Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Виды предложений по цели высказывания"»
Тема «Виды предложения по цели высказывания»
Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность; совершенствовать
Задачи:
Дидактические:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
презентация;
компьютер:
проектор;
магнитная доска и магниты;
набор слов для работы в парах;
карточки для индивидуальной работы;
рабочие листы для групп;
таблицы с предложениями и модели домиков для проведения игры.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
-Сегодня у нас присутствуют на уроке гости. Давай поприветствуем их лучезарной улыбкой. Согласитесь, улыбка ничего не стоит, но много дает. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, положительные эмоции и крепкие знания, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Минутка чистописания.
Сядьте все, ребята, ровно. Откройте тетради, возьмите в руки ручку.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем минутку чистописания.
А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Запишите данные буквосочетания в тетрадь.
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
-Придумайте предложение с этим словом.
3. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.
- Послушайте высказывания о предложении и ,если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Предложение должно содержать в себе грамматическую основу.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения могут стоят точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.
- Сверьте, пожалуйста, свои ответы (на слайде).
- Молодцы! Вы справились с заданием. Значится, тогда можно продолжить.
- Прочитайте запись и скажите, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, полях;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
Запишите предложение в тетрадь, не забывая про определенные правила, а именно…?
С какой целью мы выполнили данную работу?
4. Постановка цели.
-Прочитайте слово, которое написано - Цель
- В народе говорят:
Говорить без цели - что рисовать на воде.
- Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.
-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?
Попробуйте сформулировать тему урока. (Виды предложений по цели высказывания).
Какие цели вы поставите перед собой?
- Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания.
Мы сегодня должны научиться, находить в тексте предложения разных видов , самостоятельно составлять такие предложения.
Я бы хотела обратить ваше внимание на сегодняшнюю дату (на слайде): Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные.
Что произошло 12 апреля 1961 года? В этот наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Узнайте, пожалуйста, больше об этом событии и человеке.
Попробуйте назвать цель каждого из предложений (Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба)
6. Открытие новых знаний.
Работа в парах.
- Возьмите карточки. Разложите на столе на три группы - зачем, с какой целью мы говорим. (задачи общения)
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- сообщить, повествовать? ( повествовательные)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- узнать, спросить? ( вопросительные)
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- попросить, побудить к действию? ( побудительные)
7. Работа с текстом определения.
Проверим наши предположения. Прочитайте правило.
а) Чтение про себя.
б) Чтение вслух.
- Продолжите фразу.
Предложения по цели высказывания бывают…(повествовательные, вопросительные, побудительные). (составляется схема на доске)
8. Физминутка.
9. Работа в группах
Сейчас мы поработаем в группах.
Вам нужно будет распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения, выяснить основное назначение каждого вида предложений, определить, какие знаки препинаний ставятся в конце предложений, подобрать стихотворение, в котором преимущественно содержатся соответствующие предложений.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
рапортовать разведать воздействовать
Работа по рядам согласно рабочим листам:
Ряд – повествовательные предложения, 2 ряд – побудительные, 3 ряд – вопросительные.
- Какое основное назначение повествовательных предложений?
Основное назначение повествовательных предложений( зачеркни лишнее) сообщение об определённых явлениях действительности; побуждение к действию того, к кому обращена речь; для выражения вопроса; передача информации собеседнику.
- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?
Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для (зачеркни лишнее) для сообщения об определённых явлениях действительности; побуждения к действию того, к кому обращена речь; для выражения вопроса; передачи информации собеседнику.
Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
3) Какое основное назначение вопросительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений ( зачеркни лишнее) сообщение об определённых явлениях действительности; побуждение к действию того, к кому обращена речь; для выражения вопроса; передача информации собеседнику.
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Чудесный сон.
Интересный мой рассказ.
Захожу я утром в класс.
Вижу- слон сидит за партой.
Лев стоит у стенда с картой.
Орфограмму учит кот.
Ему мыши смотрят в рот.
А проказница-мартышка
С умным видом смотрит в книжку.
Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош.
У меня возник вопрос.
У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз?
Кто меняет зайцу шубу?
Вырезает листья дубу?
Чем питается енот?
Как одет и где живёт?
И зачем лисице хвост?
И какой у волка рост?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть!
О воспитании
Принесите мне напиться!
Попрошу поторопиться!
Ах, подвиньтесь, не мешайте!
А ещё поесть мне дайте!
Ну, скорей кладите спать!
Постелите вмиг кровать!
А потом читайте книжку
«Воспитание малышки».
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
10. Применение новых знаний на практике.
Упр. 391.
Игра «Каждому свой домик»
вопросительные повествовательные побудительные
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
Самостоятельная работа. Упр. 392.
Выполняется по заданию. По вариантам.
1-повествовательные.
2- побудительные.
- О какой волшебной полочке говорит автор?
-Почему он назвал её волшебной?
-Кто из вас, ребята, помогал птицам зимой?
12. Рефлексия.
Предлагаю поиграть в игру «Опиши словечко».
У доски 1 человек (спиной). На слайде появляются слова (повествовательное предложение, предложение, вопросительный знак, побудительное предложение, точка) Ребята должны охарактеризовать слово, ученик должен его угадать.
Посмотрите, на экране даны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выберите для себя ту, которая вам наиболее подходит по окончании урока:
15. Д. з.упр. 393 + составить 3 предложения о нашем сегодняшнем уроке разные по цели высказывания.