Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Приставка как часть слова" »
Курылёва Елена Николаевна
МСОШ № 8 г.Красновишерск
Класс : 2
Предмет: русский язык
Тема: Приставка как часть слова.
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2011г., 2 класс;
презентация к уроку;
мультимедийная установка;
карточки для групповой и индивидуальной работы .
Кубик Блума
Организационный момент.
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Вот опять звенит звонок
Он зовёт нас на урок.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости- посмотрите на них, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.
-Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.
Цели:
- Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога
– организовать формулировку темы, цели урока.
- Составьте из данных частей слова и запишите их в тетрадь.слайд3
Школ при а
Школь школь н ый
Школь н ник ый
-Какие слова у вас получились?
(школа, школьник, школьный, пришкольный) слайд 4
- Что вы можете сказать об этих словах?( однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? Выделите в словах корень
( работа на слайде)
- Какие ещё части слова вы знаете? Выделите эти части в словах. Проверим .
- В каком слове выделены не все части? Почему? ( мы не знаем что это за часть слова)
-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
( познакомиться с этой новой частью слова)
- Начнём исследование этой части слова, а поможет нам составить план исследования наш кубик.
Приём ТРКМ «Кубик Блума» слайд 5
Что это?
Где находится?
Как обозначается?
Для чего служит?
Имеет ли значение?
Как найти? слайд 3
Приём ТРКМ «Инсерт»
-Ответы на эти некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 1, лежащей у вас на столе. ( приложение № 1).Но вы не просто должны его прочитать. Наши задачи:
Определить , что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретитесь впервые.
С помощью специальных значков, сделать в тексте пометки: слайд6
V- уже знал
+ - новое
?- не понял, есть вопрос
Проверим, что у вас получилось. Проверку будем осуществлять по абзацам:
1,2,3,4-знал
5-новое. Есть вопросы
6- знал, есть вопросы
С чем вы уже были знакомы? Какая информация стала для вас новой?
-Назовите тему урока.( Приставка как часть слова)слайд7
3.Физминутка.слайд 8
С при- приставкою присесть
С по- приставкою- подняться и немного покачаться
С под – подпрыгнуть, подмигнуть
С вы –вытягиваем руки
С о –опустим их опять
Вот и всё. Настало время
С за –зарядку завершать.
4.Изучение нового учебного материала.
Цели:
– организовать применение нового знания;
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку;
- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите оставшееся слово.
- Как называется не выделенная вами часть слова? Как её можно обозначить? Где она находится? Для чего она нужна?
-Чтобы ответить на последний вопрос. Выполним упражнение 1 из учебника на стр.143
-Что нужно сделать? Какие приставки нам даны? слайд 9
- Проверим, что у вас получилось?
- Что можно сказать о данных словах? ( однокоренные) . Выделите корень .- С помощью какой части слова они образовались? Может кто-нибудь назовёт способ их образования?
-Так для чего нужна приставка?( для образования новых слов)
-Какое общее значение у этих слов? ( движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? ( нет)
- Какие части слова изменили смысл каждого слова? ( приставки)
- Какое значение придаёт слову каждая приставка?
Вы – указывает на движение изнутри
За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо
Пере – направление действия через предмет
При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения
От –удаление на небольшое расстояние
- Какой вывод можно сделать?( Приставка имеет значение)
5.Закрепление учебного материала.
Цели:
– Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
– организовать самопроверку;
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
- На все ли вопросы кубика мы ответили? ( нет, как находить)слайд10
- Посмотрите на карточку № 2. ( приложение 2).На ней напечатан алгоритм действий. Расположите по порядку этапы нахождения приставки.
Проверим по учебнику на стр.145 слайд11
-А сейчас подумайте, что вам на уроке понравилось делать больше всего и выполните задания на разноцветных карточках.
- Если хорошо образовывать новые слова с помощью приставки- зелёное задание, находить приставку –синее задание, определять значение приставки –красное задание.( приложение № 3)
Игра в парах «Пословица рассыпалась» (мудрым никто не родился. А научился)
- У нас сегодня не только слова, но и целые предложения рассыпались на части.
- Соберите пословицу. слайд 12
-А вы чему учились сегодня на уроке?
-Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой)
-Достигли?
- Давайте проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.
Приём ТРКМ «Игра да - нет». слайд13
1.Приставка –это часть предложения.
2. Приставка- это часть слова.
3. Приставка стоит после корня.
4. Приставка стоит перед корнем.
5. Приставка пишется отдельно.
6. Приставка пишется слитно.
7. Приставка- это главная общая часть родственных слов.
8. Приставка служит для образования новых слов.
9. Приставка имеет своё значение.
- Какие впечатления остались у вас от нашего урока?
-Спасибо за урок!
6.Задание на дом.
Цель:
– организовать выполнение д/з.
- Домашнее задание : стр. 146 упр.5
(Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки)
Приложение 1.
1 карточка
Части слова
Слова состоят из частей.
Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так .
Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так .
Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так .
Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так .
Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку.
Приложение 2.
карточка 2
Как найти приставку.
Обозначь корень.
Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова.
Подбери однокоренные слова.
Назови приставку. Выдели её.
Приложение 3.
Зелёная карточка
«Вставь приставку»:
…лить …лить …лить …лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
Синяя карточка «Выдели приставку»:
налить перелить полить вылить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
Красная карточка
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку …лить цветы …лить воду из ведра …лить сок из банки в кувшин