kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка, проведенного во 2 классе по теме "Антонимы. Синонимы. Омонимы" "Начальная школа 21 века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы"»

Антонимы. Синонимы. Омонимы. УМК «Начальная школа 21 века»



Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией)

Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы», «Синонимы», «Омонимы»; закрепить знания о синонимах, омонимах, антонимах; учить использовать в речи синонимы, омонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания потребности здорового образа жизни.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; презентация; рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске. Цветик – семицветик, 9 ромашек со словами синонимами, 3 вазы, 6 слов антонимов, плакат с коромыслом и двумя вёдрами для сообщения новых знаний, картинка с молотком и гвоздём со словами антонимами, тест, музыкальное оформление, фишки для поощрения детей за правильный ответ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации. «С добрым утром!»

Звучит весенняя мелодия. Слайд 1.

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать о сегодняшней погоде на улице? (тепло, солнышко светит). Ребята, какое настроение вызывает у вас эта погода? (хорошее, весёлое).

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро. Слайд 2.

- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. (Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

Весна, замечательное время года, когда после зимней спячки всё в природе оживает, просыпается. Живых цветов пока ещё нет. А я хочу показать вам сегодня необычный цветок, который вырос у меня. Он похож на волшебный цветик-семицветик: у него семь разноцветных лепестков. Ой, смотрите на лепестках, что-то написано!

- Дорогие ребята! Если вам удастся выполнить задания волшебного цветочка, вас ждёт сюрприз.

А при выполнении заданий за правильные ответы я буду давать вам фишки. А в конце урока мы подведём итоги и посмотрим у кого больше всех фишек. И на основании этих фишек вы получите оценки.

- Ну, что, ребята, попробуем справиться с заданиями цветика-семицветика?! Тогда начинаем!

  • Первый лепесток.

  1. Разминка (дети работают по индивидуальным таблицам). Задания направлены на развитие внимания. Слайд 3.

А д у е б м р ш п ы л с н о а х т

В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с

З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д

Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш

П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф

С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н

Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с

Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ

Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э

Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р

Слайд 4.


1

7

11

3

5

13

6

14

9

12

15

10

2

8

16

4


  • Сколько звонких согласных в верхней строке?

  • Сколько непарных мягких согласных во второй строке? Назовите их.

  • Сколько гласных букв в пятой строке?

  • Сколько букв р в последней строке?

  • Найдите все числа от 1 до 16.

  • Второй лепесток.

  1. Минутка чистописания.

- Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. (Слайд 5)

аоеия

Ходить, шагать, плестись

- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? ( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Запишите гласные в тетрадь.

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это - глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

- Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно).

- На минутке чистописания мы запишем предложение. Прочитайте его.

  • Март зиму кончает, весну начинает.

- Что это? Как вы понимаете смысл этой поговорки?

- Запишите предложение самостоятельно, правильно делая соединения букв.

- Укажите части речи в предложении, подчеркните грамматическую основу.

  • Третий лепесток.

  1. Словарная работа. (Слайд 6)

«Найди ошибки»

о з з о е о а и

Кармушка, морос, саласки, халодный, иний, снегапад, зомело, снежынки.

- Какой темой объединены эти слова?

- Подберите синонимы к слову салазки, подберите противоположное по значению слово к слову: «холодный»

  • Четвёртый лепесток.

5. Актуализация знаний. Мозговой штурм.

1.Работа в паре.

- Ребята посмотрите на доску: перед вами слова, найдите им пару и разделите их на группы: нежный - ласковый, нежный – грубый, коса, жара - пекло, горькая – сладкая, ключ, дорогое – дешёвое, свет, дети – ребята.

- Сколько групп у вас получилось ?

- По каким признакам вы делили на группы?

- Назовите первую группу:

- Назовите вторую группу:

-Что вы знаете о синонимах?

-Что вы знаете о антонимах?
2. Введение в тему.
– Ребята, а все ли слова вы записали по группам? Какие слова мы не записали?

– Можете ли вы объяснить значение этих слов?

- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?

3. Выявление места и причины затруднения.
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
Задание: «В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа.
2. Коса – орудие труда для срезания травы.
3. Коса – песчаная отмель.
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает. Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов? (В тексте, по иллюстрации, из словаря)

- Обратите внимание на слайд 7.

- Рассмотрите картинки. Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.

6. Постановка учебной задачи.

Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? Слайд 8

Корзина идей. (Слайд 9-11)

  • Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?

  • Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)

- На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.

  • Пятый лепесток.

7. Первичное закрепление.

  1. «Ваза с цветами»

Собрать «цветы» в букеты и расставить по вазам (найти синонимы)

3 вазы 9 цветов, на цветах написаны слова: вьюга, буран, пурга, врач, доктор, лекарь, бой, битва, война.

- Что такое синонимы?

  1. Весёлое коромысло.

Вывешивается картинка с коромыслом и двумя вёдрами. Одно ведро пустое, а другое полное; на одном плюс, а на другом минус; под одним вода, а под другим огонь и на коромысле написано АНТОНИМЫ.

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.

  1. Выдели морфемы и соедини синонимы.

тихий бесшумный

радость промах

ошибка робкий

смелый веселье

- Назовите пару слов, которую вы не соединили? Как называются такие слова? (Антонимы)

4. - Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 12)

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

Физкультминутка.

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов? Каковы по значению эти слова? (Эти слова противоположны по своему значению, отвечают на один и тот же вопрос)

- Такие слова в русском языке называются антонимами.

- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения.

  • Слон большой, а мышка……..

  • Зимой погода холодная, а летом …….

  • Работать трудно, а отдыхать …….

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? (Они делают нашу речь богаче, красивее.)

- Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

- Посмотрите на плакат и подберите антонимы к словам.


Белый

Успех

Родина

Грязь

Вдох

Дорогой

Много

Сильный

Польза

Брать

Поднимать

Радость

Плюс

друг

Правда

Легко

Помогать

Найти

Зима

Плакать

День

Добро

Острый

Мир

Жара

узкий

Щедрый

  • Шестой лепесток.

5. Тестирование.

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый

После выполнения теста детьми. Они меняются своими работами друг с другом и вместе с учителем проверяют. У кого нет ошибок дают фишку.

6. Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах. (Слайд 16)

На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов. Слова развешены по классу.

-Найти недостающие слова и восстановить пословицу. (Познавательные)

1.Ученье - свет, а не ученье - тьма.

2.Знай больше, а говори меньше.

3.Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

4.Мир - строит, война - разрушает.

(Последнюю пословицу записать, найти антонимы, определить часть речи)

- Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

  • Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

  • Ласточка день начинает, а соловей (кончает).

  • Горьким лечат, а сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Физминутка.

  1. Систематизация знаний по теме. Карточки.

Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

сиять буря

ветер отец

лгать черта

жаркий потчевать

линия блестеть

метель вьюга

угощать обманывать

свет горячий


9. Итог урока. - С какими новыми понятиями познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? Синонимами? Омонимами? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание

- Найти и записать три пословицы, в которых встречаются антонимы, синонимы, омонимы.

Выставление оценок.

Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Столбовая Елена Александровна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка с презентацией. Тема "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-tiema-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427460803"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства