Мартынова Татьяна Дмитриевна
МБОУ СОШ с.Шереметьевка Саратовская область
Предмет: русский язык 6 класс
Тема урока: Имя числительное как часть речи
Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии (первый урок по теме «Имя числительное как часть речи»)
Цели урока:
обучающие: - Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
- Сформировать понятие об имени числительном
- Выработать умение находить числительные в текстах, отличать количественные числительные и порядковые. Различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи
развивающие:
- развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 6 кл., компьютер, презентация, проектор, экран, листы-заготовки для кластера
При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ:
Кластеры – выделение смысловых единиц текста, новой темы и графическое оформление в определенном порядке
прием «верные и неверные утверждения»
I.Мотивация к деятельности.
Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке и надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Стадия вызова.
- Вспомните, что такое грамматика? (грамматика – грамматический строй языка, включая правила и способы изменения слов, соединения их в словосочетания и предложения. Включает морфологию и синтаксис) Слайд №2
- внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?
Веселая грамматика
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
Чтобы ничего не забыть, давайте изобразим это в схеме. ( Ребята работают в группах, на столе у них листы с изображением центральной фигуры, где написано части речи, остальное, совещаясь между собой, они вносят самостоятельно
частицы
междометия
наречие
Части речи
Имя
существительное
числительное
глагол
местоимение
Имя
прилагательное
Слайд №3 Проверим себя. Все части речи выписали, ничего не пропустили?
- с какими из них вы уже знакомы? (существительные, прилагательные, глагол)
- что мы можем сказать о числительном? (бьет числительное – семь)
- посовещайтесь в группах и сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. (числительное – производное от слова число, числитель – встречаемся на уроках математики)
- сделайте вывод, что изучает эта часть речи?
-кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Числительное. Корректирую тему: имя числительное, потому что именует, называет число) слайд №4
-какую поставим цель урока? (познакомиться с еще одной именной частью речи – имя числительное)
III. Стадия осмысления
1. Исследовательская работа. Работа в парах.
- рассмотрите предложения в трех колонках (работа с учебником стр. 144)
- в какой колонке выделенные слова обозначают
количество предметов (1-я),
число – (2-я),
порядок предметов при счете (3-я)
- найдите числительные
- определите падеж
- какой вывод можно сделать? (числительные изменяются по падежам)
- вспомните цель нашего урока (познакомиться с еще одной именной частью речи – имя числительное)
- посмотрите на кластер, который мы сделали в начале урока, какие знакомые именные части речи мы там отметили? (имя существительное, имя прилагательное)
У вас на столах лежат листы №2, на которых нарисована схема-кластер и которую мы попытаемся в течение урока заполнить по новой теме.
- Давайте вспомним все, что мы недавно повторяли о существительном и прилагательном и внесем это в схему? (заполняется существительное и прилагательное)
Именные части речи
Имя существительное 1. Самостоятельная часть речи 2. Обозначает предмет 3. Отвечает на вопросы кто? Что?
Имя прилагательное 1. Самостоятельная часть речи 2. Обозначает признак предмета 3. Отвечает на вопросы какой? Чей?
Имя числительное 1. Самостоятельная часть речи 2. Обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете при счете 3. Отвечает на вопросы сколько? Какой?
- по аналогии дополните числительное.
- назовите сходства и отличия между этими частями речи.
- а теперь сравните свое определение с определением в учебнике (стр.145)
- что еще нового узнали, что можно дописать в схему (дописывают в кластер)
- давайте проанализируем предложения на стр. 144 учебника, какую запись о числительном они подтверждают (могут быть разными членами предложения).
Имя числительное
1.Самостоятельная часть речи 2. Обозначает количество, число 3. Отвечает на вопросы сколько? Какой? 4. Изменяется по падежам
5. Делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой?) 6. Могут быть любыми членами предложения
2. Закрепление материала на стадии осмысления.
- ответьте на вопросы, используя числительные: (ответы записываем в тетрадь)
1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5) Сколько коробов можно наврать?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз.
- какая запись получилась в тетради?
- на какой вопрос отвечают эти числительные?
- что обозначают?
- как такие числительные называются? (количественные)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/EBBC76CF-46B6-4D51-AD92-D9A84DB35CFA/view/?path=[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU]/[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU].html
- посмотрите внимательно на дату, записанную в тетрадь. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает?
- как называются такие числительные? (порядковые)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/EBBC76CF-46B6-4D51-AD92-D9A84DB35CFA/view/?path=[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU]/[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU].html
- в словосочетаниях: двоюродный брат и познакомился с шестиклассниками есть числительные? (ответы разные, учащиеся затрудняются ответить) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/EBBC76CF-46B6-4D51-AD92-D9A84DB35CFA/view/?path=[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU]/[I-RUS_06-05]_[TE_02-SU].html
Давайте разберёмся в ситуации (теория на стр. 145 учебника)
Вывод: Эти слова – двоюродный и шестиклассники не являются числительными, потому что двоюродный отвечает на ? какой, а шестиклассник – на вопрос кто? Цифрой записать нельзя, значит это не числительное, хотя и имеют числовое значение.
─ Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящимся к другим частям речи? (Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами)
Работа в парах – выполнение упражнения 346.
Прием «Верные и неверные утверждения».
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли, что …» Вы обсуждаете ответы в группах, если верно, то во второй строке вы ставите «+», если нет, то «-»
1)… числительное может обозначать количество предметов.
2)… числительное может отвечать на вопрос что?
3)… все числительные могут отвечать на вопрос какой?
4)… количественные числительные обозначают номер по порядку.
5)… числительные изменяются по падежам.
6)… числительные делятся на количественные и порядковые.
7)… в предложении: Я учусь в шестом классе – употреблено порядковое числительное.
8)… по расписанию у вас сегодня 6 уроков – это количественное числительное
9)… слова тройка, пятерка, пятак являются числительными.
Проверим себя. Слайд№5,6
Кто согласен с выполненной работой?
- С чем согласны?
- Кто не согласен и с чем именно?
- Оцените работу.
- У кого возникли трудности? В чём? Давайте попробуем разобраться.
IV. Рефлексия.
- давайте обобщим все, что узнали на уроке о числительном, пользуясь опорой-кластером
После того как дети сами делают выводы, показывают слайд №7
Слайд №8 итог урока
- с какими трудностями встретились?
- где в жизни можно использовать полученные знания?
- все мы узнали о числительном?
Числительное: пять, триста двадцать семь – почему одни числительные состоят из одного слова, а другие из нескольких, и как такие числительные называются? Мы поговорим об этом на следующих уроках, продолжим изучать имя числительное и узнаем еще много нового и интересного.
Слайд №9
Домашнее задание: найти как можно больше фразеологизмов с числительными, напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: числительные, зачем они нужны?