Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказуемое и его основные типы"»
Тема урока: Сказуемое и его основные типы
Цели:
Метапредметные.
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;
-осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;
-использовать схемы;
-извлекать информацию и структурировать её;
-сравнивать и оценивать информацию.
Регулятивные:
-осуществлять контроль по результату;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные:
-предлагать помощь и сотрудничество;
-строить монологическое высказывание;
-вести диалог, слушать собеседника;
-осуществлять взаимный контроль.
Планируемые личностные результаты:
-готовность и способность к саморазвитию;
-самооценка на основе критериев,
- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.
Предметные.
Расширить понятие о сказуемом, закрепить умение различать составное глагольное и составное именное сказуемое, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности.
Во время завоевательных походов в Малую Азию Александр Македонский дошёл до столицы Фригии Гордиона и остановился там на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на ее ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел», т.е. преодолеть трудности, решить задачу. А вы готовы к трудностям познания новой темы?
На столах у вас лежат верёвки с узелками. Это своеобразный «лист самооценки» За каждый правильный ответ вы развязываете 1 узел. В конце урока получает положительную оценку тот, у кого на верёвке останется мало узлов или не останется ничего.
2. Подготовка к изучению новой темы с элементами повторения
- Прочитайте эпиграф к уроку: «Отечества и дым нам сладок и приятен» Г.Р.Державин.
- Выделите логическим ударением ключевое слово высказывания.
- Правильно, как вы понимаете эти слова? (даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление)
- Подберите синонимы к слову «отечество» (отчизна, родина)
- Выделите ГО предложения. (Работа в парах)
- Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. (С Есенин)
- Сделайте то же самое в другом высказывании. Какой член предложения в них выражается разными способами?
3. Целеполагание.
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
- Правильно. Итак, тема урока: «Сказуемое и его основные типы»
- Сформулируйте цели с помощью глаголов. (Сегодня на уроке мы должны вспомнить, что такое сказуемое, узнать его основные типы и научиться различать их). Запишите дату и тему в тетрадях.
4. Изучение новой темы
- Молодцы, наша задача – провести небольшое исследование с целью выявления особенностей сказуемого. Работа в группах, на мой взгляд, нам это поможет осуществить. На слайде отображены вопросы для всех групп, номер на ваших столах – это номер вопроса, над которым вы будете работать. Откройте п. 169, стр. 215 Теории. После погружения в теоретический материал и ответа на свой вопрос вы внимательно слушаете ответы других групп и в рабочих листах представляете опорную схему по теме урока. Какая схема полнее раскроет вопрос, та и будет лучшей (Примеры придумайте сами по образцу из правила со словом Родина
(Работу в группах оценивают спикеры групп на оценочных листах.)
(слайд с вопросами):
1. Что обозначает сказуемое? Какие значения он совмещает?
2. На какие два вида делится сказуемое? Отчего возникают различия в значении сказуемого?
3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого? (ПГС) Как выражаются в нём лексическое (ЛЗ) и грамматическое (ГЗ) значения?
4.В чём отличие составного глагольного сказуемого? (СГС) Как в нём выражается основная часть?
5. Раскройте понятие «составное именное сказуемое».
(Один ученик из каждой группы выходит и отвечает на вопрос).
- Я даю вам ещё немного времени, чтобы вы представили целостную картину темы в опорной схеме, используя все термины и понятия.
Проектирование через документ-камеру работ, выбор правильной схемы.
-Чья схема построена правильно и полнее раскрывает сегодняшнюю тему? Сравните со слайдом. Спикеры, оцените работу членов группы.
5. Закрепление материала. (Работа у доски)
- Заново обратимся к нашим высказываниям. Какие типы сказуемых представлены?
2) Вспомните эпиграф и скажите, какой общей теме был посвящен наш разговор?
- Предлагаю вам поэтические тексты на эту тему.
- Выберите для себя понравившийся и определите в них тип сказуемого, ЛЗ и ГЗ.
Я воспитан природой суровой, 2. О Русь – малиновое поле
Мне довольно заметить у ног И синь, упавшая в реку,-
Одуванчика шарик пуховый, Люблю до радости и боли
Подорожника твёрдый клинок. Твою озёрную тоску.
(Н. Заболоцкий) (С. Есенин)
Есенинское небо над Россией 4. В государстве ромашек , у края,
Раскинулось, как голубой шатёр, Где ручей, задыхаясь, поёт,
А в поле василёк хрустально-синий Пролежал бы всю ночь до утра я
Ведёт с ромашкой звонкий разговор Запрокинув лицо в небосвод
(Т. Зубкова) (Н. Заболоцкий)
3). - Каждый человек по-своему любит Родину. «И дым Отечества сладок и приятен», а что приятно для поэтов? Много ли человеку нужно, чтобы любить Родину?
-Художники раскрывают эту любовь через картины, музыканты сочиняют целые произведения
6. Сочинение-миниатюра
- Напишите сочинение-миниатюру «Для меня Родина – это..», постарайтесь использовать все три типа сказуемых. (Не менее 3-х предложений).
-Чтение, анализ миниатюр
7. Рефлексия
Сегодня вы работали в мини-группах, и насколько понимали друг друга, были дружны, четко действовали и смогли применить свои знания, настолько успешны ваши результаты.
- Покажите результат вашей самооценки на уроке. У кого развязаны все узлы?
- Поднимите смайлики, которые соответствуют вашему настроению в конце урока.
Домашнее задание: п. 169, уметь рассказывать по опорной схеме, упр115.
Найдите в толковом словаре глагол быть. Выпишите из словарной статьи примеры, в которых этот глагол выражает и ЛЗ и ГЗ. Составьте предложения.