Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская
Тип урока: урок-усвоение новых знаний.
Место урока в системе: 1-й урок: «Союз как часть речи», «Простые и составные союзы», «союзы сочинительные и подчинительные», «Запятая перед союзами в сложных предложениях», «Морфологический разбор союза», «Контрольная работа и анализ», «слитное и раздельное написание союзов : тоже, также», + урок по развитию речи: Сочинение-рассуждения о пользе чтения.
Цель урока: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте, формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них.
- Познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении в тексте.
- Формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.
- Наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
- Развитие информационно-коммуникативные способности учащихся.
- Развитие навыков анализа текста.
- Развитие навыков монологической речи.
- Развитие логического мышления, устной речи, памяти, внимания.
- Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умения общаться, помогать друг другу.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, дополнительные материалы.
Действия учителя | Действия ученика |
1. Орг. Момент «Здравствуйте, ребята, садитесь» | 1. Здороваются, садятся. |
2. Проверка домашнего задания: « Наш сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли упражнение номер 311. Сейчас мы его проверим.» Один человек перечитывает из упражнения все словосочетания с предлогами, далее, по цепочке, ребята проверяют слова с пропущенными орфограммами. | 2. Проверка домашнего задания «по цепочке» |
3. Подготовка к активному усвоению и сознательному усвоению нового учебного материала « На предыдущих уроках вы познакомились с такой частью речи, как предлог. Сейчас мы выполним упражнение на проверку знаний, полученных на предыдущих уроках. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Один ученик выполняет у доски упражнение. «Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень, по-прежнему стучит, нечто вроде пещеры, подъем наподобие террас, согласно желанию, вблизи дома, вспоминая впоследствии, в продолжение часа, сначала думай, а потом пиши, с начала зимы, в начале лета, вначале реши это. «Хорошо, теперь мы с вами постепенно перейдем к теме нашего сегодняшнего урока: «Союз как часть речи» - Итак, какие вы знаете служебные части речи? - Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? (стр.133) - Изменяются ли служебные части речи? | 3. Оформляют тетради. Выполняют упражнение. Объяснение правописания. Записывают тему урока. Отвечают: - Предлог, союз, частица. - Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. - Нет, служебные части речи не изменяются. |
4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала + объяснение нового материала. «Молодцы, теперь мы с вами немного поработаем с текстом. Текст выведен на интерактивную доску. Вам необходимо будет записать текс, объяснить выбор орфограммы, постановку знаков препинания.» Но вот со_нце село а горо_ все выплывал и выплывал (на)встречу. Дома выр_стали ог_ньки зажигались рядами и в бе_порядке др_жали в воде двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пар_ход шел уже два часа (в)виду земли (в)виду построек и пр_станей. На ночь ост_новились в заливе а утром пар_ход потихоньку подт_нулся к пр_стани. - Итак, ребята, какова же роль союзов в тексте? «Правильно, теперь давайте прочитаем правило на странице 147» | 4. Выполняют упражнение у доски. - Союзы соединяют однородные члены предложения, части сложного предложения, кроме того, союзы соединяют предложения в тексте, благодаря чему текст воспринимается, как единое целое. Учащиеся читают правило на странице 147 о союзе. «Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения в составе сложного, а так же предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.» |
5. Первичная проверка понимания учащимся нового материала. «Хорошо, теперь мы с вами знаем, что такое союз и что он соединяет. Зная это, мы можем выполнить упражнение номер 316 в учебнике. Два человека будут выполнять его у доски, остальные – в тетрадях. Упражнение мы выполним по вариантам, первый вариант будет работать с первым четверостишьем, второй – со вторым. Вы должны списать, расставляя пропущенные знаки препинания, заключить в овал союзы, определить, что они соединяют и выражают, объяснить орфограммы, которые нам встретятся. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. | 5. Выполняют упражнение: Союзы соединяют простые предложения в составе сложных и однородные члены предложения. Союзы «а» и «но» выражают противопоставление, а «и» - соединяет однородные члены предложения. Печален – непроверяемая безударная гласная в корне. Дышит – 2 спр., исключение Колышет – 1 спр., Шевелит – непроверяемая безударная гласная в корне. Природа – непроверяемая безударная гласная в корне. Редеющего – безударная гласная в корне, проверочное слово – редкий. |
6. Закрепление новых знаний. «Хорошо, я надеюсь, вы поняли, что соединяют и выражают союзы. Для закрепления материала мы с вами выполним небольшой выборочный диктант. Я прочитаю текст, вам нужно будет выписать союзы вместе с теми словами или основами предложений, которые они связывают. Будьте внимательны, потому что в упражнении встречаются союзы, соединяющие предложения в тексте.» Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула егоза самую плеть, где лежала змея. Гадюка подняла голову и зашипела. | 6. Выписывают: Змеи стерегут тепло, и одна вползла на пень Вползла и свернулась Змея вползла и свернулась, а девочка ползла Ползла и приползла Приползла и дернула |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. «Молодцы, теперь подведем итоги нашего урока. - Итак, что же такое союз? - Союзы – изменяемая часть речи? - Является ли союз членом предложения? | 7. Отвечают: - Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. - Нет, так же как и предлог. - Нет, не является. |
8. Информация о домашнем задании. Инструкции по его проведению. «Молодцы, сегодня вы очень хорошо поработали. Запишите домашнее задание. Параграф номер 54, Упражнение номер 315, плюс дополнительное задание к нему: слово «опускающихся» разберите морфологически. Ставим цифру 3, Второе предложение разберите синтаксически. Цифра 4. . (или 319) | 8. Открывают учебник Записывают домашнее задание. |