kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край

Должность: Учитель начальных классов

Тип урока: Закрепление и проверка изученного материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, правильно проверять слова.

Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.

Познавательные УУД:  умение различать  произношение и написание слов, анализировать слова, находить и исправлять ошибки.      

Регулятивные УУД:  умение определять цель деятельности на уроке и составлять план; действовать по плану; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносить необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные УУД: умение строить устное высказывание на заданную тему, комментировать ответы других учащихся; приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Личностные УУД: умение слушать собеседника, стремиться его понять; проявлять инициативу в процессе учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, разрезные карточки, интерактивная доска.

Ход урока

I.Организация начала урока.

1. Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Поскорей начнем урок.

Так как мы ученики

И заданья нелегки,

Будем мы писать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

II. Установочно – мотивационный этап.

- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».

- Согласны ли вы с вьетнамской пословицей?

- Объясните ее смысл. (Надо трудиться – без труда не добьешься положительного результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое.)

- А вы готовы работать и добывать знания?

- Чистописание.

- Олеся, веди класс. (Проверяю посадку, открываю тетрадь, кладу с наклоном. Пишу число, классная работа. Подчеркиваю, проверяю.)

- С чего начнем работу? (С чистописания.)

- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)

- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)

- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.

- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)

- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)

- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)

1. Определение темы урока:

- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)

Тема: Учимся применять орфографические правила.

- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. 127 «Учимся применять орфографические правила»)

- Какие цели мы поставим перед собой?

Цели:

•        Уметь находить в словах все изученные орфограммы.

•        Правильно подбирать проверочные слова.

•         Объяснять правописание орфографических правил.

Тему и цель определили.

- Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (правила проверки безударной гласной, парной звонкой глухой согласной, непроизносимой согласной)

III. Самоопределение.

- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?

Определяемся по времени.

IV. Обобщение и систематизация знаний (словарная работа)

 Повторение словарных слов.

Дети работают самостоятельно в тетрадях, проверяем задание у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. (Слайд 2)

Слова: огурец, помидор, капуста, горох, картофель.

- Как одним словом назвать эти предметы? (Овощи.)

- Произнесите слово, вслушайтесь.

- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)

- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)

- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]

- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)

- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О?вощи.)

- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)

- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)

- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)

- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)

- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.

- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)

- Прочитайте пословицу и запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о?вощу своё время.)

- Оцените словарную работу, выполненную вами, смайликом.

Физминутка для глаз

V Применение знаний и умений в знакомой ситуации. Орфографический тренинг.

1. Используя программу СМАРТ, выполняем поставленную задачу: распределить картинки на 2 группы (орфограмма «Безударная гласная в корне слова») 1 группа – безударная «О», 2 группа – безударная «А»

- Вспомните алгоритм работы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).

Прежде чем написать слово, нужно:

  1. Прочитать слово.
  2. Определить безударную гласную.

     3. Подобрать проверочное слово, где гласная слышится ясно и записать слово.

- Проверка, самоконтроль, оценивание. (Слайд 3)

2. Физминутка.

3. Творческое задание

Работа в парах. (Слайд 4)

- Вспомните алгоритм работы с парной звонкой глухой согласной и непроизносимой согласной и выполните задание: распределить слова в 2 столбика по орфограммам и вставить пропущенную букву. ( На столах у детей слова с пропущенными согласными буквами)

шу.ка

сугро.

вкус.но

скорлу.ка

сер.це

ша.ка

грус.ный

ужас.но

С помощь «шторки» проверяем задание у доски.

- Оцените работу, выполненную вами, смайликом.

(Слайд 5)

Работа в тетрадях.

-  Спишите текст с доски, верно вставляя пропущенные буквы изученных орфограмм. С помощью «лупы» проверяют правильность вставленной буквы, объясняя их написание.

Пришла зима в лесную чащу. Хлопья снега укутывают деревья в тёплые шубки. На снегу виднеются лисьи и волчьи следы.

(Слайд 6) Индивидуальная работа. Взаимопроверка тетрадей по образцу на доске: при нажатии на «смайлик», он исчезает и появляется верная буква.

     Каждый зв   рёк сп    сается от своих вр   гов. Зайку выруч    ют его быстрые но    ки. Пуш    стая белка ле    ко уб    гает от вр    га по д    рев    ям. У ёж    ка своя хорошая защита – к    люч    ки.

Ребята, которые верно выполнили работу, получают «смайлик».

VII. Итог урока.

- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.

- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)

- Достигли ли мы этих целей?

- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные звонкие глухие согласные, непроизносимые согласные, предлоги.)

- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)

- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)

- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?

-Обратите внимание на смайлики. Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам. Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.

VIII. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:

1. РТ-2 с. 80 №46

2. РТ-2 с.79 №45

IХ. Рефлексия.

- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"»

ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край

Должность: Учитель начальных классов

Тип урока: Закрепление и проверка изученного материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, правильно проверять слова.

Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.

Познавательные УУД: умение различать  произношение и написание слов, анализировать слова, находить и исправлять ошибки.      

Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и составлять план; действовать по плану; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносить необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные УУД: умение строить устное высказывание на заданную тему, комментировать ответы других учащихся; приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Личностные УУД: умение слушать собеседника, стремиться его понять; проявлять инициативу в процессе учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, разрезные карточки, интерактивная доска.

Ход урока

I.Организация начала урока.

1. Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Поскорей начнем урок.

Так как мы ученики

И заданья нелегки,

Будем мы писать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

II. Установочно – мотивационный этап.

- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».

- Согласны ли вы с вьетнамской пословицей?

- Объясните ее смысл. (Надо трудиться – без труда не добьешься положительного результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое.)

- А вы готовы работать и добывать знания?

- Чистописание.

- Олеся, веди класс. (Проверяю посадку, открываю тетрадь, кладу с наклоном. Пишу число, классная работа. Подчеркиваю, проверяю.)

- С чего начнем работу? (С чистописания.)

- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)

- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)

- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.

- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)

- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)

- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)

1. Определение темы урока:

- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)

Тема: Учимся применять орфографические правила.

- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. 127 «Учимся применять орфографические правила»)

- Какие цели мы поставим перед собой?

Цели:

Уметь находить в словах все изученные орфограммы.

Правильно подбирать проверочные слова.

Объяснять правописание орфографических правил.

Тему и цель определили.

- Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (правила проверки безударной гласной, парной звонкой глухой согласной, непроизносимой согласной)

III. Самоопределение.

- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?

Определяемся по времени.

IV. Обобщение и систематизация знаний (словарная работа)

Повторение словарных слов.

Дети работают самостоятельно в тетрадях, проверяем задание у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. (Слайд 2)

Слова: огурец, помидор, капуста, горох, картофель.

- Как одним словом назвать эти предметы? (Овощи.)

- Произнесите слово, вслушайтесь.

- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)

- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)

- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]

- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)

- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О́вощи.)

- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)

- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)

- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)

- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)

- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.

- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)

- Прочитайте пословицу и запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о́вощу своё время.)

- Оцените словарную работу, выполненную вами, смайликом.

Физминутка для глаз

V Применение знаний и умений в знакомой ситуации. Орфографический тренинг.

1. Используя программу СМАРТ, выполняем поставленную задачу: распределить картинки на 2 группы (орфограмма «Безударная гласная в корне слова») 1 группа – безударная «О», 2 группа – безударная «А»

- Вспомните алгоритм работы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).

Прежде чем написать слово, нужно:

  1. Прочитать слово.

  2. Определить безударную гласную.

3. Подобрать проверочное слово, где гласная слышится ясно и записать слово.

- Проверка, самоконтроль, оценивание. (Слайд 3)

2. Физминутка.

3. Творческое задание

Работа в парах. (Слайд 4)

- Вспомните алгоритм работы с парной звонкой глухой согласной и непроизносимой согласной и выполните задание: распределить слова в 2 столбика по орфограммам и вставить пропущенную букву. ( На столах у детей слова с пропущенными согласными буквами)



шу.ка

сугро.

вкус.но

скорлу.ка

сер.це

ша.ка

грус.ный

ужас.но


С помощь «шторки» проверяем задание у доски.

- Оцените работу, выполненную вами, смайликом.


(Слайд 5)

Работа в тетрадях.

- Спишите текст с доски, верно вставляя пропущенные буквы изученных орфограмм. С помощью «лупы» проверяют правильность вставленной буквы, объясняя их написание.


Пришла зима в лесную чащу. Хлопья снега укутывают деревья в тёплые шубки. На снегу виднеются лисьи и волчьи следы.



(Слайд 6) Индивидуальная работа. Взаимопроверка тетрадей по образцу на доске: при нажатии на «смайлик», он исчезает и появляется верная буква.

Каждый зв рёк сп сается от своих вр гов. Зайку выруч ют его быстрые но ки. Пуш стая белка ле ко уб гает от вр га по д рев ям. У ёж ка своя хорошая защита – к люч ки.

Ребята, которые верно выполнили работу, получают «смайлик».


VII. Итог урока.

- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.

- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)

- Достигли ли мы этих целей?

- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные звонкие глухие согласные, непроизносимые согласные, предлоги.)

- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)

- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)

- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?

-Обратите внимание на смайлики. Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам. Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.

VIII. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:

1. РТ-2 с. 80 №46

2. РТ-2 с.79 №45

IХ. Рефлексия.

- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…



































шу.ка

сугро.

вкус.но

скорлу.ка

сер.це

ша.ка

грус.ный

ужас.но



шу.ка

сугро.

вкус.но

скорлу.ка

сер.це

ша.ка

грус.ный

ужас.но



шу.ка

сугро.

вкус.но

скорлу.ка

сер.це

ша.ка

грус.ный

ужас.но

- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…


- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…


- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…



- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…


- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…


- Продолжи предложения:

- Сегодня я повторил(а)…

- Мне было понятно…

- Мне было трудно…












Непроизносимый согласный

в корне

1 – слышим сочетания [сн] и [зн]

2 – подбираем проверочные слова







Безударная гласная

в корне слова

1 – ставим ударение

2 – выделяем корень

3 – подбираем проверочное слово









Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).

Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, в которых непроизносимый звук будет чётко слышаться, не прячется ли между звуками [сн] и [зн] звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"

Автор: Никитина Наталья Николаевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_na_temu_uchimsia_primeniat_orfograficheskie_pravila"
    ["file_id"] => string(6) "555303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596444456"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка с применением ЭОР"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "248387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446721485"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-formirovaniie-umieniia-rieshat-orfoghrafichieskiie-zadachi-v-biezudarnykh-lichnykh-okonchaniiakh-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "110931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406796458"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства