kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка с презентацией. Тема "Синонимы, антонимы, омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Это был первый урок по этой теме, в 4 классе. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по развитию устной и письменной речи

- физминутка, смена деятельности

-активность, осознанность, системность

-психологические особенности младших школьников.

На уроке были поставлены следующие цели:     

1. Создание условия для развития речи детей, расширение  их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы).

         Задачи:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Лист для работы на уроке

Фамилия, Имя


Дата

Тема урока


Таблица №1


Синонимы

Антонимы

Омонимы

Значение слов




Звучание слов




Примеры











Тема урока помогла мне. Я узнал(а)…..






Еще я хочу задать вопрос …










Просмотр содержимого документа
«синонимы антонимы омонимы»

Разработано

учителем начальных классов

Донской М.В.

МОАУ СОШ №13

г. Благовещенска Амурская обл.

УМК «Перспектива»

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок закрепление

Цель:

1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Формирование УУД

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями.

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.

Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.

Ход урока



  1. Организационный момент.

У. -Поговорим?

Д. - Поговорим.

У. - О разном и о прочем.

Д. - О том, что в жизни хорошо:

У. - И хорошо не очень.

Д. -Ведь что-то знаем мы:

У. - а что-то мне известно.

Д. - Поговорим?

У. - Поговорим.

Д. - Нам будет интересно.

У. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.

  1. Актуализация знаний

У. - Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?

(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни. 

Я горжусь тем, что русский – это мой родной язык. 

Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию. 

Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге. 

На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно! 

Русский язык считается одним из самых сложных языков мира, но и одновременно самым красивейшим языком. На нём разговаривают и творят великие люди. Я горжусь, что я тоже разговариваю на этом прекрасном языке, с радостью познаю его. Люблю читать книги, слушать песни на русском языке. Я и дальше буду стремиться изучать и продолжать любить этот замечательный, древний, с богатой историей русский язык. 

Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)


У. - Какой раздел мы с вами изучаем?

Д. - Слово и его значение.

У. - О чём говорили на прошлом уроке?

Д. - О значении слов, о многозначных словах.


  1. Самоопределение к деятельности

У. – Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?

Д. – Нет.

У.- Может ли один предмет, одно понятие называться разными словами? Например: МЕДВЕДЬ (СЛАЙД 2)

Д. – Может. Медведь – косолапый, млекопитающее, зверь.

У. – А одно слово может называть совершенно различные предметы? Примером для вас будет слово КЛЮЧ (СЛАЙД 3)

Д. – Может. Ключ – приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их значения?

Д. – СИНОНИМЫ

У. – назовите мне синонимы к слову солдат СЛАЙД 4 солдат-воин, защитник, боец

Назовите синонимы к слову метель СЛАЙД 4 - щелчок метель-вьюга

У. – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения?

Д. – АНТОНИМЫ

У. – назовите антонимы к словам, правда, горький, добрый, свет. СЛАЙД 5

(правда-ложь; горький-сладкий; добрый-злой, свет - тьма) СЛАЙД 5-щелчок

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания

Д. – ОМОНИМЫ

У. – Приведите примеры (ответы детей)

(коса, ключ, ) СЛАЙД 6

У. – Какова же тема нашего урока?

Д. - Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 7

У. – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока.

У. -Какие задачи поставим перед собой на урок?

Д. – продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи. СЛАЙД 8

У. – откройте тетради, запишите число, классная работа


  1. Работа по теме урока

1. У. - Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86, Прочитаем группу слов в пункте 2 (читаю сильные дети). Как назвать эти слова?

Д. - Синонимы.

У. - Вы знаете, что такое близнецы?

Д. - Близнецы – это всегда двое, иногда трое. Они родились в один день и они только по отношению друг к другу близнецы. СЛАЙД 9

У. - Но и у близнецов бывают небольшие отличия. Вот и синонимы это своего рода близнецы.

-Давайте подберём слова – близнецы к слову «смелый»

-Запишите самостоятельно в тетради слова-близнецы.

-Какие слова у вас получились?

- Я воспользовалась толковым словарем, и вот что получилось у меня

(Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный). СЛАЙД 10

У. – А теперь к слову «маленький» найдём синонимы из словаря синонимов учебника на странице 122. , и запишем в тетрадь (один ученик диктует)

Д. – маленький, крошечный, небольшой, с ноготок отрок, мальчик-подросток.

У. – Давайте прочитаем в учебнике определение синонимов. Стр. 87.

2. У. - А теперь послушайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь


У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

- Что вы? – шепчет червячок

- Сладкий у него бочок.


-Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке)

Низко – высоко.

Близко – далеко.

Мало – велико.

Кислое – сладкое. СЛАЙД 11

-Проверьте, вот что должно у вас быть записано. Оцените себя с помощью сигнальных карточек

-Что это за слова?

Д. - Антонимы

У. – Прочитаем определение в учебнике на стр. 87.

Выполним упражнение 144 на с. 89.

Работаем в парах, а проверим выполненную работу по цепочке. Прочтем полученные пары слов.


  1. Физминутка

Физкультминутка с использованием антонимов.


  1. Продолжение работы по теме урока

У. - Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите антонимы в предложенных вам пословицах, и запишите их. СЛАЙД 12

Утро вечера мудренее.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Любишь взять – люби отдать.


Д. - Сравните вашу работу и оцените с помощью сигнальных карточек СЛАЙД 13

Утро – вечер.

