2. Развивать умение различать и видеть имена существительные
в тексте.
3. Развивать умение точно употреблять имена существительные
в устной и письменной речи.
4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Этап урока | Время | Ход урока | Слайд | Оборудо- вание |
1. Введение | 2 мин | - Сегодня мы в новом кабинете, у нас необыкновенный урок, на котором мы будем выполнять интересные задания. Тему урока вы назовете сами, если ответите: что общее у слов «кабинет», «урок», «задание» (имена существительные). - Тема урока: «Имя существительное как часть речи» - Сегодня мы: 1. Обобщим знания об имени существительном, как части речи; 2. Будем находить имена существительные в тексте. 3. Будем учиться точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи. - Сегодня у нас урок – путешествие к Земле знаний. - На доске карта, на которой указан наш маршрут. Кто за приключения? Все без исключения! Давай поднимем парус И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало – Смелее у штурвала! - Вы готовы к путешествию? (Да!) | № 1 | Экран Карта путешест- вия |
2. Чистописание | 2 мин | - Отправляемся мы из порта Чистописания. - Небольшое волнение на море, как в этих строчках: лЛл ЛлЛ мМм МмМ - И мои вам пожелания: «Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!» - Подчеркните самое красивое соединение букв. - У кого много красивых букв и трудно было выбрать самое красивое соединение? | | Доска |
3. Словарная работа | 6 мин | - Вперед! Вот уже мы в море Словарных слов и я предлагаю проверить взяли ли мы с собой необходимое количество продуктов, которые помогут нам оставаться здоровыми во время путешествия. Я вижу, что без витаминов мы не останемся. - Послушайте, о чём говорят овощи. - Запишите названия овощей: К _ртоф_ль, м_рковь, _гурец, к_пуста, п_м_дор, г_рох. - Ребята, чувствуете? Дует горько – соленый бриз. - Кто из вас знает что такое «бриз»? - Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание: Бриз – лё_кий в_т_рок, дует днём с моря, а ночью с суши. - Найдите существительные в этом предложении. - Вот мы и вспомнили словарные слова. | № 2 № 3 | Экран Экран |
4. Повторение | 6 мин | - Мы приближаемся к полуострову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок. - Из судового журнала выпал листок. Солёная океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне – скажите, что смыла вода и запишите слова в два столбика, объясните свой выбор: Ш(?)ло, туш(?)ть, горош(?)на, уж(?)н, свеж(?)й, беж(?)т, кож(?)ца, ж(?)рный, спеш(?)ть, кувш(?)н. - На какие группы разделили все слова? (существительные и другие части речи) - Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте выполнение задания по слайду. - Кто выполнил всё задание без ошибок? - Какими правилами пользовались при выполнении задания? - Какой частью речи являются слова в первом столбике(сущ-е), во втором столбике? (прилагательные и глаголы) | № 4 № 5. 6 | Экран |
5. Физминутка | 1 мин | - Немного отдохнем и поплаваем в море. - Если я называю существительные – вы плывете, если другую часть речи – ныряете: море, ветер, чайки, веселый, добрый, отважный, лодка, облака, небо, парус, плывём, тишина, красота, корабль, - Возвращаемся на корабль | | |
6. Работа по теме урока. Обобщение знаний. | 3 мин | - На нашем пути встретилось уже много существительных. - Что такое имя существительное? (привести пример) - На какие две группы можно разделить имена существительные? (одушевленные и неодушевленные). Дайте им определение, приведите примеры. - Как изменяются имена существительные? (по числам) - Кто знает каким членом предложения бывает имя существительное? (подлежащим) | | |
7. Закрепление. Работа в группах. | 7 мин | -Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для команд экипажа. Готовим ответ сообща, один рапортует. Капитаны команд, получите задания. Задание № 1 - Вычеркни лишнее слово, объясни свой выбор: существительное прилагательное глагол сказуемое местоимение Задание № 2 - Распредели слова в две группы. Как называются слова каждой группы? Корабль, якорь, моряк, остров, путешественник, кеапитан, парус, акула. Задание № 3 - Продолжи ряд синонимов к прилагательному «метель» (буран, пурга, вьюга) Задание № 4 - Запиши антонимы к существительным: холод, добро, верх, грусть, молодость. Задание № 5 - Напишите имена существительные во множественном числе: лист, звено, дерево,перо, соловей. Что есть во всех словах второго столбика? (разделительный Ь ) - Капитаны команд рапортуют о выполнении заданий. Мы проверяем по слайдам. - На флажках с выполненными заданиями буквы. Составьте из них слово. («земля») - Да, я вижу землю. Это остров Поэзии. | № 7 № 8, 9 № 10 № 11 № 12 | Флажки – задания Экран Экран Экран Экран Экран Доска, флажки |
8. Разбор предложения по членам. | 3 мин | - Прочитайте стихотворение: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что кинул он в краю далеком? Что ищет он в краю родном? - Кто автор этих строк? (М. Ю. Лермонтов) - Запишите первое предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения. Один человек выполняет задание на доске. | № 13, 14 | Экран, доска |
9. Итоговое закрепление. Творческая работа. | 10 мин | - Ежедневно на корабле ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения. Сегодня … день. Какое … небо, какое … море! Впереди … остров. На берегу … песок и … трава. Вдали … крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к … острову. - Прочитайте текст, который у вас получился. - На этом острове мы пока и сделаем остановку, а завтра продолжим свое путешествие к Земле знаний. | № 15, 16 | Экран |
10. Домашнее задание | 2 мин | Откройте учебники на с. 137. Домашнее задание – упр. 270 | № 17 | Экран |
11. Оценивание учащихся | 1 мин | - Сегодня на уроке вы хорошо поработали. - Оценки за урок: … | | |