Этапы урока | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, универсальные) | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые УУД | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Организационный момент. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. | -Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные». | Личностные УУД: формирование интереса (мотивация обучения). | Наблюдение. |
2.Актуализация знаний. | Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы. | Записывают словосочетания с ПРЕ- и ПРИ- и несклоняемыми им. сущ.(по вариантам) Повторяют правило правописания ПРЕ- и ПРИ-. Пробуют склонять им.сущ. в составе словосочетаний Выясняют, что они не склоняются. Формулируют тему урока. | Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ- Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси. -Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО. -Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Познавательные УУД. Регулятивные и коммуникативные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
3.Постановка учебной задачи. | Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися цели и постановку учебных задач. | В процессе диалога с учителем формулируют цель урока, составляют план деятельности на урок. | -Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными). -Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели? 1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым. 2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте. 3. Объяснять их значение. 4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний. | Организует изучение нового материала через беседу, связь с жизнью. Учит работать с информацией. | Дают определение несклоняемым именам сущ. Читают теорию по учебнику. Выясняют несклоняемые фамилии одноклассников. | -Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.) -Давайте обратимся к учебнику с140-141. (Чтение теории). -У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет). | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение, самооценка |
Физпауза | | | | | |
5. Первичное усвоение новых знаний. | Учит работать с информацией, корректировать художественный текст с грамматическими ошибками. | Читают стихотворение, исправляют ошибки, определяют падеж несклоняемых им. сущ. | -Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала). -Работа в парах. Перед каждой парой- лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов). -Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки. Как-то рано поутру с другом сели мы в метру И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашны и без пальты. Любит кины детвора, если в кинах кенгура Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! -А сейчас по одному представителю от ряда подойти к листам со стихотворением и исправить ошибки, указав при этом падеж нескл. им. сущ. -А теперь оцените себя. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение, анализ. Словесная оценка (оценка – поддержка). Самооценка. |
6.Применение нового знания. | Организует усвоение и применение учащимися нового знания. Через систему заданий расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас, развивает творческое мышление, познавательный интерес. Организует работу в парах и группах. | Выполняют систему заданий, предложенную учителем. Учатся соотносить иллюстративную информацию с текстовой. Расширяют кругозор, развивают творческие способности. Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге. | -Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю) -Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда). 1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12)Фойе. -На какие тематические группы можно разделить эти сущ.? -Составьте с 3 из них интересные сложные предложения. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
7.Первичная проверка полученного знания. | Осуществляет контроль усвоения знаний с самопроверкой и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста). | Выполняют упражнение с самопроверкой, формируют зону ближайшего развития. | Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их. учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2» Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. -Поставьте себе оценку за упражнение. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Самостоятельное оценивание правильности ответов. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Организует подведение итогов, рефлексию и самооценку работы на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят цель и результат | -Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились? Проведите рефлексию в своих листах. | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда). |
9.Домашнее задание. | Создаёт условия для осознанного принятия д.з.. | Принимают домашнее задание. | С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268 | Регулятивные УУД. Личностные УУД. | |