Организационный момент. Психологический настрой. | «Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению». «Покажи своё лицо» - Как много улыбок засветилось. Спасибо! Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок и помогает в трудную минуту. Начинаем урок русского языка. ( Слайд 1) Прочитайте слова на экране. ледяной кормушка снегопад холодный скользить - Какой темой можно объединить эти слова? ( Зима) - Почему сегодня выбрана такая тема? ( 1 декабря – 1 день зимы) - Сегодня мы встречаем зиму ( на экране зимний пейзаж и звучит отрывок из песни «Здравствуй, гостья-зима», слайд 2) | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. (Целеполагание) |
Актуализация знаний учащихся и подготовка к определению темы урока. | - А сейчас вновь обратите внимание на «зимние» слова. ледяной кормушка снегопад холодный скользить -Какая часть слова выделена? (корень) - Какая орфограмма отмечена в корне слова? (безударные гласные) - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (безударная гласная в корне слова) Слайд 4, название темы ( безударная гласная в корне слова) - Сегодня на уроке мы будем работать над орфограммами «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова». | Регулятивные: ставить учебную задачу, корректировать деятельность. Познавательные: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации |
Закрепление изученного материала. | Повторим алгоритм проверки безударной гласной (таблица) Алгоритм проверки безударной гласной в слове Для того чтобы проверить безударную гласную на письме, надо: • поставить в слове ударение; • подобрать проверочное слово: — родственное слово, в котором безударный гласный является ударным; • изменить форму слова так, чтобы гласная была под ударением; • написать слово правильно; • подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. Проверка. Дети рассказывают правила проверки: Если буква гласная вызвала сомнение ты её немедленно ставь под ударение. -А теперь отгадайте загадку: «Покружилась звездочка в воздухе немножко Села и растаяла на моей ладошке» (снежинка) Запись на доске: снежинка – снег, снеговик, снежный, подснежник. Вопрос: «Докажите, что эти слова однокоренные (дети выделяют корень), какие из этих слов могут быть проверочными для первого слова (дети подчеркивают слова и объясняют, почему)» -Чтобы правильно писать безударную гласную в корне, не достаточно просто знать правила, необходимо умение применять их на практике, а также развивать ум, память, упражняться в подборе проверочных слов, в этом нам помогает работа с электронными тренажерами. (электронный тренажер «По щучьему велению») Задание: Прочитать слово, показать карточку-веер с нужной буквой, подобрать проверочное слово. р.ка тр.щат в.да м.ховая сн.жок гл.за б.гут ск.льзят в.дро | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. |
Физминутка | Как интересно нам зимой, На санках едем мы гурьбой, Потом в снежки мы поиграем, Все дружно лыжи надеваем, Потом мы встали на коньки, Зимой веселые деньки! (дети имитируют движения) | , кон |
Работа над словарными словами | Почему правописание безударных гласных в корне нужно уточнять в словаре или запоминать (нельзя подобрать проверочное слово)? В каком словаре надо смотреть эти слова?(в орфографическом) Как называются эти слова? (словарные) Приведите примеры «зимних» слов из словаря. (ветер, мороз, январь, хоккей, иней, декабрь, пальто и т. д.) Как вы думаете, названия птиц «воробей», «ворона», «сорока» можно назвать «зимними» ? Почему? (зимующие птицы) Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами, обозначающими зимующих птиц. | |
Работа с учебником | Прочитайте текст упражнения 28 на странице 110. О какой птице идет речь? (синица) На экране изображение синицы и звук ее голоса. Подберите однокоренные слова: синица-синичка-синичий Существует 46 видов синиц, они обитают в Евразии, Африке и Северной Америке (показ на глобусе). А какую птицу описывает поэт в упражнении 30 на странице 111? (А. Александрова, снегирь) Слайд «Снегири на ветках, посеребренных инеем». Продолжите сравнение внешнего вида снегирей: «Снегири на ветках - как красные фонарики, как …» (дети продолжают) А являются ли синица и снегирь частью природы? (да) Какой? (живой) Запись на доске и в тетрадях. Словарь: синица, снегирь, природа. Работа с упражнением 29 на странице 111, по заданию учебника. Самопроверка. В нашей природной полосе зимуют воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири. (экран ). Объясните выделенные орфограммы. Много птиц зимует в наших краях (слайд с зимующими птицами в ЛО), назовите тех птиц, которые не упоминались на этом уроке. (клесты, голуби). Легко ли птицам выживать зимой? Как мы им можем помочь? (ответы детей) | |
Игра-соревнование «Зимние картинки» | На уроках литературного чтения мы с вами читали стихи о зиме, я буду читать отрывок из стихотворения, а вы договариваете слово, называете безударную, проверочное слово и фамилию автора строк. Словно белою косынкой подвязалася … (сосна, Есенин) На красных лапках гусь … (тяжелый, Пушкин) Воздух легок и чист, и замерзла … (река, Никитин) Воробушки игривые. Как детки сиротливые, прижались у … (окна, Есенин) И так далее… Определяется победитель по количеству фишек за правильные ответы. | |