Встречают – провожают.

Взять – отдать.


У. -Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.


3. У. -А теперь ответьте на такие вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (КЛЮЧ) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок

- Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок, щелчок

У. - Что это за слова?

Д. - Омонимы.

У. - Или слова – тёзки. Прочитаем определение на стр. 89

Д. - (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.)

У. - Отгадайте загадки. СЛАЙД 15

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Д. - Лук. Щелчок Объяснения детей. Щелчок

У. - Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.

Д. - Перо. Щелчок Объяснения детей щелчок

У. - Прочитайте определение в учебнике на стр. 87.

Д. – Чтение правила сильным учеником

У. - Молодцы ребята! Давайте в заключении обратимся опять к рабочим листам, а именно к таблице №1. Заполните недостающие ячейки таблицы.

Таким образом мы проверим, как вы усвоили этот урок.


  1. Рефлексия

У. - Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам - небольшое сочинение в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли? 

За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.

  1. Итог урока.

У. - Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)

Удалось нам их решить?

  1. Домашнее задание

У. - Для всех. Стр.86, упр.139

А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы СЛАЙД

























































Лист для работы на уроке


Фамилия, Имя


Дата

Тема урока


Таблица №1


Синонимы

Антонимы

Омонимы

Значение слов




Звучание слов




Примеры











Тема урока помогла мне. Я узнал(а)…..






Еще я хочу задать вопрос …










Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока русского языка в 4Б классе»

Самоанализ урока русского языка в 4Б классе



Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Это был первый урок по этой теме, в 4 классе. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по развитию устной и письменной речи

- физминутка, смена деятельности

-активность, осознанность, системность

-психологические особенности младших школьников.


На уроке были поставлены следующие цели:     

1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы).

Задачи:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.


Формирование УУД:


Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;


Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:.

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;


Предметные результаты усвоения урока:

- видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.

Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, способствовали достижению образовательных задач, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке использовала компьютерную презентацию. Свой урок я старалась построить так, что часто звучали вопросы. А дети пытались отвечать, на них.

На уроке использовались следующие формы работы:

-индивидуальная

-работа в парах

-самостоятельная работа

-самооценка и самоанализ

-рефлексия

-обобщение

-работа по учебнику

Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись, на уроке применялась физминутка. Применение компьютерных технологий, проблемно-диалогическое обучение мотивирует учащихся к настрою в работе. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду, перегрузки и переутомления не было. Считаю, что поставленные задачи, на данном уроке мне удалось решить.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

    

 Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим  древнему мыслителю, философу  Конфуцию : «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».


Просмотр содержимого презентации
«синонимы, антонимы, омонимы»

Урок русского языка МОАУ СОШ №13 г.Благовещенск Учитель начальных классов: Донская Марьяна Владимировна

Урок русского языка

МОАУ СОШ №13 г.Благовещенск

Учитель начальных классов: Донская Марьяна Владимировна

Косолапый  Млекопитающее   Зверь

Косолапый

Млекопитающее

Зверь

Ключ    Родник Приспособление для запирания замков Слесарный инструмент Знак нотного стана

Ключ

 

Родник

Приспособление для запирания замков

Слесарный инструмент

Знак нотного стана

Синонимы  Солдат – воин, защитник, боец.  Метель – вьюга, пурга.

Синонимы

Солдат – воин, защитник, боец.

Метель – вьюга, пурга.

Антонимы  Правда   Ложь    Сладкий    Горький   Злой    Добрый

Антонимы

Правда

Ложь

Сладкий

Горький

Злой

Добрый

Омонимы  Коса  Ручка

Омонимы

Коса

Ручка

Тема урока:   Синонимы, антонимы, омонимы

Тема урока:

Синонимы, антонимы, омонимы

Цели урока:  Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами.

Цели урока:

  • Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами.

  • Учиться употреблять такие слова в речи
Близнецы

Близнецы

«Смелый»  Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный .

«Смелый»

Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный .

Низко – высоко Близко – далеко Мало – велико Кислое – сладкое

Низко – высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое – сладкое

1. Утро вечера мудренее.  2. По одёжке встречают, по уму провожают.  3. Любишь взять – люби отдать.

1. Утро вечера мудренее.

2. По одёжке встречают, по уму провожают.

3. Любишь взять – люби отдать.

Утро – вечер.  Встречают – провожают.  Взять – отдать.

Утро – вечер.

Встречают – провожают.

Взять – отдать.

Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? КЛЮЧ Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? БОКС

Что бывает подземным, гаечным, скрипичным?

КЛЮЧ

Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата?

БОКС

Со мной ходи стрельбе учиться, И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А также попадаю в щи. Лук  Всем пишущим я помогаю. И птиц от стужи согреваю. Перо

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Лук

Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.

Перо

1.Тема урока помогла мне…  Я узнал(а)… 2. Ещё я хочу задать  вопрос: …

1.Тема урока помогла мне…

Я узнал(а)…

2. Ещё я хочу задать

вопрос: …

Домашнее задание: Стр.86, упр.139  2. А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать в тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы

Домашнее задание:

  • Стр.86, упр.139

2. А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать в тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка с презентацией. Тема "Синонимы, антонимы, омонимы"

Автор: Донская Марьяна Владимировна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_m_klassie_s_priezientatsiiei_tiema_antonim"
    ["file_id"] => string(6) "372587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482429846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства