и его лексическое значение»; пользуясь толковым словарем, составить кроссворд из 10-15 слов.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока Слово и его лексическое значение

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Лексическое значение слова""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykalieksichieskoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "321170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461234130"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока русского языка "Лексическое значение слова"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykalieksichieskoieznachieniieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "321174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461234922"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства