Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме " Союз как часть речи"»
Класс: 7
Тема урока: «Союз как часть речи»
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой.
- Ребята, у вас на парте лежат у каждого листы самоконтроля. В них вы будете ставить на каждом этапе урока количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ).
В конце урока подведем итоги.
2. Актуализация опорных знаний. Игра «Морфологическая путаница»
Задание: распутай путаницу, распределите слова в 2 столбика. Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы)
Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.
В ходе урока озвучиваются цели: знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.
Из истории возникновения термина «Союз» ( Рассказ ученика)
4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала. (Лингвистический эксперимент)
Текст
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне. Прогулка удалась.
Учитель организует работу учащихся по алгоритму:
прочитайте текст, заполните пропуски союзами;
сделайте вывод по наблюдениям о роли союзов.
Уч-ся делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения.
( Работа с листком самоконтроля).
5. Систематизация знаний.
-Ребята, давайте наши выводы запишем в блок-схему.
- Какая часть речи? - Что соединяет союз? - Какие виды союзов мы знаем?
- Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.
Чтение правила по учебнику ( с.144. )
6.Закрепление учебного материала.
Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении?
Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
-Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.
- Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.
7. Физкультминутка.
8. Применение знаний и умений на практике.
Текст для работы в паре.
Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».
Задания: 1.Выразительно прочитайте текст.
2. Озаглавьте его.
3. Определите его главную мысль.
4. Какие из союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?
Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)
5. Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)
9. Тестирование.
- 1. Найди союз : А) и, а, но, зато, однако; Б) в, к, из-за; В) не, ни, же.
- 2. Какое предложение является простым:
А) Свет быстро вспыхнул и исчез.
Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.
В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.