Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Состав Слова"»
Вырубовский филиал
МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема : « Состав слова»
Учитель
русского языка и литературы
Полякова Татьяна Викторовна
ТЕМА УРОКА:
Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова;
Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
Развивающие:
Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;
Воспитательные:
Воспитание интереса к русскому языку;
Формирование умения работать в парах, группах;
Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Лист учета знаний учащихся;
Карточки с заданиями;
Таблицы;
Короны с названиями морфем;
Учебник «Русский язык 5класс» под редакцией Т.А. Ладыженской;
Тест.
ХОД УРОКА:
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капель, лес- из деревьев , а предложения- из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала», «кирпичиков». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку». И наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово.
2. ЧАСТИ СЛОВА «РАССКАЗЫВАЮТ» О СЕБЕ. (Дети в коронах с названием частей слова выходят к доске и читают стихи.)
КОРЕНЬ:
Корень слова – главная ,
Значимая часть.
Родственные связи дарит
Корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
ПРИСТАВКА:
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
СУФФИКС:
За корнем СУФФИКС обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
ОКОНЧАНИЕ:
Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
- Ребята, какая часть является сердцевиной слова, его смысловым центром? Правильно, корень. Именно от него «растут»,как ветви на дереве, слова. Издревле о самом важном, главном говорили: «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» Продиктуйте друг другу слова и выделите в них корень.(взаимодиктант, взаимопроверка)
1вариант
2 вариант
удивляться
преподаватель
долина
разливаться
землетрясение
задрожать
удалиться
развеваться (на ветру)
извиниться
изредка
явился
приближаться
разъяснить
трясина
развивать (ребенка)
провинился
издалека
багровый
преодолеть
проливной
далекий
раздавался
удивительно
потрясти
явление
единение
4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.
- Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.
1- я остановка- столица КОРЕНЬ (на доске записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)
- А вот как об этом размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется – течет через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл. Общая часть- корень - род - .
2- я остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.
На ПРИСТАВОЧНОЙ ГОРЕ нужно указать слова с приставкой – по
На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит суффикс в слово.( таблица )
К-, -ИК-, -ОНК-,
Река, путь
НИК-, -ЧИК
рука, диван, огурец, заяц, летать,
ЕНЬК-, -ИЩ-
лесной, паркет
4- я остановка- ПИК ЗНАНИЙ.
- Последняя остановка- ПИК ЗНАНИЙ. Назвать слова с одинаковым окончанием. ( домов, столов, голов, коров, аллей, степей, юношей, батарей )
5. РАБОТА В ГРУППАХ.
- А сейчас, ребята, вам предстоит выдержать еще одно испытание. Возьмите карточки с заданиями. Внимательно прочитайте условие. Приступаем к выполнению.( экзамен по карточке принимает вся группа.
КАРТОЧКА № 1
Найдите однокоренные слова и отметьте их, оставив формы одного и того же слова.