Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Учитель приветствует детей: В мир новых открытий Мы с вами спешим, Чтоб знаний рюкзак Был наполнен большим Запасом умений и знаний И всех УУД, Которые с нами ВСЕГДА и ВЕЗДЕ!!! Мы отправляемся в путь за новыми знаниями! Удачи и успехов! | Подготовка класса к работе. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Учитель читает стихотворение: Над М…сквой шумит п..ходный ветер, Он з…вёт в д…лёкие кр…я. Кто ск…зал, что нет чудес на свете? Ты чуде…на, Родина моя! Кто автор этого стихотворения? Какие стихи Ю. Друниной вы знаете? Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. - Какие тропы, стилистические фигуры использует автор для создания образа Родины? - Какие слова служат для выражения вопроса? Учитель читает отрывок из журнала «Как стать?»: В русском языке существуют специальные слова, которые помогают расширить или сузить сферу поиска информации и, следовательно, получить более объемную либо более детализированную информацию. Практически каждое из этих слов может превратить обычное утвердительное предложение в вопросительное, а некоторых случаях такое слово может само служить полноценным вопросом. Эти слова так и называются «вопросительные». Вот они, наши безотказные помощники: кто, как, что, зачем, почему, где, куда, откуда, который, когда, сколько, чей, какой и каков. | Вставляют пропущенные буквы, делают синтаксический разбор второго предложения. Дети отвечают на вопросы учителя. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
III.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию - Определение морфологических признаков слов какой части речи вызвало затруднения? Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем? - Какова тема урока? - Какое вы заметили противоречие? Что удивило? - Какова цель урока? | Формулируют тему урока, ставят цели. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
IV.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает обратиться на стр.72-73 учебника (раздел «Теоретические сведения» и «Материал для наблюдения») Задаёт вопросы: - Какие вопросительные местоимения склоняются как прилагательные? - Предлагает вернуться к строкам из стихотворения Ю. Друниной, отмечает выразительность конструкций стихотворения, вводит понятие риторический вопрос. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа от того, кому адресован. Предлагает проанализировать предложения, в которых вопросительные местоимения являются риторическими вопросами: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в стране родной? Что может быть лучше теплого летнего вечера? На кого не действует новизна? Кто виноват и что делать? Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). Обучающиеся называют вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные и числительные. Отмечают, что среди многообразия вопросительных слов есть такие, которые указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Делают вывод: это вопросительные местоимения. Работа в парах. Рассматривают таблицу, склоняют слово птичий (пух) Записывают определение риторического вопроса в грамматические справочники. Анализируют примеры предложений с риторическими вопросами, отмечают их выразительность. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
V.Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правила | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | 1. Работа с карточками: выписывают из текста (книга «Большой дом человечества») вопросительные местоимения, указывают их грамматические признаки. У всех нас есть общий Дом, это – Земля. С незапамятных времён людям не давали покоя вопросы: каков этот дом, в котором живёт всё человечество? Какая земля: круглая или плоская? Что находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге? К сожалению, случается так, что нарушается гармония пребывания человека с миром и людьми. Что мешает нам начать меняться здесь и сейчас? 2. Работа с учебником. Выполняют упражнение 451. | Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П ) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний. 1. Предлагает найти ошибки, исправить их, объяснить правильность выбора и записать верный вариант. Местоимения подчеркнуть в соответствии с их ролью в предложении: а) Чего ты читаешь? б) Сколько время? в) Сколько много призов ты выиграл на соревнованиях? 2. Предлагает выполнить упражнение 456. | 1.В первом предложении неверно выбран падеж вопросительного местоимения: вместо родительного падежа требуется винительный: Что ты читаешь? Во втором предложении неправильно выбран падеж существительного «время»: вместо именительного падежа требуется родительный: Сколько времени? Или форма: который час? В третьем предложении избыточно слово «много»: Сколько призов ты выиграл на соревнованиях? 2. Выполняют упражнение. Находят ошибки в образовании глаголов и местоимений. Проверяют по эталону. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
VII.Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся. Учитель задает домашнее задание (на выбор): Найти примеры предложений с риторическими вопросами из произведений художественной литературы. Упражнение 451 из учебника | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |