Разработано
учителем начальных классов
Донской М.В.
МОАУ СОШ №13
г. Благовещенска Амурская обл.
УМК «Перспектива»
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
Тип урока: Урок закрепление
Цель:
1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.
2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Задачи урока:
1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;
2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
3) показать роль синонимов и антонимов в речи;
4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;
5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;
8) повышать культуру речи.
Формирование УУД
Личностные результаты усвоения урока:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к изучению языка;
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями.
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Предметные результаты усвоения урока:
- пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.
Ход урока
Организационный момент.
У. -Поговорим?
Д. - Поговорим.
У. - О разном и о прочем.
Д. - О том, что в жизни хорошо:
У. - И хорошо не очень.
Д. -Ведь что-то знаем мы:
У. - а что-то мне известно.
Д. - Поговорим?
У. - Поговорим.
Д. - Нам будет интересно.
У. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.
Актуализация знаний
У. - Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?
(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни.
Я горжусь тем, что русский – это мой родной язык.
Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию.
Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге.
На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно!
Русский язык считается одним из самых сложных языков мира, но и одновременно самым красивейшим языком. На нём разговаривают и творят великие люди. Я горжусь, что я тоже разговариваю на этом прекрасном языке, с радостью познаю его. Люблю читать книги, слушать песни на русском языке. Я и дальше буду стремиться изучать и продолжать любить этот замечательный, древний, с богатой историей русский язык.
Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)
У. - Какой раздел мы с вами изучаем?
Д. - Слово и его значение.
У. - О чём говорили на прошлом уроке?
Д. - О значении слов, о многозначных словах.
Самоопределение к деятельности
У. – Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?
Д. – Нет.
У.- Может ли один предмет, одно понятие называться разными словами? Например: МЕДВЕДЬ (СЛАЙД 2)
Д. – Может. Медведь – косолапый, млекопитающее, зверь.
У. – А одно слово может называть совершенно различные предметы? Примером для вас будет слово КЛЮЧ (СЛАЙД 3)
Д. – Может. Ключ – приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.
У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их значения?
Д. – СИНОНИМЫ
У. – назовите мне синонимы к слову солдат СЛАЙД 4 солдат-воин, защитник, боец
Назовите синонимы к слову метель СЛАЙД 4 - щелчок метель-вьюга
У. – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения?
Д. – АНТОНИМЫ
У. – назовите антонимы к словам, правда, горький, добрый, свет. СЛАЙД 5
(правда-ложь; горький-сладкий; добрый-злой, свет - тьма) СЛАЙД 5-щелчок
У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания
Д. – ОМОНИМЫ
У. – Приведите примеры (ответы детей)
(коса, ключ, ) СЛАЙД 6
У. – Какова же тема нашего урока?
Д. - Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 7
У. – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока.
У. -Какие задачи поставим перед собой на урок?
Д. – продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи. СЛАЙД 8
У. – откройте тетради, запишите число, классная работа
Работа по теме урока
1. У. - Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86, Прочитаем группу слов в пункте 2 (читаю сильные дети). Как назвать эти слова?
Д. - Синонимы.
У. - Вы знаете, что такое близнецы?
Д. - Близнецы – это всегда двое, иногда трое. Они родились в один день и они только по отношению друг к другу близнецы. СЛАЙД 9
У. - Но и у близнецов бывают небольшие отличия. Вот и синонимы это своего рода близнецы.
-Давайте подберём слова – близнецы к слову «смелый»
-Запишите самостоятельно в тетради слова-близнецы.
-Какие слова у вас получились?
- Я воспользовалась толковым словарем, и вот что получилось у меня
(Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный). СЛАЙД 10
У. – А теперь к слову «маленький» найдём синонимы из словаря синонимов учебника на странице 122. , и запишем в тетрадь (один ученик диктует)
Д. – маленький, крошечный, небольшой, с ноготок отрок, мальчик-подросток.
У. – Давайте прочитаем в учебнике определение синонимов. Стр. 87.
2. У. - А теперь послушайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
-Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке)
Низко – высоко.
Близко – далеко.
Мало – велико.
Кислое – сладкое. СЛАЙД 11
-Проверьте, вот что должно у вас быть записано. Оцените себя с помощью сигнальных карточек
-Что это за слова?
Д. - Антонимы
У. – Прочитаем определение в учебнике на стр. 87.
Выполним упражнение 144 на с. 89.
Работаем в парах, а проверим выполненную работу по цепочке. Прочтем полученные пары слов.
Физминутка
Физкультминутка с использованием антонимов.
Продолжение работы по теме урока
У. - Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите антонимы в предложенных вам пословицах, и запишите их. СЛАЙД 12
Утро вечера мудренее.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Любишь взять – люби отдать.
Д. - Сравните вашу работу и оцените с помощью сигнальных карточек СЛАЙД 13
Утро – вечер.
Встречают – провожают.
Взять – отдать.
У. -Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.
3. У. -А теперь ответьте на такие вопросы:
- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (КЛЮЧ) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок
- Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок, щелчок
У. - Что это за слова?
Д. - Омонимы.
У. - Или слова – тёзки. Прочитаем определение на стр. 89
Д. - (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.)
У. - Отгадайте загадки. СЛАЙД 15
Со мной ходи стрельбе учиться,
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.
Д. - Лук. Щелчок Объяснения детей. Щелчок
У. - Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.
Д. - Перо. Щелчок Объяснения детей щелчок
У. - Прочитайте определение в учебнике на стр. 87.
Д. – Чтение правила сильным учеником
У. - Молодцы ребята! Давайте в заключении обратимся опять к рабочим листам, а именно к таблице №1. Заполните недостающие ячейки таблицы.
Таким образом мы проверим, как вы усвоили этот урок.
Рефлексия
У. - Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам - небольшое сочинение в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли?
За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.
Итог урока.
У. - Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)
Удалось нам их решить?
Домашнее задание
У. - Для всех. Стр.86, упр.139
А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы СЛАЙД
Лист для работы на уроке
Фамилия, Имя | |
Дата Тема урока | |
Таблица №1 |
| Синонимы | Антонимы | Омонимы |
Значение слов | | | |
Звучание слов | | | |
Примеры |
|
|
|
| Тема урока помогла мне. Я узнал(а)….. |
| |
| |
| Еще я хочу задать вопрос … |
| |
| |
| |
| |