Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов»
Используемые учебники и учебные пособия:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. Л.Ю.Комиссарова, Дидактический материал к учебнику "Русский язык"
Используемая методическая литература:
Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.
Цель: Формирование понятия корень как главной части однокоренных слов.
Задачи:
1.Образовательные:
- посредством наблюдения над однокоренными словами сформулировать правило, что называется корнем;
- выявить признаки однокоренных слов;
- научиться выделять корень в группе однокоренных слов.
2. Развивающие:
- способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления, умение устанавливать причинно – следственные связи , сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать устную, диалогическую речь, внимание.
- развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
в процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы, умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, обобщать и классифицировать слова по признакам, выбор способа действия
Регулятивные:
самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе, паре, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учет позиции товарищей, включаемость в коллективное обсуждение вопросов
Планируемые результаты:
Предметные
1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные: самоопределение: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметные: умение видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации в окружающем мире, умение планировать и осуществлять свою деятельность.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям
Тихо сели девочки
Тихо сели мальчики
На меня все посмотрели.
Слайд 1
За окном зимний месяц, землю припорошило снегом. Снежинки кружатся, на землю ложатся и даже оказались в нашем классе, у вас на партах, возьмем их в руки. Дружно делаем глубокий вдох, а теперь глубокий выдох в щелочку, чтобы наша снежинка путешествовала дальше.
Слайд 2
Я хочу, друзья признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо-
Много пользы от нее.
А здоровье –вот награда
За усердие твоё.
_ О чем это стихотворение?
- Для чего надо делать зарядку?
- Выделите два главных (ключевых ) слова в этом стихотворении?
На минутке чистописания будем писать букву Зз и слова
Вспомним правила посадки при письме
- Правильно списать с доски написанные там слова. Подчеркнуть опасные места, поставить ударение.
- Какие опасные места подчеркнули?
Личная внутренняя готовность к учебной деятельности.
Здоровье, зарядка
9 декабря.
Классная работа.
С минутки чистописания
Письмо в тетради
Зарядка, здоровье
Регулятивные УУД
1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других
2.Этап актуализации знани
й
Посмотрите на кадр нас встречают герои нашего учебника
(Слайд 3 )
Что вы можете сказать о нашем герое? Какой он?
-А что од держит в руке?
-А что для дерева его корень?
-Ребята, а при чем на сегодняшнем уроке корень дерева? Какая связь с русским языком?
– Какое ещё значение слова корень вам известно?
-Вы назвали несколько значений слова корень?
Слайд 4 -Значит, слово «корень» какое по значению?
Что надо сделать для этого? На основе чего работать?
Работа в паре
- Обсудите в паре и запишите одну группу однокоренных слов в тетрадь. Выделите корень
- Представьте ваши результаты. Почему вы так разделили?
1-2 ученика у доски перетаскивают слова
.
Работаем согласно алгоритма
Разный смысл слов.
Познавательные УУД
1.Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3Коммуникативные УУД
1 . Оформлять свои мысли в устной форме
2. Умение работать в паре.
3. Развиваем умение слушать и понимать других
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6..Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Слайд 10
Упражнение 101 с. 48 дидактический материал
- С чего начнём работу?
- Что надо сделать?
(Самостоятельная работа)
Слайд 11.
Проверьте правильно ли вы разделили
Слайд 12
Оцените себя на полях (кружочками)
Я справился. Молодец!
Мне было трудно, у меня есть ошибки.
У У меня не получилось
Чтение задания
Внимательно прочитать задание, записать однокоренные слова в столбики и обозначить корень
Выполняют задания.
Проверяют по эталону на доске.
Регулятивные УУД
1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
7. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Слайд13
Посмотрим инсценировку «Родня ли гусеница гусю?»
- Гусеница утверждает, что она тётя, значит
родственница. Права ли она? Ответьте на вопрос?
- Для чего нужен корень слова?
Слайд 14
– Какое определение корня правильное? Выберите правильный ответ. Работа в группах
«Корень – это общая часть всех слов».
«Корень – это главная часть предложения».
«Корень – это общая часть однокоренных слов».
Слайд15
- Скажите на что похоже ваше настроение? Подумайте какое у вас настроение и продолжите предложение….
Мое настроение похоже на …. И почему?
Ведут диалог с учителем.
Инсценировка
- Вы кто такие?
- Я гусь,
- Я гусыня
- Я гусёнок.
- А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Делают вывод
Для образования новых слов
Без корня нет смысла слова
Самооценка.
Регулятивные УУД
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Умение работать в группе
2..Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
10. Домашнее задание.
Слайд 16
Правило стр.86
Задание на выбор:
Упр. 120 стр. 87 или ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Вырастить словесное дерево».
Выбирают задание и записывают в дневники.
Слайд 17
Всем спасибо за урок
Вот уже звенит звонок
Встаньте, подравняйтесь
С гостями попрощайтесь!
Инсценировка
- Вы кто такие?
- Я гусь,
- Я гусыня
- Я гусёнок.
- А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА!
Инсценировка
- Вы кто такие?
- Я гусь,
- Я гусыня
- Я гусёнок.
- А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Инструкция
1
Напишите тему проведенного урока и его место в общем тематическом планировании на весь учебный год.
2
Оцените четкость и мобильность организационного момента в уроке.
3
Отметьте то, как учитель подготовил оборудование для успешной деятельности учащихся: эстетичное оформление доски, наличие информационного сопровождения, интересный и разнообразный раздаточный материал для школьников (карточки с дифференцированным заданием, тетради с печатной основой и т.д.), использование интерактивной доски.
Оцени свою работу.
Проанализируйте, насколько грамотно и четко педагог озвучил цели и задачи для учащихся, предусмотрел ли он мотивацию детей к изучению нового материала.
5
Опишите, как педагог подошел к объяснению новой темы, сумел ли он связать ее с ранее полученными знаниями.
6
Проанализируйте уровень подготовленности учащихся к изучению данной темы, а также то, насколько они были активны на уроке.
7
Сообщите в анализе, наблюдался ли индивидуальный подход к каждому ребенку в течение урока, предусмотрел ли педагог дифференцированный метод в обучении.
8
Если учитель успешно использовал в продолжении всего урока исследовательскую деятельность школьников, обязательно зафиксируйте это в анализе.
9
Напишите, удалось ли учителю провести обобщение на каждом этапе уроке, и было ли подведение итогов и повторение изученного в конце занятия.
10
Опишите атмосферу, которую удалось создать во время урока педагогу. Если он был внимателен и корректен к каждому ребенку, не забывал о поощрении, то дети, безусловно, смогли полностью раскрыться и добиться высоких результатов в изучении нового материала.
11
Оцените разнообразие форм и методов обучения, использованных учителем на данном уроке.
12
Обязательно укажите в анализе, была ли проведена рефлексия по окончании занятия.
13
Отметьте то обстоятельство, насколько подробно и доступно объяснил педагог задание на дом, успел ли он это сделать до звонка с урока.
14
В конце анализа напишите, соответствовало ли проведение урока с составленным планом, и удалось ли учителю и учащимся достичь поставленной цели.
Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Есть такое правило в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть!
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
Жил-был корень по имени сад. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На слайде появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова?
– Выделите корень значком.
Дети доказывают, что гусеница – не однокоренное слово гусь, гусыня и гусята – это птицы, а гусеница – червяк, личинка бабочки, насекомое Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)
Рефлексия Прочитайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» - Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Гусеница утверждает, что она тётя, значит
родственница.
- Права ли она?
- Над чем подумаем? (Является ли слово «гусеница» однокоренным словам «гусь, гусыня и гусята»?)
Кто догадался, что мы сегодня на уроке будем исследовать? (Дети высказывают свои предположения.)
Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
Кто догадался, что мы сегодня на уроке будем исследовать? (Дети высказывают свои предположения.)
день нам прибавляет Каждый жизни частичку мудрости
Что можете сказать
- Как вы понимаете эти слова?
Какие качества нам понадобятся на уроке
Минутка чистописания
-На уроке русского языка мы не только изучаем русский язык, но и учимся красиво писать.
Кто хочет провести минуту чистописания, отгадай загадку
Три шара, ведро, морковка И для глаз - два уголька; Палки-руки вставим ловко: Лепим мы...(снеговика)!
- Написание какой буквы мы будем сегодня повторять?
-Что вы знаете о ней?
сс // сс // св сс су со
- Устно назовите слова с этими соединениями
Игра «Рассели жильцов». - К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам. (Два домика, два корня –зим- и –снег-) - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег. Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье. - Что такое зимовье? (воспит. момент.) Значение 1. Место, помещение, где зимуют люди 2. Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы. - Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей? - Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму? - Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?
9. Итог урока. Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень слова» и учились подбирать однокоренные слова. Теперь я знаю что: Корень это – В корне заключён – Чтобы правильно выделить корень надо –
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
( инсценировка)
Встретились однажды корень дерева и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
-Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я живу в словах.
- Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень!
- Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать- то нельзя!
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветной, цветок, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лед.
Начнём с игры «Четвёртый лишний».
Понятна игра?
Но играть будем в группах. Сядьте в группы. Лишнее слово в каждой строчке нужно подчеркнуть.