Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"
Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"
ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край
Должность: Учитель начальных классов
Тип урока: Закрепление и проверка изученного материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, правильно проверять слова.
Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.
Познавательные УУД: умение различать произношение и написание слов, анализировать слова, находить и исправлять ошибки.
Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и составлять план; действовать по плану; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносить необходимые коррективы в работу.
Коммуникативные УУД: умение строить устное высказывание на заданную тему, комментировать ответы других учащихся; приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Личностные УУД: умение слушать собеседника, стремиться его понять; проявлять инициативу в процессе учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей.
- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)
- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)
- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)
- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)
- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)
1. Определение темы урока:
- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)
Тема: Учимся применять орфографические правила.
- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. 127 «Учимся применять орфографические правила»)
- Какие цели мы поставим перед собой?
Цели:
• Уметь находить в словах все изученные орфограммы.
• Правильно подбирать проверочные слова.
• Объяснять правописание орфографических правил.
Тему и цель определили.
- Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (правила проверки безударной гласной, парной звонкой глухой согласной, непроизносимой согласной)
III. Самоопределение.
- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?
Определяемся по времени.
IV. Обобщение и систематизация знаний (словарная работа)
Повторение словарных слов.
Дети работают самостоятельно в тетрадях, проверяем задание у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. (Слайд 2)
- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)
- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)
- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]
- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)
- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)
- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О?вощи.)
- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)
- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)
- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)
- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)
- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.
- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)
- Прочитайте пословицу и запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о?вощу своё время.)
V Применение знаний и умений в знакомой ситуации. Орфографический тренинг.
1. Используя программу СМАРТ, выполняем поставленную задачу: распределить картинки на 2 группы (орфограмма «Безударная гласная в корне слова») 1 группа – безударная «О», 2 группа – безударная «А»
- Вспомните алгоритм работы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
Прочитать слово.
Определить безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово, где гласная слышится ясно и записать слово.
- Проверка, самоконтроль, оценивание. (Слайд 3)
2. Физминутка.
3. Творческое задание
Работа в парах. (Слайд 4)
- Вспомните алгоритм работы с парной звонкой глухой согласной и непроизносимой согласной и выполните задание: распределить слова в 2 столбика по орфограммам и вставить пропущенную букву. ( На столах у детей слова с пропущенными согласными буквами)
шу.ка
сугро.
вкус.но
скорлу.ка
сер.це
ша.ка
грус.ный
ужас.но
С помощь «шторки» проверяем задание у доски.
- Оцените работу, выполненную вами, смайликом.
(Слайд 5)
Работа в тетрадях.
- Спишите текст с доски, верно вставляя пропущенные буквы изученных орфограмм. С помощью «лупы» проверяют правильность вставленной буквы, объясняя их написание.
Пришла зима в лесную чащу. Хлопья снега укутывают деревья в тёплые шубки. На снегу виднеются лисьи и волчьи следы.
(Слайд 6) Индивидуальная работа. Взаимопроверка тетрадей по образцу на доске: при нажатии на «смайлик», он исчезает и появляется верная буква.
Каждый зв рёк сп сается от своих вр гов. Зайку выруч ют его быстрые но ки. Пуш стая белка ле ко уб гает от вр га по д рев ям. У ёж ка своя хорошая защита – к люч ки.
Ребята, которые верно выполнили работу, получают «смайлик».
VII. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.
- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)
- Достигли ли мы этих целей?
- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные звонкие глухие согласные, непроизносимые согласные, предлоги.)
- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)
- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)
- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?
-Обратите внимание на смайлики. Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам. Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.
VIII. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:
1. РТ-2 с. 80 №46
2. РТ-2 с.79 №45
IХ. Рефлексия.
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила"»
ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край
Должность: Учитель начальных классов
Тип урока: Закрепление и проверка изученного материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, правильно проверять слова.
Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.
Познавательные УУД: умение различать произношение и написание слов, анализировать слова, находить и исправлять ошибки.
Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и составлять план; действовать по плану; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносить необходимые коррективы в работу.
Коммуникативные УУД: умение строить устное высказывание на заданную тему, комментировать ответы других учащихся; приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Личностные УУД: умение слушать собеседника, стремиться его понять; проявлять инициативу в процессе учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей.
- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)
- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)
- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)
- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)
- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)
1. Определение темы урока:
- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)
Тема: Учимся применять орфографические правила.
- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. 127 «Учимся применять орфографические правила»)
- Какие цели мы поставим перед собой?
Цели:
• Уметь находить в словах все изученные орфограммы.
• Правильно подбирать проверочные слова.
• Объяснять правописание орфографических правил.
Тему и цель определили.
- Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (правила проверки безударной гласной, парной звонкой глухой согласной, непроизносимой согласной)
III. Самоопределение.
- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?
Определяемся по времени.
IV.Обобщение и систематизация знаний (словарная работа)
Повторение словарных слов.
Дети работают самостоятельно в тетрадях, проверяем задание у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. (Слайд 2)
- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)
- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)
- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]
- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)
- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)
- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О́вощи.)
- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)
- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)
- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)
- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)
- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.
- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)
- Прочитайте пословицу и запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о́вощу своё время.)
V Применение знаний и умений в знакомой ситуации. Орфографический тренинг.
1. Используя программу СМАРТ, выполняем поставленную задачу: распределить картинки на 2 группы (орфограмма «Безударная гласная в корне слова») 1 группа – безударная «О», 2 группа – безударная «А»
- Вспомните алгоритм работы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
Прочитать слово.
Определить безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово, где гласная слышится ясно и записать слово.
- Проверка, самоконтроль, оценивание. (Слайд 3)
2. Физминутка.
3. Творческое задание
Работа в парах. (Слайд 4)
- Вспомните алгоритм работы с парной звонкой глухой согласной и непроизносимой согласной и выполните задание: распределить слова в 2 столбика по орфограммам и вставить пропущенную букву. ( На столах у детей слова с пропущенными согласными буквами)
шу.ка
сугро.
вкус.но
скорлу.ка
сер.це
ша.ка
грус.ный
ужас.но
С помощь «шторки» проверяем задание у доски.
- Оцените работу, выполненную вами, смайликом.
(Слайд 5)
Работа в тетрадях.
- Спишите текст с доски, верно вставляя пропущенные буквы изученных орфограмм. С помощью «лупы» проверяют правильность вставленной буквы, объясняя их написание.
Пришла зима в лесную чащу. Хлопья снега укутывают деревья в тёплые шубки. На снегу виднеются лисьи и волчьи следы.
(Слайд 6) Индивидуальная работа. Взаимопроверка тетрадей по образцу на доске: при нажатии на «смайлик», он исчезает и появляется верная буква.
Каждый зв рёк сп сается от своих вр гов. Зайку выруч ют его быстрые но ки. Пуш стая белка ле ко уб гает от вр га по д рев ям. У ёж ка своя хорошая защита – к люч ки.
Ребята, которые верно выполнили работу, получают «смайлик».
VII. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.
- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)
- Достигли ли мы этих целей?
- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные звонкие глухие согласные, непроизносимые согласные, предлоги.)
- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)
- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)
- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?
-Обратите внимание на смайлики. Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам. Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.
VIII. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:
1. РТ-2 с. 80 №46
2. РТ-2 с.79 №45
IХ. Рефлексия.
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
шу.ка
сугро.
вкус.но
скорлу.ка
сер.це
ша.ка
грус.ный
ужас.но
шу.ка
сугро.
вкус.но
скорлу.ка
сер.це
ша.ка
грус.ный
ужас.но
шу.ка
сугро.
вкус.но
скорлу.ка
сер.це
ша.ка
грус.ный
ужас.но
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
Непроизносимый согласный
в корне
1 – слышим сочетания [сн] и [зн]
2 – подбираем проверочные слова
Безударная гласная
в корне слова
1 – ставим ударение
2 – выделяем корень
3 – подбираем проверочное слово
Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).
Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, в которых непроизносимый звук будет чётко слышаться, не прячется ли между звуками [сн] и [зн] звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть.